Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине (на примере торгового предприятия).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента и качества творога
1.1. Основные понятия ассортимента и качества в удовлетворении потребностей
1.2. Факторы, формирующие ассортимент и качество творога
1.3. Классификация ассортимента творога
1.4. Требования к качеству творога
2. Анализ ассортимента и качества творога, реализуемого в торговом предприятии «Пятерочка»
2.1. Анализ ассортимента творога, реализуемого в торговом предприятии «Пятерочка»
Реализация этих принципов достигается в результате синтеза оптимальной структурной схемы, включающей научное обоснование последовательности основных технологических процессов, и оптимальных условий их проведения. Пищевая и биологическая ценность творога в значительной степени определяется качеством сырья и основных материалов, используемых для его производства: молока, молочных продуктов, заквасок, различных пищевых наполнителей и добавок[16].
Разнообразие продовольственных товаров является необходимым элементом выбора потребителями места покупки или определённой группы товаров. И если какой-либо товаропроизводитель не способен удовлетворить эти желания, то покупатели постепенно перейдут к конкурентам. Удобство в потреблении пищевых продуктов понимается покупателями достаточно широко: удобство в покупке продуктов, в их транспортировке до дома, в хранении товара, удобство в приготовлении еды, при уборке кухни. Особенно ценится возможность перехода от приготовления пищи на кухне к продовольственной системе. Потребители все в большей степени начинают беречь свое свободное время, продовольственный же маркетинг позволяет значительно сократить затраты времени на приготовление еды и потребители, конечно, замечают это.
При приобретении стандартизированных продовольственных товаров (молоко, кефир, сметана, творог и др.) потребители активно реагируют на конкретное месторасположение торгового предприятия, время его работы, персональные свойства (радушие, компетентность) продавцов, оказывая в результате стойкое предпочтение одним производителям перед другими. В связи с этим изучение покупательского поведения является важнейшим элементом в рыночной деятельности каждого хозяйствующего субъекта. Проведение систематических маркетинговых исследований (мониторинг) в этом направлении позволяет хозяйствующим субъектам оперативно реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре и тенденциях в покупательском спросе, избегая рисков и финансовых потерь.
В результате проведенного исследования установлено, что в магазине «Пятерочка» представлен не достаточный ассортимент творога, всего представлено 11 наименований продукции, которые включают творог жирности от 0 до 9%.
Проведенное анкетирование позволило установить потребительские предпочтения в выборе творога, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента.
В итоге проведенного исследования с целью совершенствования торгового ассортимента в магазине «Пятерочка», рекомендуется:
1. Расширить ассортимент творога различными производителями, например, «Деревенский молочный завод», «Алтайская буренка», «Домик в деревне», «President», «Данон». А также расширить ассортимент творога местными производителями.
2. Рекомендуется расширить ассортимент творога по проценту жирности, в частности, добавить творог 18%-й жирности.
3. Представлять покупателям различные виды творога: классический, с наполнителями, зерновые и мягкие диетические.
4. Периодически проводить акции на творог, что позволит привлечь больше покупателей.
5. Соблюдать условия хранения творога, т.к. он является скоропортящимся продуктом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе был изучен покупательских спрос и формирование товарного ассортимента творога. Для достижения поставленной цели в работе был проведен анализ литературных источников, проведено практическое исследование.
Установлено, что творог и творожные продукты считаются незаменимыми для всех возрастных групп населения благодаря содержанию в них полноценных белков, минеральных веществ: кальция, фосфора, магния, железа. Главная ценность творога определяется полноценной усвояемостью белка организмом человека. Большим спросом и популярностью у населения пользуются творожные продукты, отличающиеся пластичной, нежной консистенцией и широкой вкусовой гаммой. Творожные изделия, вырабатываемые на основе творога, ассортимент которых постоянно растет, пользуются огромной популярностью у российских потребителей.
Развивающаяся конкуренция на Российском рынке молочных продуктов заставляет производителей уделять больше внимания качеству и пользе продуктов. Творожные продукты относятся к белковым продуктам, которые отличаются высоким содержанием белка (от 14 до 18%). Значительное место среди молочных и молокосодержащих продуктов принадлежит творожным продуктам. Ассортимент творожных продуктов включает: сырки, пасты, кремы, торты и т. д. Такое разнообразие можно объяснить их популярностью среди населения и пользой, приносимой организму от регулярного употребления.
Творог является скоропортящимся продуктом и должен храниться в холодильных камерах при температуре не выше 8°С и влажности воздуха 80-85%. В магазинах так же часто нарушаются условия хранения и реализации творога, не соблюдаются правило товарного соседства.
Реализуется творог с повышенной кислотностью, с отделением сыворотки, что не допустимо.
Так проведенная оценка качества трех образцов творога («Савушкин хуторок», «Простоквашино», «Красногорский творог»), реализуемого в магазине «Пятерочка», позволила установить соответствие всех образцов творога маркировке и органолептическим свойствам. При оценке физико-химических свойств установлено несоответствие «Красногорского творога» по показателям массовая доля влажности, кислотность, массовая доля белка. Следовательно, в магазине необходим более строгий контроль при реализации молочных продуктов, в том числе и творога.
В результате проведенного анкетирования установлены потребительские предпочтения при выборе творога: «Простоквашино», «Кемеровский молочный комбинат» 5%-й жирности, упакованные в пластиковый контейнер. На выбор покупателей влияют стоимость, торговая марка и массовая доля жира творога.
С целью совершенствования торгового ассортимента творога разработаны рекомендации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Технический регламент на молоко и молочную продукцию. – М.: ИНФРАМ,2008. – 145 с.
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». – М.: Стандартинформ, 2011. – С. 18.
- ГОСТ 31453-2013 Творог. Технические условия. М.: Стандартинформ, 2013. – 13 с.
- ГОСТ 31450 – 2013 Молоко питьевое. Технические условия. – М. Стандартинформ, 2013. – 13 с.
- Аникиенко Н.Н. Маркетинговые исследования рынка молока и молочной продукции в Иркутской области / Н.Н. Аникиенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 3. - С. 190-194.
- Дмитриенко М.И. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочной продуктов / М.И. Дмитриенко. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
- Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров / М.И. Дмитриченко. – СПб.: Питер, 2013. – 160 с.
- Елисеев Л.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров / Л.Г. Елисеев Л.Г. – М.: Дашков и К°, 2014. – 930 с.
- Закипная Е.В Применение компонентов функционального назначения в технологии производства творожных продуктов / Е.В. Закипная // Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство. Материалы 5 Международной научно- технической конференции. – Пенза, 2018. – С. 122–126.
- Зобкова З.С. Биотехнологические и микробиологические аспекты производства творога с увеличенным сроком годности / З.С. Зобкова, Д.В. Зенина, Т.П. Фурсова и др. // Молочная промышленность. – 2016. – №4. – с. 49–50.
- Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров / С.Л. Калачев. – М.: Юрайт, 2016. - 477 c.
- Калинина А.А. Современные направления производства продуктов из творога на российском рынке / А.А. Калинина // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», 2020. – С. 50-52.
- Карпеня М.М. Технология производства молока и молочных продуктов / М.М. Карпеня, В.И. Шляхтунов, В.Н. Подрез. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 410 с.
- Касторных М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов / М.С. Касторных. – М.: Академия, 2014. – 328 с.
- Катлишин О.И. Состояние рынка молока и молочных продуктов Российской Федерации в современных условиях / О.И. Катлишин, А.И. Панышев // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2018. – № 5. – С. 41-43.
- Коник Н.В. Товароведение, экспертиза и сертификация молока и молочных продуктов: учеб. пособие / Н.В. Коник, Е.А. Павлова, И.С. Киселева. – М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2015. – 236 с.
- Коробицна А.И. Планирование ассортимента реализуемых товаров как эффективный инструмент управления продажами / А.И. Коробицина // Социально-экономические проблемы и перспективы развития АПК. - 2018. - № 5. - С. 63-67.
- Кравчук Ю.В. Анализ ассортимента и оценка качества творога, реализуемого в торговой сети г. Белгорода / Ю.В. Кравчук // В сборнике: Научно-практические аспекты развития современной техники и технологий в условиях курса на инновации сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 132-135.
- Кремянская Е.В. Факторы и особенности формирования спроса на молоко и молочную продукцию / Е.В. Кремянская // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2016. – № 4. – С. 117-125.
- Непомнящих Н.А. Исследование потребительских предпочтений жителей г. Кемерово при выборе творога / Н.А. Непомнящих, Н.Ю. Рубан // В книге: Инновации в пищевой биотехнологии: сборник тезисов VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Кемеровский государственный университет, 2019. – С . 428-430.
- Осадчук А.С. Анализ потребительских предпочтений населения и мониторинг ассортимента творожной продукции в крупных торговых сетях города Мурманска / А.С. Осадчук // В сборнике: Вопросы технических и физико-математических наук в свете современных исследований сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. 2019. - С. 38-42.
- Смекалова О.С. Анализ ассортимента товаров: содержание, цели, направления / О.С. Смекалова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2018. - № 4. - С. 214-216.
- Флоринская Е.Э. Ассортимент и потребительские свойства творога, реализуемого в Санкт-Петербурге / Е.Э. Флоринская, З.А. Кирпиченко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 6-3. - С. 150-153.
Приложение 1
Технологическая схема производства творога
Приемка молока |
Очистка молока |
Сепарирование |
Нормализация |
Пастеризация |
Нормализация молока |
Охлаждение |
Внесение закваски |
Внесение хлористого кальция и сычужного фермента |
Перемешивание |
Сквашивание |
Разрезание сгустка |
Отделение сыворотки |
Самопрессование и прессование сгустка |
Охлаждение творога |
Упаковка творога |
Маркировка |
Хранение |
Приложение 2
Анкета для покупателей
Уважаемые покупатели, просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится в научных целях. Цель опроса – исследование потребительских предпочтений в выборе творога.
Отметьте один или несколько вариантов ответов (где требуется).
Опрос проводится анонимно.
1. Укажите Ваш пол: М / Ж
2. Укажите Ваш возраст: ____ лет
3. Употребляете ли Вы творог?
- да
- нет
4. Как часто Вы приобретаете творог?
- ежедневно
- 2-3 раза в неделю
- один раз в неделю
- редко
5. В какой упаковке Вы предпочитаете творог?
- полимерный контейнер
- пакет
- бумага
- не имеет значения
6. Какой массовой доли жирности Вы предпочитаете творог?
- 0-2%
- 5%
- 9%
- 18%
- не имеет значения
7. Какой торговой марки Вы предпочитаете творог? (впишите свои варианты)
________________________________
8. Какой вид творога Вы предпочитаете?
- классический
- мягкий диетический творог с наполнителями
- зерненый творог
- мягкий диетический творог
9. Какие факторы влияют на Ваш выбор?
- стоимость
- торговая марка
- массовая доля жирности
- свежесть
- внешний вид
- реклама
Спасибо за внимание!
-
Катлишин О.И. Состояние рынка молока и молочных продуктов Российской Федерации в современных условиях / О.И. Катлишин, А.И. Панышев // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2018. – № 5. – С. 41. ↑
-
Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров / С.Л. Калачев. – М.: Юрайт, 2016. – С.247. ↑
-
Коробицна, А.И. Планирование ассортимента реализуемых товаров как эффективный инструмент управления продажами / А.И. Коробицина // Социально-экономические проблемы и перспективы развития АПК. - 2018. - № 5. - С. 63. ↑
-
Смекалова, О.С. Анализ ассортимента товаров: содержание, цели, направления / О.С. Смекалова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2018. - № 4. - С. 214. ↑
-
Кравчук Ю.В. Анализ ассортимента и оценка качества творога, реализуемого в торговой сети г. Белгорода /
Ю.В. Кравчук // В сборнике: Научно-практические аспекты развития современной техники и технологий в условиях курса на инновации сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 132. ↑
-
Дмитриенко М.И. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочной продуктов / М.И. Дмитриенко. – СПб.: Питер, 2014. – С.78. ↑
-
Дмитриченко, М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров / М.И. Дмитриченко. – СПб.: Питер, 2013. – С.79. ↑
-
Касторных М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. – М.: Академия, 2014. – С.41. ↑
-
Елисеев Л.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров / Л.Г. Елисеев Л.Г. – М.: Дашков и К°, 2014. – С.545. ↑
-
Флоринская Е.Э. Ассортимент и потребительские свойства творога, реализуемого в Санкт-Петербурге / Е.Э. Флоринская, З.А. Кирпиченко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 6-3. - С. 150. ↑
-
Осадчук А.С. Анализ потребительских предпочтений населения и мониторинг ассортимента творожной продукции в крупных торговых сетях города Мурманска / А.С. Осадчук // В сборнике: Вопросы технических и физико-математических наук в свете современных исследований сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. 2019. - С. 38.- ↑
-
ГОСТ 31453-2013. Творог. Технические условия: Межгос. стандарт. – Введ. 2014-07-01. – М.: Стандартинформ, 2013. – 9 с. ↑
-
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». - М.: Стандартинформ, 2011. – С. 18. ↑
-
Калинина А.А. Современные направления производства продуктов из творога на российском рынке / А.А. Калинина // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», 2020. – С. 50. ↑
-
Зобкова З.С. Биотехнологические и микробиологические аспекты производства творога с увеличенным сроком годности / З.С. Зобкова, Д.В. Зенина, Т.П. Фурсова и др. // Молочная промышленность. – 2016. – №4. – с. 49. ↑
-
Закипная Е.В Применение компонентов функционального назначения в технологии производства творожных продуктов / Е.В. Закипная // Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство. Материалы 5 Международной научно- технической конференции. – Пенза, 2018. – С. 122. ↑