Файл: Традиционный подход и инновационный подход к обучению.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инновационного обучения в курсе преподавания психологии
1.1 Общее представление об инновационном обучении
1.2 Использование инновационных технологий в процессе преподавания психологии
2. Методические аспекты организации инновационного обучения психологии
2.1 Профессионально-образовательная программа «Психологическая служба в образовании»
2.2 Инновационные методы, используемые в рамках курсах «Психологическая служба в образовании»
- определение дидактической технологии на каждом из уровней, ее направленности и общего содержания.
Технология обучения - это процессуальная категория, которая включает в себя нормативно зафиксированные звенья и последовательность их прохождения, то есть алгоритм обучения. В этом и состоит логика технологии учебного процесса.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых [21, с.74]:
· усвоением максимального объема знаний;
· максимальной творческой активностью;
· широким спектром практических навыков и умений. Особенность информационно-коммуникационных технологий - их универсальность, они являются инструментом, который
· применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической.
В настоящее время выявлен ряд требований, предъявляемых к обучающим технологиям, предназначенных для развития творческих способностей студентов. Выполнение данных требований позволит инновационным технологиям приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов [5, с.99].
Во-первых, должны быть тщательно разработаны технологические процедуры в границах той или иной образовательной технологии. Обучающая технология должна содержать определенное количество конкретных дидактических модулей. В рамках каждого дидактического модуля необходимо предусмотреть методический инструментарий. В него входят: технологическая карта (проект учебного процесса по учебным темам изучаемой дисциплины в целом), диагностический инструментарий для замера результатов реализации технологии в конкретном дидактическом модуле и проведение объективного контроля (прежде всего тестового) за качеством усвоения студентами знаний и образцов учебной деятельности. По результатам диагностики устанавливается факт направленности и содержания коррекции в учебной деятельности студентов. Во-вторых, каждая инновация в виде новой обучающей технологии должна пройти экспертизу с позиций личностно-ориентированного подхода к обучению и эффективности в достижении поставленных учебных целей в соответствии с учебной программой. Процесс обучения на основе инновационных технологий предполагает организацию совместной деятельности студента и преподавателя и носит характер партнерства. Педагог по отношению к студентам занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, выступает в роли соучастника учебного процесса. Такого рода педагогическое общение дает возможность ставить себя на место другого человека, понимать его, сопереживать, сочувствовать, содействовать ему. Кроме того, умение педагога создавать дидактические условия для того, чтобы студент находился в позиции исследователя, был включен в полноценное общение, развивает творческие способности обучаемого. В свою очередь это всегда предполагает способность педагога самому занимать такую позицию .
В-третьих, необходимо, чтобы разрабатываемые инновационные технологии обучения были ориентированы на использование практического опыта, что существенно отличает их от традиционных способов обучения, базирующихся на лекционной форме подачи материала. Именно поэтому нередко наблюдаются элементы антагонизма между обучением и профессиональной деятельностью. Для того чтобы избежать этого, в инновационных обучающих технологиях следует предусмотреть возможности сближения обучения с будущей практической, профессиональной деятельностью студента, чему способствует обучение на базе производственной ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов. В свою очередь это предполагает наличие процесса размышления, в ходе которого идеи, умения, представления и ценности, ориентированные на собственную практику, подтверждаются, отвергаются или модифицируются. Ориентация на практику способствует формированию умения использовать теоретические модели в будущей профессиональной деятельности. Лекционный же метод передачи знаний не предоставляет реальной возможности по ходу лекции соотносить свой опыт с теоретическими концепциями, поскольку опыт индивидуален, а темп лекции ориентирован на среднего слушателя.
В-четвертых, следует учитывать, что будущее в системе образования принадлежит очно-дистанционной форме обучения. В связи с этим при разработке технологий обучения для системы высшего образования целесообразно предусмотреть использование компьютерных вариантов в алгоритме обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов; комплекта интерактивных учебных материалов (автономный обучающий комплекс, включающий в себя учебники в компьютерном варианте, аудио- и видеокассеты, компьютерные обучающие программы и инструкции по их изучению). Получение знаний в очно-дистанционном обучении преимущественно происходит за счет изучения комплекта интерактивных учебных материалов.
Серия вопросов в учебных материалах активизирует студента на систематизацию и переосмысление личного практического опыта, установление соотношения между ним и изучаемыми концепциями, самопроверку усвоения программ, осознание взаимосвязей между различными элементами курса и выстраивание их в единую картину. Самостоятельные занятия дают студенту возможность гибко использовать свое свободное время и заниматься тогда, когда ему удобно, а не в отведенные часы. С другой стороны, в этом случае значительно возрастают требования к уровню его самоорганизации .
В-пятых, технология обучения предполагает наличие обратной связи (прежде всего индивидуальной), активизацию работы студентов. Инновационные обучающие технологии должны строиться на использовании наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как проблемные методы обучения, групповые дискуссии, работа с интерактивными учебными материалами, деловые, имитационные, моделирующие игры, тренинги, «мозговые штурмы» и т.д.
Блок психолого-педагогических дисциплин позволяет создать условия для реализации деятельности, направленной на нестереотипное, оригинальное разрешение возникающих перед студентами задач в процессе достижения увлекательных и социально значимых целей. Лекции включают исходную теоретическую информацию по рассматриваемым проблемам. Практические занятия помогают раскрыть проблему. Применение инновационных технологий обучения, в том числе и игровых технологий, способствует получению практических навыков для осуществления будущей профессиональной деятельности: умения управлять общением на основе деловой этики, организовать отношения сотрудничества и сотворчества, реализовать объективные и субъективные условия в коллективной творческой деятельности.
1.2 Использование инновационных технологий в процессе преподавания психологии
Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием преподаваемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход с ведущей учебной деятельности на профессиональную с соответствующей трансформацией мотивов, средств, способов и результатов деятельности. Этого можно добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонентов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою профессиональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессионально востребованные личные качества.
Инновационные методы преподавания психологических дисциплин строятся на принципе активности познающего субъекта. При этом разнообразные формы активизации личностной позиции и жизненного опыта участников обучения (письменные высказывания, диалог, коллективное решение проблемной ситуации, групповая дискуссия, межгрупповое сотрудничество и др.) выступают и в другом аспекте - формировании личности психолога.
Все методы преподавания психологии можно разделить на три основные группы: программные; проблемные; дистанционные; интерактивные .
В инновационном подходе методики преподавания психологии их принято называть активными, диалоговыми методами обучения.
Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления. В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т.д. Мы остановимся подробнее на технологиях. К инновационным технологиям обучения В.Д. Симоненко относит: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии .
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.
Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего и обучаемых, а также роль информации. Остановимся кратко на характеристике некоторых технологий интерактивного обучения и приведем примеры их использования в процессе преподавания педагогических дисциплин. Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре . Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставят сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Рассмотрим на конкретном примере, как можно использовать данную технологию на семинарских занятиях. Студенческая группа (в силу специфики факультета численность группы - 12-14 чел.) делится на 2 микрогруппы. Каждая микрогруппа получает конкретную педагогическую технологию. Задание дается заранее и у студентов есть время на подготовку. Но, кроме представления своей технологии, микрогруппы готовят вопросы для команды-оппонента, которые подчеркивали бы недостатки технологии, доставшейся команде-сопернице.
Непосредственно на семинарском занятии сначала одна микрогруппа представляет свою технологию, а команда-соперница задает ей вопросы. Затем вторая микрогруппа представляет уже свою технологию и студенты первой микрогруппы задают ей вопросы. Обычно обсуждение ответов проходит очень бурно, возникают дополнительные, уточняющие вопросы и команда-соперница вправе согласиться или не согласиться с данным ответом. Когда работа подходит к концу, наступает рефлексивный момент. Студенты сами оценивают свою работу, вклад каждого члена микрогруппы в общую работу, а также оценивается работа студентов из команды-оппонента. Преподаватель в ходе дискуссии выступает координатором, помощником.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение студентов от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Использование данной технологии в учебном процессе позволяет решить следующие задачи :
· творческое усвоение студентами учебного материала;
· связь теоретических знаний с практикой;
· активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
· формирование способностей концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
· формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Мозговой штурм, например, можно использовать при поиске решения педагогических задач и ситуаций. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов: подготовка, проведение анализ. Например, решение тех же педагогических задач и ситуаций можно находить в ходе выполнения игровых действий. Студентам дается на занятии определенная педагогическая ситуация, они распределяют роли, обдумывают варианты решения ситуации, игровой сюжет, а затем представляют выбранное решение. Оценивая эффективность дидактических игр, можно отметить следующее :