Файл: Традиционный подход и инновационный подход к обучению.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инновационного обучения в курсе преподавания психологии
1.1 Общее представление об инновационном обучении
1.2 Использование инновационных технологий в процессе преподавания психологии
2. Методические аспекты организации инновационного обучения психологии
2.1 Профессионально-образовательная программа «Психологическая служба в образовании»
2.2 Инновационные методы, используемые в рамках курсах «Психологическая служба в образовании»
Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений.
Отмечается, что сегодня социально-гуманитарное образование должно иметь проблемно-ориентированный характер, базовым принципом которого является ориентация на самостоятельную работу студентов и активные методы обучения.
Студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. Определенную роль в этом играет и преподавание психологии, т.к. именно в этой сфере приходится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни.
По этой причине проблема использования инновационных технологий в преподавании психологии сегодня является крайне актуальной. Подтверждением этого факта служит большое количество конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых этой проблематике.
Таким образом, цель исследования - изучение использования инновационных технологий в методике преподавания психологии.
Объект исследования - инновационное обучение.
Предмет исследования - инновационные технологии преподавания психологии.
Задачи исследования:
1. Изучение общего представления об инновационном обучении
2. Рассмотрение теоретических аспектов использования инновационных технологий в процессе преподавания психологии
3. Составление профессионально-образовательной программы «Психологическая служба в образовании»
4. Анализ инновационных методов, используемых в рамках курсах «Психологическая служба в образовании»
1. Теоретические аспекты инновационного обучения в курсе преподавания психологии
1.1 Общее представление об инновационном обучении
В силу того, что инновации являются чрезвычайно сложным и многоаспектным феноменом человеческой жизнедеятельности, существует довольно много их различных пониманий и определений. Кроме этого, в настоящее время используется целый ряд терминов, которые по своей сути не сильно отличаются от термина «инновация». Среди них «новшество», «нововведение», «новация», «творчество», «креативность» и пр. В связи с психологическими проблемами внедрения нововведений назовем имена таких отечественных исследователей, как Н. И. Лапин, В. Ф. Галыгин, Е. Т. Гребнев, Ю. Вооглайд, А. И. Пригожин, Н. А. Ильина, О. С. Советова и зарубежных - К. Девис, Т. Питерс, Р. Уотермен, Н. Тичи, М. Деванна .
Термин «инновация» (нововведение) можно трактовать как антоним прилагательному «традиционный», что в нашем контексте предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения. Более того, соглашаясь с подходом М.В. Кларина, отнесем к традиционным подходам в обучении способы, методы, приемы, приоритетно ориентированные на репродуктивное обучение.
Целесообразно рассматривать два направления в образовании:
1. «Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса ориентировано на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом» конвейерном процессе, с детально описанным ожидаемым результатом.
2. Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования».
Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию обучения, под которым, опять же традиционно, понимается передача социокультурных способов, образцов знания от одного индивида или их сообщества к другому индивиду или индивидам, когда речь идет о групповом обучении. При этом, с одной стороны, обеспечивается преемственность социокультурного опыта и Человека как его носителя, а, с другой стороны, создаются условия для появления новых социокультурных способов деятельности и развития Человека и тем самым изменение самой социокультурной среды. Чтобы охарактеризовать суть традиционного обучения, лучше всего сделать это на примере различия между «поддерживающим» традиционный подход к обучению и «инновационным» типами обучения. Поддерживающее обучение -- процесс и результаттакой учебной, а в результате и образовательной, деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения и образования обеспечивает преемственность социокультурного опыта, и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому образованию. Инновационное обучение -- процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду . Отсюда нетрудно заметить, что образовательные технологии, основанные на традиционной парадигме «поддерживающего обучения», построены на принципе трансляции, передачи и воспроизведении учеником готовых образцов человеческой деятельности. Такое обучение «поневоле» провоцирует преимущественное развитие репродуктивных способностей учащегося, от познавательных стереотипов восприятия, памяти и мышления до личностных стереотипов социального поведения. В то время как творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются здесь, по сути, стихийно. Осознавая противоречие между социальным запросом на образование и традиционными методами обучения и воспитания, педагоги -- ученые и практики -- стали обращаться к поиску образовательных технологий, построенных на иных принципах, и, прежде всего, к личностно-ориентированным и/или развивающим подходам к обучению.
Инновационное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду, мобильность педагогического отклика на проблемы, возникающие перед учащимися, перед обществом. Инновационный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта студентов. Инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактике, но, прежде всего, к социально значимым образовательным результатам . В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, данное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему как создавать новые продукты, нормы, правила, так и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей. Впервые эта идея (инновационное обучение) прозвучала в 1979 г. в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению». Тогда же появился и новый термин «инновационное обучение» -- обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций. Этот Доклад явился реакцией на состояние кризиса, в котором оказалась система образования, не определяющая в качестве своей главной цели подготовку человека к участию в инновационных преобразованиях. Следствием этого явились реформы образования, которые были проведены в передовых странах мира: США, Великобритании, ФРГ, Японии». Инновационное обучение, о котором сейчас так много говорят, на современном этапе, думаю, должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов .
Чтобы организовать инновационное обучение при изучении любого учебного материала, нужно использовать методику, опирающуюся на инновационные технологии. Здесь можно отметить два основных момента, аналогично развивающему обучению :
1. Нацеленность на формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (интегрирование научных дисциплин; умение обобщить и анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, сравнивать физические явления и тела, классифицировать и обобщать наблюдаемые объекты;
2. Непременная ориентация на вовлечение школьников в познавательную и творческую деятельность в качестве основного пути овладения предметом
Для использования методики инновационного обучения в традиционном учебном курсе имеются значительные возможности.
Современное общество требует новых подходов к обучению, с использованием новых инновационных технологий. Инновационное обучение построено по определенным правилам, и должно соблюдать определенные условия и гармонично сочетаться с традиционным и развивающим обучением. Как показывает практика, учитель, использующий инновационное обучение, создает особые условия, обеспечивающие новую смысловую деятельность и свою, и своих учеников. В этих условиях ученик, направленный учителем испытывает радость открытия новых знаний, самостоятельно добытого результата - решенной задачи, выведенного закона. Учитель направляет по пути личностно - ориентированного обучения.
Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, с использованием инновационных обучающих технологий, при которых в процессе обучения ученик становится субъектом, ощущает потребность и способность к положительному самоизучению, приобретает мотив к саморазвитию . В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное для жизни значение: ученик уже не выполняет учебные задания по принуждению, а сам стремится к развитию и освоению новых знаний, приобретению новых навыков и умений и знает, как эти знания навыки и умения он будет использовать в будущем.
Именно инновационное обучение дает возможность учителю раскрыть для своего ученика целостную картину мира, целостность всех наук, а, следовательно, и дает мотивацию к комплексному обучению. Ученик уже понимает, что изучает не абстрактную науку, получает не абстрактные навыки и умения, а то, с чем он столкнется в будущем, покидая стены родной школы.
Сравнение инновационного обучение с системой традиционного обучения представлено в таблице (Приложение 1) . Анализ таблицы еще раз подчеркивает то, что инновационное обучение - это логическое развитие традиционной системы обучения.
Под педагогическими инновациями подразумеваются перспективные нововведения в сфере образования, положительно влияющие на его развитие.
Под обучающей технологией понимается учебный процесс, зафиксированный в виде определенного алгоритма учебных действий и операций, направленных на достижение планируемых результатов обучения на основе комплекса конкретных моделей обучения и диагностики реализации поставленных целей на каждом этапе обучения.
Технологический аспект обучения представляет собой проектирование процесса обучения и предполагает .
- обеспечение технологии взаимодействия субъектов учебного процесса, определение алгоритма обучения и механизма перехода из одного уровня в другой в рамках данного алгоритма;