Файл: Традиционный подход и инновационный подход к обучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Case - Problem - Method. При этом варианте в ходе описания случая эксплицитно называются и проблемы. Таким образом остается больше времени на разработку вариантов решения и подробное обсуждение решений.

Case - Incident - Method. Этот вариант отличается тем, что в центре внимания находится процесс получения информации. По этой причине случай часто отображается не в полном объеме с пробелами. Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассмотреть как особенно приближенную к практике, потому что на практике именно получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Stated - Problem - Method. Характерной чертой этого варианта является предоставление готовых решений и их обоснований. Задача учащихся заключается, в первую очередь, в ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, в критической оценке принятых решений и по возможности в разработке альтернативных решений.

Перейдем к Методу Проектов.

Метод проектов, организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики; подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрика и Э. Коллинза. В 60--70-е гг. 20 в. в США развернулась широкая критика Метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов :

1. По методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные ,практико-ориентированные.

2. По характеру координирования проекта: с явной координацией, со скрытой координацией.

3. По характеру контактов: внутренние (региональные), международные.

4. По количеству участников: личностные (индивидуальные), парные, групповые.

5. По продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.


Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -- индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой -- интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -- конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». В настоящее время понятие «портфолио» чаще всего соотносят со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности. Таким образом, первое основание для различения видов портфолио в вузе по видам практико-результативной деятельности: образовательная или профессиональная. А затем по типу: индивидуальная или групповая.

Портфолио как технология это современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной.

К основным принципам технологии «Портфолио студента» можно отнести следующие:

1. Самооценка результатов (как промежуточных, так и итоговых) овладения определенными видами учебной, научной, творческой деятельности.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Студент самостоятельно отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы, пополняет содержание собственного портфолио.


3. Педагогическая поддержка студента со стороны преподавателя, классного руководителя (куратора, тьютора);

4. Структуризация и логичность материалов, представленных в индивидуальном портфолио.

5. Аккуратность и эстетичность оформления портфолио.

6. Целостность, тематическая завершенность материалов.

7. Наглядность и обоснованность презентации «Портфолио студента».

Портфолио - целенаправленная коллекция лучших работ и результатов студентов (профессионалов), которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности и является дополнительным способом оценивания студентов.

Электронное тестирование тоже относится к инновационным образовательным технологиям и используется в нашей стране. Но как показал опыт ряда стран, проведение экзаменов в виде текстовых тестов, т. е. вопросов, требующих выбора ответа из двух--четырех вариантов, не пригодно для проверки любых знаний. С помощью подобных тестов можно проверить быстроту реакции, скорость усвоения информации и принятиена основе ее решения -- свойства, важные для ряда профессий. Но нельзя проверить знания по математике, физике, химии и ряду других предметов, в которых важно выяснить, как и что думает экзаменуемый студент. В преподавании гуманитарных и экономических дисциплин при помощи тестов можно проверить промежуточный результат усвоенной информации, но не видение студента на предмет в целом.

Роль информационных технологий стремительно повышается во всех сферах общественной жизнедеятельности, поэтому возникает потребность в увеличении наиболее передовых и эффективных программно-технологических образовательных решений. Однако сдерживающими факторами остаются недостаточные финансовые возможности многих учебных заведений и трудности в перестройки их организационных, образовательных и экономических процессов.

Информационные технологии являются дополнительным способом образования в области преподавания гуманитарных и экономических дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения предмета. Что же касается гуманитарных дисциплин, здесь возникает проблема о неподдающихся подсчету аспектах многих гуманитарных проектов.

Некоторые применяют формальный поход для измерения эффективности образовательных технологий с учетом внедрения их в практику. В области гуманитарных знаний внедрение таких новаций требует осторожности и продуманности, поскольку усвоение гуманитарных знаний и преподавание гуманитарных дисциплин имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта, поэтому использовать их следует как дополнительное средство образования наряду с традиционным образованием.


Методические рекомендации:

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;


- подбор литературы для преподавателя и студентов;

- при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

На практических занятиях необходимо также контролировать усвоение студентами основных понятий курса в письменной форме. Весьма полезным представляется и стимулирование студентов к самостоятельной формулировке проверочных вопросов друг другу по изучаемому материалу.

Студент должен иметь представление: об определении и соотношении основных понятий социально-психологического исследования (подход, парадигма, метод, методика, проблема, предмет и т.д.), о видах исследования, типах данных, классификациях методов социально-психологического исследования, об основных этапах социально-психологического исследования, показателях качества исследования и путях их повышения, о теоретических и практических аспектах использования основных методов психологии.