Файл: Традиционный подход и инновационный подход к обучению.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инновационного обучения в курсе преподавания психологии
1.1 Общее представление об инновационном обучении
1.2 Использование инновационных технологий в процессе преподавания психологии
2. Методические аспекты организации инновационного обучения психологии
2.1 Профессионально-образовательная программа «Психологическая служба в образовании»
2.2 Инновационные методы, используемые в рамках курсах «Психологическая служба в образовании»
1) игра позволяет проводить контроль знаний студентов;
2) в ходе игры у студентов формируется собственное мнение, самостоятельность;
3) отрабатывается умение принимать решение в реальных условиях;
4) формируется умение работать в коллективе над решением общей задачи;
5) игра развивает инициативность и творческое отношение к учёбе.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания учебного творческого проекта. Например, к концу изучения курса «Образовательные технологии» студенты должны разработать и подготовить к защите проект. Работа над проектом начинается с выбора темы. Студенты должны выбрать для себя объект проектирования, то есть образовательное учреждение любого типа и уровня, которое действительно хотели бы усовершенствовать. Для выполнения исследовательского проекта необходимо четко определить его структуру. Проект должен включать обоснование актуальности (т.е. необходимости) данного образовательного учреждения, цели и задачи образовательного учреждения, услуги, предоставляемые им, перспективы его развития, материально-техническую базу, модель образовательного учреждения, образовательные технологии, которые будут использоваться в учебно-воспитательном процессе, ожидаемые результаты деятельности проектируемого образовательного учреждения.
Такой проект может начинаться в рамках семинарских занятий и продолжается во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита (презентация) проводится на семинаре. Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, научная конференция, инсценировка, театрализация; защита на учёном совете, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.п. Критерии оценки проекта должны быть: понятны и доступны участникам проекта; их должно быть не более 7-10; известны с самого начала работы над проектом; оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Компьютерные технологии обучения -- это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является :
· средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
· средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
· средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
· универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
· средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
· одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях (как лекционных, так и семинарских) широко используются компьютерные презентации. Компьютер оказывается и неоценимым помощником при обработке результатов студенческого рейтинга. Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей :
· развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
· реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
· интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
В заключение хотелось бы отметить, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
· интенсивное развитие личности студента и педагога;
· демократизацию их совместной деятельности и общения;
· гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
· ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
· модернизацию средств, методов, технологий обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
2. Методические аспекты организации инновационного обучения психологии
2.1 Профессионально-образовательная программа «Психологическая служба в образовании»
Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Психологическая служба в образовании» является расширение общей теоретической подготовки студентов - будущих социальных педагогов, а также формирование у них практического видения своей профессиональной деятельности в современном мире.
При организации учебного процесса по дисциплине устанавливаются следующие цели ее преподавания: освоение будущими специалистами системы теоретических знаний о службе практической психологии в образовании, работе психолога в сфере образования, формирование практических умений, а также сформировать навыки применения этих знаний в профессиональной деятельности.
В результате преподавания дисциплины «Психологическая служба в образовании» могут быть решены следующие задачи:
Образовательные задачи:
· Получить знания о становлении психологической службы в отечественной системе образования и за рубежом
· Научиться сопоставлять и соотносить процесс становления психологической службы в разных странах: в Италии, во Франции, в Англии, в США, в Австралии, в Новой Зеландии и в Беларуси.
· Освоить проблему роли психологической службы в гуманизации педагогического процесса.
· Усвоить сущность психологической службы образования, ее основные понятии как дисциплины и деятельности.
· Сформировать тезаурус практического психолога.
· Научиться выделять актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.
· Усвоить структуру психологической службы образования.
· Изучить деятельность психологов психологических кабинетов, центров психологической службы образования, отделов индивидуальной помощи, отделов психологического обеспечения образовательных учреждений и др.
· Изучить концепции психологической службы образовательного учреждения И.В. Дубровиной, В.Э. Пахальян, Л.М. Фридман, М.Р. Битяновой. А.А. Реана.
· Выработать знания о психологической службе в образовательных учреждениях различного типа.
· Изучить документацию психологической службы.
· Овладеть умениями составления различных форм учета деятельности и отчетность педагогов-психологов.
· Закрепить знания о технологиях и методах работы педагога-психолога.
· Ознакомиться с организацией труда практического психолога.
· Изучить основные направления деятельности педагога- психолога.
· Научиться организовывать различные виды деятельности педагога-психолога.
Развивающие задачи:
1. Развить умения и навыки студентов:
· анализа становления психологической службы в системе образования России и за рубежом;
· первичной работы психолога в детском саду, в учреждениях интернатного типа и в других образовательных учреждениях;
· ведения документации психологической службы;
2. Освоить профессиональные позиции студентов как будущих специалистов.
3. Развить личностные качества педагога-психолога.
4. Развить умения использования своих прав и выполнения обязанностей как психолога образования.
5. Освоить модели профессиональной деятельности педагога-психолога.
6. Сформирования умения взаимодействия с педагогами в совместной деятельности.
7. Приобрести умения организация труда практического психолога.
8. Освоить принципы оформления кабинета психолога.
9. Усвоить средства для коммуникативной деятельности психолога.
10. Развить умения использования социальных ролей психолога (защитник интересов, духовный наставник, фасилитатор, участник совместной деятельности, партнер, эксперт, посредник, собеседник, психотерапевт).
11. Развить умения применения различных направлений и видов деятельности педагога-психолога.
Воспитательные задачи:
1. Воспитать у студентов потребность в самовоспитании профессионально значимых качеств, необходимых в реализации социально-психологической практической деятельности.
2. Воспитать культуру деятельности практического психолога.
3. Воспитать качества аккуратности, опрятности, чистоплотности в обращении с имеющимися в кабинете у психолога оборудованием, материалами и др.
4. Привить ценностное отношение к ведению документация психологической службы
5. Усовершенствовать
6. Усвоить культуры профессиональной деятельности в работе с разными категориями клиентов, в разных учреждениях.
7. Воспитать профессиональные позиции практического психолога.
8. Воспитать понимание индивидуальности человека как ценности.
Содержание курса
Тема |
Кол-во часов |
Используемые методы, технологии |
Раздел I. Введение в практическую психологию образования |
||
Тема 1.1. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом |
2 |
Метод кейсов, лекция, мозговой штурм, семинар |
Метод кейсов, лекция, мозговой штурм, семинар |
2 |
Портфолио, лекция, мозговой штурм, семинар |
Тема 1.3. Концепции психологической службы образовательного учреждения |
2 |
Электронное тестирование, лекция, мозговой штурм |
Раздел II. Психологическая служба в системе образования |
||
Тема 2.1. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа |
2 |
Электронное тестирование, лекция, семинар |
Тема 2.2. Документация психологической службы |
2 |
Метод проектов, лекция, мозговой штурм |
Раздел III. Деятельность практического психолога в психологической службе образования |
||
Тема 3.1. Практический психолог как профессионал и как личность |
2 |
Метод проектов, лекция, мозговой штурм |
Вопросы, рассматриваемые в рамках курса, приведены в Приложении 2.
2.2 Инновационные методы, используемые в рамках курсах «Психологическая служба в образовании»
инновационный обучение психология
Далее рассмотрим технологии, которые используются в рамках описанного курса, но применяться в нашей стране стали совсем недавно. Начнем с метода «Кейс». Своими корнями кейс-метод уходит в Harvard Business School (HBS) в Бостоне. Преподаватели этого вуза в 1908 году отказались, опираясь на опыт казуистики юристов, от традиционных лекций. Вместо них они поставили в центр обучения дискуссию конкретных случаев из экономической практики. С того момента HBS собрала богатый материал по изучению конкретных случаев и развила этот метод до самостоятельной концепции обучения. Поэтому метод изучения конкретного случая в литературе часто называется и методом Гарварда.
Кейс-метод (Case study), метод ситуаций, техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Основные критерии оценки: 1) насколько обучающийся способен связать теоретические знания с жизненными реалиями, 2) насколько он способен актуализировать то, что получает в обучении. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Данный метод существует в нескольких вариантах.
Case - Study - Method. Этот вариант отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решения.