Файл: Традиционный подход и инновационный подход к обучению.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инновационного обучения в курсе преподавания психологии
1.1 Общее представление об инновационном обучении
1.2 Использование инновационных технологий в процессе преподавания психологии
2. Методические аспекты организации инновационного обучения психологии
2.1 Профессионально-образовательная программа «Психологическая служба в образовании»
2.2 Инновационные методы, используемые в рамках курсах «Психологическая служба в образовании»
Студент должен уметь: разрабатывать программу социально-психологического исследования, учитывать этические аспекты взаимодействия исследователя и респондента при планировании и организации исследования, выбирать и грамотно применять на практике методы и методический инструментарий адекватно поставленным целям исследования.
В процессе изучения дисциплины используются лекционный метод, подкрепленный аудиовизуальными средствами, и практические занятия в компьютерном классе.
Работа в компьютерном классе предполагает индивидуально-групповое изучение новых инструментальных средств компьютерных технологий и их использование для алгоритмизации и решения прикладных управленческих задач.
По окончании изучения курса организуется и проводится итоговое занятие в форме зачёта/экзамена. Итоговое занятие имеет целью проверить и оценить уровень теоретической и практической подготовки студентов в объеме требований учебной программы по изученной дисциплине.
Преподаватель может досрочно освобождать от итогового занятия студентов с выставлением зачёта/экзамена за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличную оценку за своевременно выполненную контрольную работу и отличные знания по результатам компьютерного собеседования по учебному материалу изучаемой дисциплины.
Перед проведением итогового занятия в учебных группах планируются и организуются установочные консультации по организационным и методическим вопросам:
организация подготовки и сдачи зачета (порядок, место, время, учебно-материальное обеспечение, литература);
принципы и приемы повторения учебного материала, восполнения, углубления и систематизации знаний, совершенствования практических умений и навыков;
критерии оценки, порядок работы и подготовки ответа на итоговом занятии.
По окончании зачёта/экзамена экзаменатор доводит его результаты до студентов. Отмечается уровень подготовки, лучшие ответы и типовые недостатки, степень организованности. Обращается внимание на важность использования полученных знаний и навыков при изучении других дисциплин и в практической работе после выпуска из педагогической академии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду, мобильность педагогического отклика на проблемы, возникающие перед учащимися, перед обществом. Инновационный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта студентов.
К инновационным технологиям существует ряд требований, которые были обозначены в работе, их выполнение позволит приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов. При внедрении инновационных технологий в практику высшей школы необходимо учитывать разумное соотношение стандартизации и инновационных процессов, касающихся учебных программ и содержания учебных дисциплин. В свою очередь при разработке госстандарта необходимо предусматривать возможность обновления критериев и характера знаний в соответствии с требованиями жизни. Стандартизация не исключает, а наоборот, предполагает поиск инновационных подходов к обучению.
С повышением уровня образования, cовременные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным.
На данный момент времени такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерактивная доска и т.д. Все шире внедряются в инновационное образование. Наиболее распространенной компьютерной технологией, используемой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Кроме того, формирование инновационной модели образования невозможно без эффективной самостоятельной управляемой работы студентов.
Инновационные методы преподавания психологических дисциплин строятся на принципе активности познающего субъекта. При этом разнообразные формы активизации личностной позиции и жизненного опыта участников обучения (письменные высказывания, диалог, коллективное решение проблемной ситуации, групповая дискуссия, межгрупповое сотрудничество и др.) выступают и в другом аспекте - формировании личности психолога.
Все методы преподавания психологии можно разделить на три основные группы: программные; проблемные; дистанционные; интерактивные.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов,
Список использованных источников
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев.- М.: Владос, 2007.- 302с.
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 145с.
3. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова - М.: Ось-89, 2004.- 111с.
4. Зинина О.В. Инструментальная оценка эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Красноярск, 2008.- 21с.
5. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.
6. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. - СПб: Питер Пресс, 2008.- 249с.
7. Карпенко, М.П. Инновационные педагогические технологии в образовании [Текст] / М.П. Карпенко. - М., 2001.
8. Качалова, Л.П., Телеева, Е.В., Качалов, Д.В. Педагогические технологии [Текст]. - Шадринск, 2001.
9. Комаров Ю.С. Мультимедийный урок. Проблема эффективности // Инновационные образовательные технологии. - Мн.: МИУ. - №3 - 2007.- 121-124с.
10. Косинец А.Н. Инновационное образование - главный ресурс конкурентоспособной экономки государства / А.Н. Косинец // Советская Белоруссия. - № 205. - 30 октября 2007. - 11с.
11. Котикова О.П. Методика преподавания психологии: УМК / О.П. Котикова: Мн.: МИУ, 2007.- 183с.
12. Краснощеков Е.В. Инновационные образовательные технологии в современной школе в Германии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Таганрог, 2000.- 24с.
13. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. - 5-е изд. - СПб: Питер, 2007.- 192с.
14. Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии. - Мн.: МИУ. - №1 - 2008.- 12-16с.
15. Попов В.В. Креативные технологии и средства инновационной деятельности // Инновационная политика в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой: национальный и региональный аспекты: Материалы междунар. науч.-практ. семинара. - Саратов: ООО «Тесар-издат», 2005. - 70-78с.
16. Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие в 3-х ч. / Л.Н. Рожина. Мн.: БГПУ-2000.- 78с.
17. Самаль Е.В. Методика преподавания психологии: курс лекций / Е.В. Самаль.- Мн.: МГЭИ, 2005.- 212с.
18. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368с.
19. Стародубцева Е. Обучение психологии с использованием ИКТ / Е. Стародубцева // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - 95с.
20. Титаренко Л.Г. Инновационная составляющая в высшей школе / Л.Г. Титаренко // Вышэйшая школа. - 2007. - № 6. - 14с.
21. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008.
Приложение 1
Характеристика системы |
Школа |
|
Традиционная |
Инновационная |
|
Интегрирующее название |
Школа памяти |
Школа поиска |
Цель обучения |
Передача знаний, умений, навыков |
Поиск места личности в обществе, профориентация |
Главные девизы педагога |
Делай как я. Я - над вами. |
Ищи необходимые знания. Я - рядом, направляю. |
Роль учителя |
Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций |
Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом |
Стиль преподавания |
Авторитарный, монологичный (со стороны преподавателя) |
Демократичный, направляющий (учитель - ученик) |
Преобладающий метод обучения |
Информационный |
Проблемно - поисковый, исследовательский |
Форма организации занятий |
Фронтальная, групповая |
Индивидуальная, личностно- ориентирования |
Вид преобладающей деятельности учащихся |
Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму |
Самостоятельный поиск, анализ, творческая работа, обсуждение на форумах |
Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников по сравнению со временем изложения материала педагогом |
Малое |
Сравнительно большее, при наличии интереса. |
Позиция ученика |
Пассивная, при отсутствии интереса |
Активная, поисковая при наличии интереса |
Мотив к учению |
Отсутствует или появляется эпизодически |
Целенаправлен, результативен |
Содержание обучения |
Заранее определено учебником |
Рождается в процессе урока, поиска, открытия, получения новых навыков и умений |
Психологический климат урока |
Формируется изредка, подчас стихийно |
Психология открытия, поиска, успеха |
Личность |
Средство обучения (личность педагога) |
Цель обучения (педагога и ученика) |
Ориентация педагогических и методических средств |
На усвоение знаний |
На формирование личности социума |