Файл: Лидерами рождаются или становятся (Подходы к лидерству).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
(а не планирует) его содержание, поскольку не может быть уверен, в каком объеме это
мероприятие удастся осуществить. Здесь мы имеем дело с «соотношением неопределенно-
стей», то есть планы лидера отличаются либо желательными, но неопределенными сроками,
либо желательными, но неопределенными объемами работ, либо (что тоже нередко бывает),
неопределенностью и того, и другого.
✓ Руководитель может брать на себя обязательства по выполнению работ руководимым
им трудовым коллективом перед третьими лицами, но лидер такие обязательства зачастую
брать не может, а может лишь обнадеживать: «Мы постараемся, а там – как получится!»
✓ При распределении работ руководитель может считаться, но может и не считаться с
желанием или нежеланием подчиненного принять к исполнению ту или иную работу. Лидер
обязан с этим считаться.
✓ Руководитель может требовать от подчиненных письменного отчета о проделанной
работе или объяснительные записки о случившихся проступках или провалах. Лидер никаких письменных отчетов или объяснений от ведомых требовать не может и вынужден удовлетворяться лишь устными.
✓ Руководитель может проконтролировать выполнение и качество работы подчиненного как лично, так и поручив такой контроль третьему лицу, и подчиненный обязан оказывать содействие этому контролю. Лидер, желая проконтролировать выполнение и качество
работы ведомого, вынужден ограничиваться тактичными расспросами ведомого и верить
ему на слово.
✓ Руководитель может и часто извещает подчиненных заранее о вводимых им поощрениях и наказаниях. Лидер заранее не сообщает об этом подчиненным, поскольку таковые в явном виде не предусмотрены, а ведомые узнают о введенных лидером поощрениях и
наказаниях по факту. При этом лидер нередко положительно или отрицательно отзывается
о ведомом за его спиной, тем самым повышая или понижая его статус в группе.
✓ Руководитель, нанимая нового работника, допускает его к работе определенным разовым действием, так что обычно бывает понятно, допущен данный человек к работе или нет.
Лидер допускает новичка-ведомого к работе «невнятно»: сперва новичок может присутствовать при разговорах о работе, затем оказывать случайную мелкую помощь и только по факту
можно понять, что он уже вошел в состав группы ведомых, из-за чего эта группа имеет
весьма размазанные границы.
Однако различия между руководителем и лидером в определенной степени стираются,
если отношения «лидер – ведомый» существуют достаточно длительное время, становятся
скорее деловыми, рутинизируются и складывается право обычая, при котором возникают
негласные взаимные обязательства, близкие к «трудовому договору», хотя и не озвученные
в качестве такового. Тогда лидер уже может поручать ведомому задания, нагружать его обязательствами и брать с него обещания выполнить их, а также и требовать выполнения обещанного.
Развитие лидерства.
Лучшие лидеры постоянно чему то учатся. Они не перестают думать о том где приобрести новы знания и умения. Великие лидеры знают, какие умения принесут им наибольшую пользу. Одни из них читают книги, слушают кассеты, третьи проводят время с наставниками. Главное для них никогда не прекращать обучение.
Ниже приведем лишь часть и 77 уроков лидерства, которые способствуют развитию этого навыка.
- Лидер умеет говорить: «нет!»
- Даже достигнув много, продолжай искать новые идеи.
- Лидер договаривается с командой рулить в одном направлении
- Летя по небу, находи возможность помогать окружающим
- Соберись. Лидер всегда сосредоточен.
- Долой стереотипы. Ломай их. Круши. Помогай остальным избавиться от них.
- Находи возможность всегда продолжать движение. Умей восстанавливаться после поражений.
- Заботься о внешнем виде. Это всегда хорошее впечатление о тебе.
- Больше бывай на свежем воздухе. Это питает.
- Делись знаниями. Запускай интеллектуальный круговорот.
- Заимей мечту. Хотя бы одну. Научись питаться от нее вдохновением.
- Изобретай. Используй разные инструменты.
Заключение.
Итак, лидерство – это скорее искусство, чем наука. Это набор врожденных качеств, которые совершенствуются в течение длительного времени с помощью обучения, подготовки и опыта.
Есть еще и такой момент как оказаться в правильном месте в правильное время. Вы можете быть лидером по своей природе, но важно также оказаться и в той среде, где вы можете проявить свой талант.
Дискуссия о лидерстве также должна четко идентифицировать местонахождение и окружающую среду. Говорим ли мы об этих руководителях (прирожденных или ставших) в рамках малой организации, промышленности, общества, страны или всего мира?
Если страх ведения перекрывает готовность взять на себя ответственность, то человек является ведомым. Не каждый может быть руководителем, как и не каждый из нас может стать хорошим актером. Некоторым людям это просто не дано, в то время как в других есть эти способности, поэтому они могут научиться руководить. Все книги, уроки и профессиональная подготовка не может превратить последователя в лидера.