Файл: Проблемы обучения технике чтения на начальном этапе: содержание понятия "техника чтения", приемы формирования технических навыков».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Организация обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Особенности формирования техник чтения на начальном этапе обучения
Обучение чтению вслух и про себя на иностранном языке
Система упражнений для формирования умений чтения. Знакомство с транскрипцией
Знакомство с буквами. Звуко-буквенные соответствия
Чтение слов, организованных по правилам чтения
Тексты для чтения на начальном этапе обучения
Комплекс заданий к текстам для начального этапа обучения чтению
В некоторых УМК все идет наоборот. Сначала дети читают транскрипцию, а затем, спустя полгода или год, переходят к чтению слов.
Уметь прочесть слово по транскрипции очень важно, поскольку это обеспечивает большую автономию для ученика и является гарантией успеха в самостоятельной работе. Однако в реальной жизни мы никогда не читаем тексты, написанные транскрипцией. При чтении, как мы уже отмечали выше, идет перенос от графического образа слова к звукоречедвигательному, а затем к его значению. Как перейти от звукового образа [mi:t] к значению данного слова без реального графического образа “meat” или “meet”.
«Практически одновременно с чтением отдельных слов начинается работа по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова и словосочетания, а затем предложения с ними или учебные мини-тексты. Слова последовательно «нанизываются» одно на другое, при этом отрабатывается не только правильное прочтение слов, но и целый ряд фонетических и лексических навыков. В фонетическом плане учащиеся артикулируют слова отдельно и в сочетании с другими словами, что иногда требует появления соединительных звуков, которые на письме не отображаются, например: “My father is an engineer. Where are you from?” Здесь же формируются такие важные составляющие техники чтения, как темп, интонация, ударение, паузы и т.д. Роль таких упражнений, как хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе и повторение того же текста за диктором, в паузу, дома, трудно переоценить» (Колкова, 2008: 224). Анализируя опыт работы разных учителей можно сделать следующие выводы:
• Если учитель требует не просто правильного произношения читаемых слов, но соответствующего темпа, соблюдения норм ударения, адекватной паузации, мелодики и т.д., то техника чтения формируется быстрее. В некоторых случаях перенос идет не с родного языка на иностранный, а наоборот. Часто бывает так, что на родном языке еще присутствует слоговое чтение, а на иностранном уже идет чтение на уровне словосочетаний или синтагм.
• Если учитель не обращает внимание ни на что, кроме правильного проговаривания читаемых слов, то техника чтения редко выходит на нормативные требования к установленному сроку.
Существуют следующие параметры оценки техники чтения:
• темп чтения (определенное количество слов в минуту);
• соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.);
• соблюдение норм паузации;
• использование правильных моделей интонирования;
• понимание прочитанного.
Все параметры одинаково важны и определяют оценку в совокупности. Любой контроль для ребенка представляет достаточный стресс. Необходимо создать атмосферу доброжелательности во время контроля, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка и делать соответствующие поправки.
«При формировании техники чтения опытные учителя используют элементы фонетической разметки текста. Сначала разметка текста делается в классе под руководством учителя. После определенного опыта в данном виде учебной деятельности учитель может попросить учеников самостоятельно в процессе прослушивания отметить в тексте паузы, повышение/понижение тона и т.д. Такие задания могут выполнять даже младшие школьники. Это способствует решению многих учебных задач, связанных с формированием фонетических навыков речи» (Рогова, Рабинович, Сахарова, 1991: 141).
Основное чтение начинается с прочтения более сложных фабульных текстов. Во время начального этапа, когда формируется техника чтения, уже формируются разные технологии чтения, а так же навык самостоятельной работы и компенсаторные умения.
Так же начинают формироваться и совершенствуются все языковые и речевые умения.
В этот период учитель может научить детей, как игнорировать неизвестное, если это мешает выполнению основной поставленной задачи или даже не мешает ее выполнению. Также может научить работе со словарем и использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте, интерпретировать и трансформировать текст.
Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста.
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Роль чтения в самостоятельной учебной деятельности трудно переоценить.
Во время начального этапа обучения предусматривается выявление и развитие способностей. Например, развитие фонетического слуха, способность к имитации и выявлению языковых закономерностей, догадку. Ребенок должен прогнозировать и усваивать материал.
Перед учителем также стоит первоначальная задача использования произвольного или непроизвольного внимания. Учитель должен постараться увеличить объем оперативной слуховой памяти и единиц зрительного восприятия.
В процессе формирования навыков чтения младшим школьникам необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звукобуквенных и буквенно–звуковых соотнесений, синтагматического чтения.
Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. К началу процесса обучения иностранному языку в начальной школе в речевой памяти учащихся, естественно, нет слухо-речемоторных образов иноязычного материала. Если обучение технике чтения начинается с самого начала изучения иностранного языка, то учащимся приходится соотносить не только звуки и буквы, но и звукобуквенные связки со смысловым значением того, что читают. А это вызывает трудности у детей. Вот почему для их преодоления нередко проводят устный вводный курс. Этот курс помогает овладеть достаточной языковой базой и сформировать слухо-речемоторные образы иноязычной устной речи.
Система упражнений для формирования умений чтения. Знакомство с транскрипцией
Учитель английского языка задаёт детям вопрос: «В чём отличие буквы от звука?» Если не обратить внимание детей на этот вопрос, то скорее всего они об этом даже не задумаются. Верный ответ учащиеся могут найти вместе с учителем. Это можно показать на простом примере, сказать несколько русских звуков и записать на доске пару букв. Вывод дети могут сделать сами или при помощи учителя: звук можно услышать или произнести, а букву написать и прочитать.
На каждом уроке вводятся новые звуки, которые являются необходимыми на этом уроке для произнесения изучаемой лексики. При этом можно показывать картинки с транскрипционными обозначениями этих звуков. Так происходит отработка произношения и артикуляции. Так на каждом последующем уроке будут прибавляться новые звуки, а старые будут повторяться и отрабатываться. Транскрипционные обозначения запоминаются именно благодаря этому. Чтение транскрипции с доски можно начинать при наличии достаточного количества изученных значков.
Первое прочтение предоставляется учителю, чтобы дети воспринимали на слух верное звучание. После того как учитель прочел и дети повторили все вместе, можно приступать к чтению по цепочке.
Знакомство с буквами. Звуко-буквенные соответствия
В течение первой четверти пока дети изучают транскрипционные знаки учащиеся параллельно изучают согласные буквы, которые есть в английском языке. Дети должны узнавать и знать какой звук (звуки) передает буква (буквы).
Для того чтобы изучение алфавита не стало скучным, а наоборот более эффективным учитель может представить буквы в виде веселых человечков. Если буквы станут образами, то они будут ассоциироваться со звуками, которые они обозначают. А это значит, что они станут «говорящими». Основная задача игры – сформировать образы букв и разложить по полочкам их в памяти ребенка. Эти образы будут помогать узнавать ребенку их при чтении и запоминать их написание.
Когда учитель знакомит с новой буквой, он может показать картинку с «человечком» и объявить «имя», то есть название самой буквы и звук. В тетрадь учащимся можно наклеить такие же маленькие картинки с изображениями букв в виде человечков так же можно оставить пустые скобки для транскрипции рядом. Дети могут раскрашивать человечков и вписывать в скобки звуки, которые обозначают данные буквы. В момент раскрашивания работает зрительная память, поэтому детям будет легко запомнить графическую форму. Чтобы происходило звуко-буквенные соответствие, можно попросить нескольких учеников озвучить то, что они записали в скобках возле букв. На другом уроке учитель может показать эти же картинки, еще раз проговорить вместе с учащимися название этих букв и звуков, который они обозначают. После этого нужно убрать картинку, раздать учащимся чистые листики бумаги и предложить детям написать предлагаемые буквы и звуки. Так можно легко осуществлять контроль над успешным усвоением нового материала на данном этапе обучения.
Изучение алфавита
После того как будут изучены согласные так же происходит изучение гласных. Когда школьники уже знакомы со всеми буквами их нужно упорядочить в алфавитном порядке и заучить наизусть. Песня “АBC” помогает в этом, а так же разрезная азбука, различные игровые приемы.
Четкое знание последовательности букв будет необходимо в дальнейшем для быстрого поиска слов в словаре, записать слово, которое диктуют по буквам, а также станет важным помощником в обучении чтению: у детей появляется возможность самостоятельно находить нужную ему букву в азбуке. Учитель может написать на доске алфавит, буквы должны быть записаны в той же логической последовательности, в которой они поются.
Детям легче следить за алфавитом, когда он разбит на части, так же как и поется.
Азбука-плакат нравится детям и значительно расширяет возможности в придумывании различных упражнений и игр.
Вот примерный план опорных упражнений:
1. Учащиеся смотрят на написанный алфавит, самостоятельно отыскивают нужные буквы. Задача – выложить их в алфавитном порядке или обратном алфавитному.
2. Учитель раскладывает алфавит с небольшими ошибками, а дети произносят алфавит вслух, сравнивают с вариантом учителя и исправляют ошибки.
3. Учитель может назвать строчку из алфавита, а дети складывают ее карточками.
4. Учитель может писать букву, дети могут найти ее среди картонных букв.
5. Учитель может называть букву, дети вспоминают ее графическое обозначение и проговаривают какие звуки соответствуют этой букве
6. Учитель может показать букву, дети вспоминают ее название, называют и пишут.
7. Учитель может попросить назвать только согласные буквы или гласные.
Этап повторения (можно так же выполнить задания):
1. подбор пары: дети подбирают к заглавным буквам строчные и наоборот;
2. дети вписывают недостающие в алфавите буквы;
3. ребята соотносят буквы и звуки
Чтение слов, организованных по правилам чтения
Теперь нужно познакомить детей с основными правилами чтения. В этом может помочь иллюстративный материал. Чтобы показать правила чтения гласных в открытых и закрытых слогах можно воспользоваться «домиком». Это картинка с изображением дома, в котором живут буквы, если окно в доме открыто, значит, слог открытый, а если закрыто на замочек значит закрытый. Благодаря этой ассоциации детям легче запомнить новые правила.
Чтобы довести до автоматизма чтение гласной в открытом слоге и закрытом слоге, нужна тренировка на примере существующих и выдуманных слов. Так у детей формируется представление о том, что в разных условиях буквы могут читаться по-разному. Например, со словами, в которых есть или отсутствует на конце слова буква «е» можно сделать такие упражнения как эти:
1. Нужно написать рядом друг с другом существующие или выдуманные слова, разница между которыми только в том, что есть немая «е» (например: “lim” и “lime”). Прочитать одно из этих слов и попросить определить, какое было прочитано.
2. Нужно написать слово с закрытым слогом на доске, попросить прочитать его. После того как задание успешно выполнено, дописать букву «е» в конце слова и попросить еще раз прочитать уже новое слово.