Файл: Проблемы обучения технике чтения на начальном этапе: содержание понятия "техника чтения", приемы формирования технических навыков».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Нужно написать слово с открытым слогом на доске, попросить его прочитать. После того как задание успешно выполнено, стереть или закрыть рукой букву «е» в конце слова и попросить еще раз прочитать слово, которое получилось теперь.

В самом начале учитель читает вслух и даёт пример правильного чтения. Затем дети повторяют все вместе. Чтобы выработать автоматизм чтения можно использовать карточки для чтения.

Учитель может включать в урок задания на повторение упражнений на звуко-буквенные соответствия.

1. Звуко-буквенный анализ слова.

2. Звук, который дает буква при чтении.

3. В каких словах встречается этот звук.

«После того как дети научились читать отдельные слова, «они приступают к чтению словосочетаний и предложений и, следовательно, к правильному их оформлению» (Рогова, 2000: 185).

Тексты для чтения на начальном этапе обучения

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Сейчас вопрос состоит в том, что выбор этих текстов слишком большой, и найти в нем наиболее удачный учебный материал становится сложно. Чтобы упростить эту задачу нужно сформулировать требования предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора.

Очень длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют мысль о невозможности усвоить этот материал: «Я ни за что не смогу. Мне никогда не справиться с этой толстой книгой». Именно по этой причине маленькие дети любят читать небольшие книжки. Тогда у них появляется право заявить: «А я смог прочитать 4 книжки сам» (В каждой из таких книжек может быть не более 3-4 предложений.). Ощущение особого достижения и успеха играет важную роль и для детей, и для взрослых.

Только лишь при помощи коротких тексов не получится сформировать многие другие виды чтения, которые необходимы для учебной деятельности, например, в учебной (сообщение, доклад). Даже короткий текст может нести много информации, а длинный текст не всегда. Объем текста может определяться его форматом. К одним из самых информативных видов текстов относятся: графики, таблицы и схемы. Иногда легче прочитать объемный текст, чем разобраться в таблице, но «легче» не всегда означает «лучше».

Ученые доказали, что если основная мысль находится в начале текста или в конце, то восприятие текста читающими будет лучше. При обучении малышей это особенно важно учитывать.


Составление текстов для чтения на начальном этапе является одной из проблем обучения иностранным языкам в школе.

Комплекс заданий к текстам для начального этапа обучения чтению

Рассмотрим комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения. Одна и та же лексика используется в разных языковых ситуациях, текстах. Дети проговаривают и прописывают и отрабатывают ее в различных мыслительных процессах. Это и обеспечивает прочность усвоения. В это же время интерес детей не угасает, т.к. учитель ставит перед ними посильные проблемы и задачи, что увеличивает концентрацию их внимание на содержании текстов.

Задания на подстановку

1. Давайте посмотрим на картинку и прочитаем предложения. Заполним пропуски словами. This is a (boy/girl). She/he is a (pupil). She/he likes (cats/dogs/…). После того как дети научились описывать внешность человека, текст увеличивается в объёме: Her/his hair is (blond). His/ her eyes are (brown). Her/his face is (round).

Задания, которые требует анализа

1. Детям нужно прочитать предложения и сказать, какие предметы они подарят героям. (На доске помещены рисунки, на которых изображены, самолет, гитара, зубная паста, мыло.) Peter always cleans his teeth. Tommy wants to be a pilot. Anita listens to music. Mike washes his hands.

2. Прочитайте предложения и выберите подходящую картинку Nike is a small boy. He is ten years old. Peter like play hockey. He is not a doctor. Bick is old. He is not a pupil. He is a student.

Задание, которое требует определить последовательность фактов

Это письмо написал Дима, он перепутал все. Поставьте предложения в нужной последовательности.. We are swimming. We are not busy. Dear Nick! Good–bye! Hi! We go to school at 10 o'clock.

Задание, на определение причины и следствия

1. Прочитать текст и ответить на вопрос: Helen's granny is a housewife and she does a lot of housework too. She cooks

Then she always washes up. She cleans carpets in the flat. She washes a lot of Helen's clothes. In the evening she is tired. Why? Is your granny tired too?

Английских язык помогает познакомить детей с миром их зарубежных ровесников, с музыкой, культурой, сказками, доступными детям образцами детской художественной литературы, жизнью и бытом и все это на изучаемом языке.

Задача школьников научиться читать тексты и осмысливать содержание. Эту задачу перед ними ставит программа по иностранным языкам в области обучения чтению. Чтение должно осуществляться детьми в сопровождении интереса, а не по принуждению. Оно должно носить самостоятельный характер, проблема заключается в том, что дети видят в чтении только учебную задачу и не рассматривают его как инструмент в получении информации, и как источник удовольствия. Этим и обусловлен низкий интерес к чтению, как виду речевой деятельности.


Ни для кого не секрет, что из-за графических и орфографических особенностей английского языка младшим школьникам трудно овладеть чтением. Особую сложность вызывает чтение сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове.

Достаточно часто возникают сложности, которые связаны с психологическими особенностями детей данного возраста, такими как плохо развитая память, внимание и мышление, из-за этого дети плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, неверное чтение слов по ошибке (или незнанию), использование неподходящих правил.

Восприятие материала у детей развито так, что они склонны обращать внимание на его подачу, яркость, наглядность и эмоциональность. Именно поэтому, чтобы дети не заскучали на уроке и не переутомились нужно использовать яркие цветные картинки.

Одним из таких примеров работы является рисунок «бабочка». С ее помощью можно познакомить детей с правилами чтения гласных под ударением. Крылья бабочки раскрашены 2 разными цветами, каждый цвет обозначает свое правило. Эти же цвета дети используют для подчёркивания орфограммы в словах.

Иногда происходит так, что ребенку не достаточно предложенного объёма заданий для закрепления навыков чтения. Исходя из этого, хотелось бы предложить ряд дополнительных упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений:

1. Odd one out: a) Get, red, pen, Pete, hen. b) Cat, fat bat, take, Ann, bad, ham.

2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки): Pam, can, brave, name, and, fat, bad, take, cat.

3. Magic cards («волшебные карточки»). Игра нацелена на развитие скорости чтения.

Учитель готовит карточки со словами. Показывает по одной быстрым переворотом карточки с надписью к детям и обратно к себе. Важно добиться от детей быстрой реакции. Учителю следует завести несколько комплектов таких карточек, чтобы дети смогли соревноваться между собой на скорость и верное прочтение.

5. “Pairs” (Игра, развивающая память = «Пары»)

Это парная игра. Дети используют комплект тематических карточек с картинками. Карточки раскладываются на стол картинками вниз. Задание

«Прочитай слово и найди картинку». Выигрывает участник собравший большее количество пар. Если дети еще не очень хорошо читают, то можно потренироваться перед игрой прочитав все слова.

6. “Three in a row” (Три подряд!)

Учитель готовит игровое поле для карточек, которое состоит из 9 квадратов. У учителя есть список слов, у детей карточки. Детям раздаются карточки со словами. Учитель читает слово, если ребенок его находит в своих карточках, он переворачивает и кладет ее на игровое поле. Тот из детей кто собирает 3 слова говорит: “Three in a row”. Игра продолжается до тех пор, пока дети не перевернут все свои карточки. Следующая игра подвижная, помогает детям отдохнуть от сидячего положения за партой и также отлично развивает технику чтения.


7. Whispers («Испорченный телефон»)

В игре принимают участие все дети, разделенные на 2 команды. Учитель делает 2 вида карточек со словами и картинками обозначениями. Для каждой команды есть своя стопка карточек «слов», а карточки с картинками общие для обеих команд. Организатор игры раскладывает общие карточки на столе. Дети, начиная с капитана шепчут друг другу слово, а последний бежит и вешает свое слово над картинкой и встает первым. Игра продолжается пока не закончатся картинки. Победитель определяется по большему совпадений картинка-слово.

8. Pass the ball («Передай мяч»). Дети по кругу передают мячик (любой другой предмет) Играет музыка. Ребенок, на котором становилась музыка (у которого остался предмет) берет карточку (там написано задание на русском, например: попрыгать на правой ноге).

9. Active Bingo (Игра «Бинго» с движениями). В игре принимают участие все дети, разделенные на 2 команды.

Каждому ребенку достается свое слово. Дети становятся в 2 колонны. Учитель по очереди называет слова из своего списка. Это могут быть слова по определенной теме «спорт», «еда». Когда участник слышит свое слово, он кричит “Bingo” и садится на свое место. Та команда, которая сядет первой победила.

Учитель может использовать разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), они обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Игры такого рода помогают закреплять правила чтения и быстро запоминать новые слова. Они помогают снять усталость и взбодрить детей. Уроки с детьми младших классов становятся интересней, веселей и разнообразней.

На формирование умений чтения большое влияние оказывают комплексы упражнений по различным текстам. Данные тексты могут быть от нескольких десятков страниц до пары предложений. Объём их важен, но при этом необходимо соблюдать некий баланс между текстами разной длины.

Чтение длинных и сложных текстов чаще всего вызывает затруднение или формируют мысль о том, что прочитать это невозможно. Но только на коротких текстах невозможно сформировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности, например для доклада, сообщения.

Важно помнить о воспитательной, научной и познавательной ценности текстов. Чтобы обеспечить интерес к чтению следует учитывать возрастные особенности детей. Нужно создавать «ситуацию успеха». Чтобы уменьшить количество трудностей, которые препятствуют пониманию материала, нужна предварительная устная отработка учебного материала. Языковая и контекстуальная догадка также способствует уменьшению трудностей.


При обучении чтению важно снабжать тексты специально продуманными коммуникативными заданиями. Они должны быть связаны со смысловой стороной читаемого и заставлять учащихся уже на начальном этапе думать, проявлять себя как личность, использовать свой жизненный опыт.

Заключение

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка может быть предоставлена не многим, но читать и узнавать новую информацию могут все те, кто овладел английским языком. Благодаря этому умению открывается огромный мир, ведь можно прочитать что-то из художественной литературы на языке носителя, узнать новости из газет и журналов.

Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, который предполагает сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение, и др.), и результатом его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Благодаря этой форме письменного общения обеспечивается передача опыта, который люди накопили в различных областях жизни. Чтение способствует развитию интеллекта и обострению чувств, т.е. оно несет в себе обучающую, развивающую, воспитывающую функции.

Исследователи отмечают особую важность процесса обучения чтению на первом этапе, так как на этом этапе у ребенка закладываются основные умения и навыки к изучению иностранных языков.

На первых этапах обучение напоминает игру, где дети учатся общаться на английском языке благодаря играм, песням, танцам. В этот период активно используются детские стихи, книжки–малютки, т.е. те материалы, по которым обучаются маленькие дети, говорящие на этом языке как на родном. Дети осваивают чтение, поют песенки, описывают и рисуют картинки, учатся считать, называть цвета. Однако хотя эти материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности. Когда они перестают быть трудными в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Можно сделать следующие выводы:

Необходимо более тщательно отбирать лексический и грамматический минимумы для начального этапа обучения, обеспечивая при этом посильность их усвоения, а также возможность отразить интересные для учеников этого возраста явления объективной действительности (например: животные – наши друзья, наши игры и игрушки, герои любимых сказок и т. п.). Это позволит избежать включения в лексический минимум таких ненужных и малоупотребительных слов, как stone, tie, stockings. Следовало бы использовать больше интернациональных слов. Их легко узнать и понять при чтении, а это способствует развитию догадки и закрепляет буквенно-звуковые соответствия.