Файл: Оценка организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
- первый ответ ̶ для культуры роли;
- второй – для культуры власти;
- третий – для культуры личности;
- четвертый – для культуры задачи.
Выявление фокальных принципов, регулирующих поведение, происходит одновременно на двух уровнях: руководство и сотрудники. Со стороны руководителя осуществляется выбор варианта ответа с точки зрения его ожиданий поведения сотрудников, т.е. руководителю необходимо в каждом случае ориентироваться на вопрос: «Как, на мой взгляд, должны вести себя работники в сложившейся ситуации?». Сотрудники, в свою очередь, решают «Как бы я поступил в данной ситуации?».
Анализ решений позволяет определить, какими фокальными принципами руководствовались респонденты при выборе того или иного варианта поведения. А по выявленным принципам определить реальный, а не декларируемый тип культуры, в рамках которого действуют руководители и их подчиненные.
Анкетирование сторон в ООО «Кондитерская «Виолет» проводилось в период с 07.04.2017 по 18.04.16. За всё это время удалось собрать 46 ответов, в частности 3 анкеты от руководителей и 43 от сотрудников: шеф-кондитер – 1, мастер-технолог – 2, кондитер-оформитель – 3, кондитер – 16, пекарь – 7, продавец – 17. Полученные результаты были систематизированы и занесены в таблицу.
Распределение типов организационной культуры в соответствии с выявленными данными представлено на рисунке (см. рис. 4).
Руководители
Сотрудники
Рис. 4. Профили организационной культуры руководителей и подчиненных ООО «Кондитерская «Виолет»
Как видно из рисунка 8, реальные профили организационной культуры с точки зрения руководства и рядовых сотрудников имеют различия. В процессе принятия решений руководители предпочитают ориентироваться на принципы культуры роли и задачи. Сотрудники в свою очередь предпочитают следовать только культуре задачи.
Анализ показал, что присутствует всего 4 совпадения между принципами руководства и сотрудников компании, следовательно, содержание фокальных принципов еще не устоялось как безусловная основа взаимодействий.
Восьмой этап. Что касается деловой репутации ООО «Кондитерская «Виолет», то следует отметить, что в 2015 г. уж проводилось исследование этого нематериального актива. Руководство уделяет данному вопросу очень большое внимание, поскольку для компании, которая позиционирует себя как производителя элитной продукции, изготовленной вручную из натуральных компонентов крайне важно всегда сохранять положительную репутацию, чтобы поддерживать и наращивать поток клиентов, которые ожидают от элитного ассортимента с подобным уровнем цен всегда высочайшего и практически идеального качества и обслуживания.
Анкетирование клиентов компании проводилось через социальную сеть «Вконтакте» с целью понять их отношение к компании, было опрошено 250 респондентов. По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
- Атмосфера, ассортимент и качество продукции нравятся клиентам компании и являются важной составляющей силы бренда.
- 93% клиентов готовы рекомендовать кондитерскую «Виолет» другим.
- Ценовая политика компании «Виолет» по мнению опрошенных высокая.
Помимо этого, репутация фирмы была рассмотрена специалистом «Виолет» через репутационный круг Ж. П. Бодуана, так в компании наблюдаются следующие сильные характеристики:
- Эмоциональная составляющая.
- Рабочая среда.
- Высокое качество продуктов и услуг.
- Социальная ответственность.
В целом сама компания оценивает свою репутацию как положительную.
Однако для целей текущего исследования такой информации не достаточно, данные являются качественными и их невозможно встроить в предложенную концепцию успеха организационной культуры, основанную исключительно на количественных показателях с целью получения однородной картины. Более того вышеописанное исследование не включает в себя мнение и оценку репутации сотрудниками и руководством компании. В связи этим было принято решение о необходимости сбора данных для точного числового измерения деловой репутации компании.
Так для того чтобы определить значение критерия успеха и встроить его в общую концепцию была использована готовая адаптированная методика расчета репутационного индекса К. Кравенс, Е. Оливер и С. Рамамурти. Исходная методика представляет собой девять блоков (продукция, работники, внешние взаимосвязи, инновации, создание ценности, раскрытие информации, стратегия, культура, нематериальная ответственность), включающих ряд компонентов, которые необходимо проранжировать от «1» до «9». При этом значение «9» по шкале отражает идеальное состояние, а «1» – наименее желаемое.
В адаптированной методике, которая и была применена в данном исследовании, все элементы структуры деловой репутации представлены в форме вопросов для обеспечения возможности практического применения методики К. Кравенса, Е. Оливера и С. Рамамурти. Адаптированные анкеты составлены с учетом ключевых групп стейкхолдеров: руководителей компании, работников, а также поставщиков и покупателей. В данном исследовании анкетирование было проведено только среди руководителей, работников и клиентов ООО «Кондитерская «Виолет», поскольку получить доступ к поставщикам оказалось невозможно. Также формулировка некоторых вопросов была незначительно подкорректирована для обеспечения полной ясности для респондентов.
В опросе приняли участие 3 руководителя, 11 работников и 15 клиентов компании. Сроки анкетирования: 13.04.2017 – 21.04.2017.
Данные представлены в виде таблиц, отображающих элементы деловой репутации, их соотношение с вопросами в анкете и полученным средним баллом по каждому блоку. По результатам, деловая репутация ООО «Кондитерская «Виолет» оказалась достаточно однородной (см. табл. 5) и при этом показатели достаточно высоки, это можно связать с тем, что компания с момента своего основания учитывает репутационные показатели и постоянно целенаправленно работает над их совершенствованием, принимая во внимание пожелания, как клиентов, так и сотрудников.
Следуя используемой методике далее необходимо определить весовые коэффициенты для каждого блока с помощью экспертной оценки, что и было сделано. В состав группы экспертов на этот раз вошли 2 руководителя и 4 рядовых сотрудника. Наибольший весовой коэффициент – «0,40» (см. табл. 6) был присвоен блоку «Продукция», поскольку именно высокое качество продукции, по мнению экспертов, больше всего способно повлиять на формирование положительной репутации. Также блоку «Работники» присвоен следующий по величине коэффициент – «0,17», т.к. от профессионализма последних зависит и качество продукции.
Совокупный репутационный индекс рассчитывается по следующей формуле (1):
(1)
где R – индекс деловой репутации;
wi – значение весового коэффициента i-го элемента;
ri – значение деловой репутации i-го элемента.
Таблица 6
Расчет индекса деловой репутации ООО «Кондитерская «Виолет»
№ |
Блок |
Средняя оценка по ключевым группам |
Экспертный весовой коэффициент wi |
Индекс репутации |
|||
Работники |
Руководители |
Клиенты |
Итоговая оценка |
||||
1 |
Продукция |
8,9 |
8,1 |
8,0 |
8,3 |
0,40 |
3,3 |
2 |
Работники |
7,8 |
7,4 |
9,0 |
8,1 |
0,17 |
1,4 |
3 |
Внешние взаимосвязи |
8,5 |
8,2 |
7,3 |
8,0 |
0,10 |
0,8 |
4 |
Инновации |
7,1 |
7,6 |
--- |
7,3 |
0,02 |
0,1 |
5 |
Создание ценностей |
6,6 |
8,5 |
--- |
7,6 |
0,08 |
0,6 |
6 |
Раскрытие информации |
--- |
7,0 |
--- |
7,0 |
0,03 |
0,2 |
7 |
Стратегия |
--- |
7,5 |
--- |
7,5 |
0,06 |
0,5 |
8 |
Культура |
8,9 |
8,6 |
--- |
8,8 |
0,12 |
1,1 |
9 |
Нематериальная ответственность |
7,3 |
--- |
--- |
7,3 |
0,02 |
0,1 |
Итого: |
1,00 |
8,1 |
Таким образом, репутационный индекс компании составляет 8,1 балла.
Авторы методики - К. Кравенс, Е. Оливер и С. Рамамурти разработали ранговые категории деловой репутации организации от уровня А1 до уровня С1, где А1 характеризует идеальную деловую репутацию, а С1 – негативную оценку деловой репутации (см. табл. 7) [Cravens, 2003, p. 210].
Таблица 7
Ранговые категории деловой репутации*
Ранг |
Значение индекса |
Описание уровня деловой репутации |
А1 |
9 |
Идеальный (редко достижим) |
А2 |
8 – 8,9 |
Очень высокий |
А3 |
7 – 7,9 |
Высокий |
В1 |
6 – 6,9 |
Средний-высокий |
В2 |
5 – 5,9 |
Средний |
В3 |
4 – 4,9 |
Средний-низкий |
С1 |
3 – 3,9 |
Деловая репутация принимает минимальное положительное значение |
С2 |
2 – 2,9 |
Нулевая репутация компании (присуща новичкам) |
С3 |
1 – 1,9 |
Деловая репутация отрицательна |
*Cravens K. et al. The reputation Index: measuring and managing corporate reputation / K. Cravens, E. G. Oliver, S. Ramamoorti // European Management Journal. 2003. Vol. 21. No. 2. P. 210
Компания ООО «Кондитерская «Виолет» показывает очень хорошие результаты – попадает в категорию А2, что означает очень высокий уровень деловой репутации.
Девятый этап. Для расчета индекса лояльности сотрудников ООО «Кондитерская «Виолет» было принято решение использовать методику, разработанную Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой на основе шкалы равнокажущихся интервалов авторства Л. Терстоуна [Оценка лояльности…]. Типовой опросник состоит из 36 утверждений, респонденту необходимо оценить свое отношение к каждому из суждений по 11-балльной шкале. При этом градация «11» соответствует максимально позитивной оценке данного суждения, градация «1» — максимально негативному отношению, а градация «6» — нейтральному отношению.
Анкетирование среди сотрудников ООО «Кондитерская «Виолет» проводилось в период с 19.04.2017 – 22.04.2017, в итоге были собраны ответы 23 респондентов. Структура опрошенной группы по должностям выглядит следующим образом: шеф-кондитер – 1, кондитер-оформитель – 2, кондитер – 13, продавец – 7.
Согласно методике, при обработке результатов баллы складываются только за суждения № 1, 3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 32, 34. Остальные же утверждения не учитываются при подсчете, поскольку они служат «камуфляжем» истинных целей исследования. Далее в зависимости от того, к какой градации было отнесено респондентом суждение, ему присваивается соответствующий балл (см. табл. 8).
Таблица 8
Соответствие градаций баллам по методике Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой*
Градация |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Балл |
+5 |
+4 |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
-4 |
-5 |
*Оценка лояльности (Шкала Терстоуна). HR-Portal: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tool/ocenka-loyalnosti-shkala-terstouna
Если сотрудник набирает от «+54» до «+90» баллов, его лояльность к организации оценивается как высокая, от «+18» до «+54» баллов — лояльность оценивается как средняя, от «-18» до «+18» — лояльность оценивается как низкая. Если же баллы располагаются в диапазоне от «-18» до «-90», то, такой сотрудник соответственно, совершенно не лоялен к организации, в которой он на данный момент работает.
Анкеты, полученные от организации, были проанализированы согласно описанной методике при помощи Excel 2010 (см. табл. 9).
Таблица 9
Результаты исследования лояльности сотрудников
ООО «Кондитерская «Виолет»
№ анкеты |
Сумма баллов по анкете |
Уровень лояльности сотрудника |
№ анкеты |
Сумма баллов по анкете |
Уровень лояльности сотрудника |
1 |
19 |
Средний |
13 |
24 |
Средний |
2 |
40 |
Средний |
14 |
17 |
Низкий |
3 |
37 |
Средний |
15 |
22 |
Средний |
4 |
27 |
Средний |
16 |
38 |
Средний |
5 |
41 |
Средний |
17 |
29 |
Средний |
6 |
31 |
Средний |
18 |
37 |
Средний |
7 |
34 |
Средний |
19 |
33 |
Средний |
8 |
32 |
Средний |
20 |
42 |
Средний |
9 |
61 |
Высокий |
21 |
37 |
Средний |
10 |
17 |
Низкий |
22 |
40 |
Средний |
11 |
31 |
Средний |
23 |
28 |
Средний |
12 |
21 |
Средний |
Индекс лояльности |
32 |