Файл: Оценка организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
После усреднения и округления результата по всем анкетам в итоге был выведен индекс лояльности - «+32», который свидетельствует о среднем уровне лояльности сотрудников ООО «Кондитерская «Виолет». При этом было замечено, что, индекс лояльности продавцов ниже индекса лояльности производственной группы в лице кондитеров почти в два раза: «+22» против «+37».
Десятый этап. Для определения уровня удовлетворенности сотрудников ООО «Кондитерская «Виолет» своим профессиональным развитием внутри компании была использована методика под названием «Интегральная удовлетворенность трудом», разработанная Н. П. Фетискиным, В. В. Козловым и Г. М. Мануйловым [Фетискин, 2002, c. 470-473]. В данной методике особый акцент делается на важные составляющие удовлетворенности трудом, такие как удовлетворенность сотрудников достижениями в работе, уровень притязаний в профессиональной деятельности и предпочтение выполняемой работы высокому заработку.
Методика представляет собой анкету, состоящую из 18 утверждений, респонденту предлагается для каждого утверждения выбрать вариант ответа: «а», «b», или «c», которые по своему содержанию соответственно означают либо согласие с утверждением, либо частичное согласие, либо не согласие.
Анкетирование среди сотрудников ООО «Кондитерская «Виолет» проводилось в период с 23.04.2017 по 25.04.2017. За этот период удалось собрать ответы 16 респондентов. Структура опрошенной группы по должностям выглядит следующим образом: шеф-кондитер – 1, кондитер-оформитель – 1, кондитер – 9, продавец – 5. Согласно методике после сбора данных ответы каждой из анкет необходимо перевести в баллы с помощью таблицы (см. табл. 10).
Таблица 10
Перевод вариантов ответов в баллы по методике «Интегральная удовлетворенность трудом»
Утверждения |
Варианты ответов |
Утверждения |
Варианты ответов |
||||
a |
b |
c |
a |
b |
c |
||
1 |
2 |
1 |
0 |
10 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
11 |
2 |
1 |
0 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12 |
0 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
0 |
13 |
0 |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
0 |
14 |
0 |
1 |
2 |
6 |
2 |
1 |
0 |
15 |
0 |
1 |
2 |
7 |
2 |
1 |
0 |
16 |
2 |
1 |
0 |
8 |
2 |
1 |
0 |
17 |
0 |
1 |
2 |
9 |
0 |
1 |
2 |
18 |
2 |
1 |
0 |
После перевода в балльные значения каждой из полученных анкет, полученные баллы суммируются, далее производится сопоставление данных сумм баллов с максимальным показателем, приведенным в ключе обработки, т.е. с максимально возможными 36 баллами. Полученные процентные соотношения суммируются и делятся на общее количество анкет, так в итоге выводится средний показатель удовлетворенности по предприятию.
Расшифровка результатов выглядит следующим образом:
- Низкий уровень удовлетворенности трудом характеризуется диапазоном 1-44%;
- Средний уровень удовлетворенности трудом определяется в 45-55% диапазоне от общей суммы баллов;
- Высокий – свыше 56%.
Таким образом, средний процент удовлетворенности профессиональным развитием по компании ООО «Кондитерская «Виолет» составил 66% (см. табл. 11), что соответствует высокому уровню удовлетворенности.
Таблица 11
Результаты исследования удовлетворенности трудом сотрудников
ООО «Кондитерская «Виолет»
№ Анкеты |
Сумма баллов |
Уровень УТ, % |
Расшифровка |
1 |
24 |
67% |
Высокий |
2 |
23 |
64% |
Высокий |
3 |
24 |
67% |
Высокий |
4 |
20 |
56% |
Высокий |
5 |
22 |
61% |
Высокий |
6 |
24 |
67% |
Высокий |
7 |
26 |
72% |
Высокий |
8 |
19 |
53% |
Средний |
9 |
28 |
78% |
Высокий |
10 |
23 |
64% |
Высокий |
11 |
18 |
50% |
Средний |
12 |
21 |
58% |
Высокий |
13 |
27 |
75% |
Высокий |
14 |
25 |
69% |
Высокий |
15 |
30 |
83% |
Высокий |
16 |
26 |
72% |
Высокий |
Среднее: |
66% |
Высокий |
Одиннадцатый этап. Оценка по последнему критерию успеха организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет» - удовлетворенность заработной платой, был выведен на основе материалов исследования, проведенного ранее самой компанией в феврале 2015 года.
При всеобщем опросе сотрудников, осуществленном в прошлом году и направленном на выявление отношения трудового коллектива к компании и пожеланий сотрудников относительно рабочих процессов, в анкете также присутствовал вопрос для определения общего уровня удовлетворенности сотрудников зарплатой, результаты по которому были обработаны отдельно. В вопросе каждому работнику предлагалось интуитивно оценить свою удовлетворенность по десятибалльной шкале, где 0 – полное отсутствие удовлетворенности, а 10 – высокая удовлетворенность. По данным компании, в опросе приняли участие 76 человек из 97 на тот момент числящихся в штате (количество сотрудников возросло, благодаря тому, что в 2015 году были открыты две новые точки продаж – «Виолет Брауни» и «Виолет Безе», а также был запущен цех элитной продукции, изготавливаемой полностью вручную), потому как на момент анкетирования 21 сотрудник отсутствовал на работе по причине болезни или нахождения в отпуске.
Результаты были структурированы по четырем группам: администрация, производство, реализация и обслуживание (см. табл. 12).
Был выведен индекс общей удовлетворенности заработной платой всего персонала. Согласно используемой методике, 1-4 баллов – это низкий уровень удовлетворенности, 5-7 баллов – средний уровень и 8-10 баллов – высокий уровень удовлетворенности зарплатой.
Таблица 12
Уровень удовлетворенности заработной платой сотрудников
ООО «Кондитерская «Виолет» на февраль 2015 г.
Группа |
Кол-во анкет |
Средний балл по группе |
Уровень удовлетворенности з/п |
Администрация |
5 |
8 |
Высокий |
Производство |
36 |
6 |
Средний |
Реализация |
15 |
5 |
Средний |
Обслуживание |
20 |
5 |
Средний |
Таким образом, удовлетворенность заработной платой всех сотрудников компании составила 6 баллов, что означает средний уровень удовлетворенности по предприятию в целом.
III блок исследования. Интегральная оценка успеха организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет».
Двенадцатый этап алгоритма, составляя основное содержание третьего блока, предполагает расчет интегральной оценки успеха организационной культуры с учетом веса каждого критерия, определенного экспертным путем.
Поскольку все результаты по критериям представлены в разных единицах измерения, их, во-первых, необходимо было перевести в стандартизированный вид, что и было сделано на основе разбалловки, представленной в Приложении 15. Результаты перевода занесены в таблицу 13.
Таблица 13
Интегральная оценка успеха организационной культуры
ООО «Кондитерская «Виолет»
Критерий |
Результат |
Стандартизи-рованный показатель |
Вес |
Интегрированный показатель успеха организационной культуры |
1. Уровневая когерентность организационной культуры (совпадений) |
4 |
0,3 |
0,20 |
0,06 |
2. Деловая репутация компании (баллов) |
8,1 |
0,8 |
0,25 |
0,2 |
3. Лояльность персонала (баллов) |
32 |
0,6 |
0,25 |
0,15 |
4. Удовлетворенность сотрудников профессиональным развитием (%) |
66 |
0,6 |
0,20 |
0,12 |
5. Удовлетворенность сотрудников размером заработной платы (баллы) |
6 |
0,6 |
0,10 |
0,06 |
Интегральная оценка успеха организационной культуры - 0,59 |
В роли экспертов выступили директор компании, заместитель директора по финансам, исполнительный директор, директор по производству, а также специалист по связям с общественностью. Группа экспертов распределила весовые доли между пятью исследуемыми критериями, в сумме дающие единицу.
Далее стандартизированные показатели, перемноженные на весовые значения, были сложены, что в итоге позволило, наконец, получить интегрированную оценку успеха организационной культуры. В случае с исследуемой компанией данный показатель составил 0,59 баллов. Таким образом, успех организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет» находится на второй стадии успеха – эпизодический успех (см. рис. 5).
Рис. 5. Профиль успеха организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет»
Данная стадия успеха в целом свидетельствует об отсутствии четких и осознанных действий в процессе управления организационной культурой. Она характеризуется тем, что тяготеет к средним значениям, которые без пристального внимания со стороны управленческого звена способны со временем трансформироваться в показатели стадии неуспеха, что связано с тем, что интересы причастных сторон удовлетворены не в полной мере, и они потенциально могут принять решение прекратить взаимодействие [Исопескуль, 2014, c. 227].
Однако важно отметить, что на сегодняшний момент компания ООО «Кондитерская «Виолет» находится буквально на крайней границе второй стадии, практически переходя в следующую – частичный успех. В реальности культура кондитерской находится в активной динамике, руководство компании начало реализовывать действия по работе со своей организационной культурой, точнее по ее оформлению и корректировке, в связи с желанием расширения сети в будущем до регионального уровня, для чего необходима сильная культура, которая позволит сохранять качество производимой продукции по прежнему на высоком уровне.
Визуализация ситуации, представленная на рисунке 5, позволяет идентифицировать текущее состояние, определить области оптимизации для повышения успеха организационной культуры на основе сравнения идеального и реального профиля (см. рис. 5). Очевидно, что необходимо осуществлять корректирующие действия по всем направлением, за исключением деловой репутации, т.к. она уже находится на достаточно высоком уровне.
Заключение
В работе представлены результаты исследование организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет», действующей на местном рынке с 2009 года. В процессе был выявлен перечень критериев, способных определить успех данной компании:
- Уровневая когерентность организационной культуры.
- Деловая репутация компании.
- Лояльность сотрудников.
- Удовлетворенность сотрудников профессиональным развитием.
- Удовлетворенность сотрудников размером заработной платы.
Все вышеперечисленные критерии были поэтапно измерены с помощью различных инструментов и в последствии приведены к стандартизированному виду, что в результате позволило сформировать единый профиль успеха организационной культуры ООО «Кондитерская «Виолет». Профиль показал, что данная компания имеет хороший потенциал для улучшения текущей ситуации, связанной с культурой.