Файл: НК_1_раздV.1_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 802

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пункт 12 статьи 105.17 НК РФ обязывает контролирующий орган вручить лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку акт проверки в течение пяти дней с даты этого акта. Допускается вручение акта проверки и иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Таким способом, в частности, является направление акта о проведенной проверке по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В таком случае датой ее вручения считается шестой день с даты отправки заказного письма.

Справка о проведенной проверке также направляется по почте заказным письмом в случае, если налогоплательщик либо его представитель уклоняется от ее получения.

В соответствии с пунктом 13 статьи 105.17 НК РФ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель вправе в течение 20 дней со дня получения акта представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Хотелось бы отметить, что законодатель не вменяет в обязанность лиц прикладывать к возражениям указанные документы, что означает, что они не могут быть отклонены по причине отсутствия документов, подтверждающих обоснованность возражений. Но, исходя из текста данной статьи не ясно, каким образом должно происходить согласование срока для представления таких документов.

Пункт 14 статьи 105.17 НК РФ закрепляет порядок рассмотрения акта, других материалов проверки и письменных возражений по акту, которые представлены налогоплательщиком, а также принятия решения по результатам проверки. Рассмотрение указанных документов осуществляется в аналогичном порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

В соответствии с пунктом 15 статьи 105.17 НК РФ налоговый орган вправе использовать материалы и сведения, полученные при осуществлении мероприятий налогового контроля в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами, при проведении проверки иных лиц, являющихся участниками этой же контролируемой сделки.


Статья 105.18. Симметричные корректировки


Комментарий к статье 105.18


Пункт 1 статьи 105.18 НК РФ содержит понятие симметричных корректировок.

В соответствии с указанной нормой симметричными корректировками признаются корректировки налоговой базы и суммы налога, которые применены российскими организациями - налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ, в случае доначисления налоговым органом налога по итогам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен и цены, на основании которых налоговым органом осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога.


Пункт 2 статьи 105.18 НК РФ устанавливает право других сторон контролируемой сделки на проведение симметричной корректировки только в случае, если решение ФНС России о доначислении налога исполнено тем участником сделки, в отношении которого было вынесено решение о доначислении налога, в части недоимки, указанной в этом решении.

Порядок проведения симметричных корректировок определен данной статьей.

Следует иметь в виду, что для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов.

В силу пункта 3 статьи 105.18 НК РФ симметричные корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 данного Кодекса, представленных по итогам того налогового периода, в котором были произведены соответствующие симметричные корректировки.

Кроме того, в случае, если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, применяются правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. Так, в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено данным Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Кроме того, при зачете и возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, следует также руководствоваться многочисленными разъяснениями Минфина и ФНС касательно применения статьи 78 НК РФ, например Приказом МНС РФ N БГ-3-10/345, Минфина РФ N 74н от 12.09.2001 "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость", Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" (вместе с Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам).

Пункт 4 статьи 105.18 НК РФ в качестве основания осуществления симметричных корректировок определяет информацию, содержащуюся в уведомлении о возможности симметричных корректировок. Такое уведомление должно быть направлено налогоплательщику налоговым органом.


Форма (форматы) и порядок выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок утверждаются ФНС России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

ФНС России обязана передать уведомление о возможности симметричных корректировок налогоплательщику или его законному или уполномоченному представителю, либо она обязана направить данное уведомление по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение одного месяца с момента возникновения права у налогоплательщика на проведение симметричных корректировок. В случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке указанный срок увеличивается до шести месяцев, если данным пунктом не предусмотрено иное. Так как законодателем не предусмотрено условий, от которых зависит выбор контролирующего органа, вида передачи указанного уведомления, можно предположить, что данный вопрос будет разъяснен при утверждении формы и порядка выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок.

Если в ФНС России поступило уведомление об обжаловании решения о доначислении налога, на основе которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке, то течение срока для выдачи или направления налогоплательщику уведомления о возможности симметричных корректировок приостанавливается.

Приостановление срока действует до момента вступления в силу соответствующего судебного акта. Аналогичный порядок применяется при обжаловании актов арбитражных судов нижестоящих инстанций.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.18 НК РФ налогоплательщик может самостоятельно обратиться в ФНС России с заявлением о выдаче уведомления о симметричных корректировках. У него возникает такое право, если уведомление о возможности симметричных корректировок в сроки, указанные в пункте 4 данной статьи, им не было получено при наличии информации об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога в случаях, предусмотренных статьей 105.17 НК РФ.

Данная статья обязывает налогоплательщика приложить копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении, к заявлению о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок. Исходя из текста данной статьи непонятно, какими именно документами должна быть подтверждена информация о вынесенном решении о доначислении налога и каким образом налогоплательщик может получить такие документы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105.18 НК РФ налоговый орган должен рассмотреть заявление о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок и принять в течение 15 дней одно из следующих решений:


1) вынести решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок;

2) отказать в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или неподтверждением указанной в заявлении информации;

3) проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

Пункт 7 статьи 105.18 НК РФ устанавливает запрет на обжалование налогоплательщиком величины корректировки цен на основе уведомления о возможности симметричных корректировок. Исключение составляет только тот случай, который указан в уведомлении о возможности симметричных корректировок и не соответствует величине, указанной в решении о доначислении налога.

В соответствии с положениями пункта 8 данной статьи установлена возможность налогоплательщика произвести соответствующие обратные корректировки в случае, если другие налогоплательщики, участвующие в сделке, произвели симметричные корректировки в соответствии с решением о доначислении налога, а такое решение впоследствии было отменено или признано недействительным.

Основанием к расчету обратных корректировок является уведомление о необходимости обратных корректировок, которое должно быть направлено налогоплательщикам от налоговых органов по месту учета. В течение месяца со дня получения такого уведомления налогоплательщики обязаны их произвести. Пени в отношении сумм налога, подлежащих уплате, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.

Форма и порядок выдачи уведомления о необходимости обратных корректировок утверждаются ФНС России.

Налогоплательщики обязаны к уведомлению о необходимости обратных корректировок приложить расчет обратных корректировок и копии соответствующего судебного акта, отменяющего (изменяющего) или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога или соответствующие судебные акты. Составление расчета обратных корректировок допускается в произвольной форме.

Следует иметь в виду, что налоговый орган производит зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога стороне контролируемой сделки, в отношении которой было вынесено решение о доначислении налога, только после проведения обратных корректировок и уплаты налога другой стороной контролируемой сделки.

Пункт 9 статьи 105.18 НК РФ устанавливает обязанность ФНС России не ссылаться на отсутствие документов или истечение срока их хранения при зачете (возврате) сумм налога, указанных в уточненной декларации, представленной налогоплательщиком по итогам проведения симметричных или обратных корректировок на основе соответствующего уведомления.



Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения


Комментарий к статье 105.19


Соглашение о ценообразовании является новшеством в российском законодательстве. Соглашения между налоговыми органами и налогоплательщиками ранее никогда не совершались.

Были известны случаи заключения между юридическим лицами и налоговыми органами Соглашений-обязательств по платежам в федеральный бюджет, в соответствии с которыми налогоплательщик-организация обязуется обеспечить поступления налогов в федеральный бюджет в сумме не менее, чем будет указано в соглашении. Но такие договоры признаны не соответствующими законодательству РФ.

Так, в письме ФНС РФ от 25.05.2011 N ЗН-4-1/8319 "О недопустимости соглашений налоговых органов и компаний" указано, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) (статья 44) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Кроме того, в обязанности налогоплательщика, определенные статьей 23 НК РФ, не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами, обязующих обеспечить поступления в бюджет конкретных сумм налогов. В связи с тем что заключение указанных соглашений противоречит НК РФ, ФНС России обращает внимание на недопустимость подобных действий со стороны налоговых органов.

Как указано в пояснительной записке к Закону N 227-ФЗ, институт соглашений о ценообразовании широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируется порядок определения цен для целей налогообложения. Выполнение условия соответствующего соглашения не должно повлечь последующего доначисления налоговыми органами налогов по результатам контролируемых сделок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.19 НК РФ российская организация - налогоплательщик, отнесенная в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков (далее в данной главе - налогоплательщик), вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее также - соглашение о ценообразовании).

Пункт 2 статьи 105.19 НК РФ содержит определение соглашения о ценообразовании, в соответствии с которым оно представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 данного Кодекса.