Файл: НК_1_раздV.1_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 817

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу особенностей правоотношений к взаимозависим лицам относятся также дочернее хозяйствующее общество, определение которого содержится в статье 105 ГК РФ, и зависимое хозяйственное общество, определение которого содержится в статье 106 ГК РФ: хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом; хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" взаимозависимыми являются организация, которой акционерное общество передало полномочия исполнительного органа, и само акционерное общество: по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 18.08.2009 N 03-03-06/2/155 головная организация и ее подразделения в целях налогообложения признаются взаимозависимыми лицами.

Пункт 2 статьи 105.1 НК РФ указывает основания признания лиц взаимозависимыми. Следует отметить, что в статье 20 НК РФ предусматривал только 3 основания признания лиц взаимозависимыми, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Во всех остальных случаях признать лицо взаимозависимым было возможно только по решению суда на основании пункта 2 статьи 20 НК РФ, в которой предусмотрено, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 данной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).


В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" взаимозависимыми признавались следующие лица:

1) взаимозависимыми лицами на том основании, что учредителями данных организаций являются одни и те же граждане, которые заинтересованы во взаимодействии своих организаций и установлении выгодных условий купли-продажи;

2) признав участников этой сделки взаимозависимыми лицами, так как гражданин-покупатель является директором общества-продавца;

3) сделок на оказание услуг между заявителем и его акционером, имеющим контрольный пакет акций. Вывод налогового органа о том, что участники этих сделок являются взаимозависимыми лицами, правомерен.

Благодаря введению нового раздела в НК РФ законодатель вместо 3 оснований внесудебного признания лиц взаимозависимыми вводит 11 таких оснований. Это связано с постоянными спорами между налоговыми органами и налогоплательщиками по данному вопросу и установившейся судебной практикой, в соответствии с которой при наличии обстоятельств, указанных в новых пунктах, суд устанавливал факт взаимозависимости лиц.

Итак, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ лица могут быть признаны взаимозависимыми в следующих случаях:

1) подпункт 1 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ предусматривает признание лиц взаимозависимыми в случае прямого или косвенного участия в размере доли более 25% одной организации в другой организации.

Данное положение было закреплено в тексте утратившей силу статьи 20 НК РФ, но доля участия одной организации в другой в новой интерпретации данной нормы увеличена законодателем.

Если до введения в действие указанного Закона взаимозависимыми лица признавались в случае участия одной организации в другой в доле более 20%, то теперь законодатель устанавливает размер такой доли 25%. Увеличение данной цифры связано с тем, что исходя из определения взаимозависимых лиц необходимо установить такие критерии признания их таковыми, которые позволяли бы определить, при каких именно обстоятельствах лицо оказывает влияние на результат экономической деятельности другого лица. Исходя из анализа правоотношений между указанными субъектами, сложившейся судебной практики и т.д., законодатель установил, что при участии одного лица в другом доля, при которой такое участие влияет на результат экономической деятельности, равна 25%, а не 20%.

Законодателем в тексте статьи указано, что для признания лиц взаимозависимыми необходимо, чтобы доля участия одной организации в другой была более 25%. Исходя из текста данной нормы не ясно, будут ли лица признаны таковыми, если размер участия одной организации в другой равен 25%. При буквальном толковании данной нормы можно сделать вывод, что законодатель устанавливает предел участия одного лица в другом в 25% и признание лица взаимозависимым будет только в случае превышения такого предела. То есть если доля в уставном капитале будет равна этим 25%, то применяться статья 105.1 НК РФ к таким лицам не должна.


Следует отметить, что НК РФ не предусматривает возможность признания взаимозависимыми организации и индивидуального предпринимателя. Так, при буквальном толковании текста статьи 20 НК РФ, в котором содержалось понятие взаимосвязанных лиц, говорится только о признаках взаимосвязи между организациями и физическими лицами, а не между любыми лицами, в том числе и индивидуальными предпринимателями. Несмотря на то что пункт 2 указанной статьи предусматривал право суда на признание лиц взаимосвязанными по иным основаниям, на наш взгляд, законодатель установил субъектный состав данных правоотношений и он не может быть расширен. Но судебная практика доказывает обратное - в случае, если доказано, что организация и индивидуальный предприниматель оказывают влияние на результат экономической деятельности друг друга, они признаются взаимозависимыми;

2) подпункт 2 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ устанавливает основание признания взаимозависимыми организации и физического лица в виде прямого или косвенного участия в размере более 25% физического лица в организации. Данное положение ново для российского законодательства. Такое основание не было предусмотрено пунктом 1 статьей 20 НК РФ, введение данного положения связано с тем, что до введения Закона N 227-ФЗ в действие при наличии условий, указанных в данном пункте, факт признания лиц взаимозависимыми приходилось устанавливать судам на основании пункта 2 статьи 20 НК РФ.

Следует иметь в виду, что физическое лицо должно быть именно участником организации, так как в случае наличия только трудовых отношений такая связь не будет установлена. Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 N А29-2210/2007 удовлетворены требования налогоплательщика в части отмены решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности в связи с тем, что общество и работник являются взаимозависимыми лицами, что привело к отклонению в цене совершенной ими сделки более чем на 20%, причем суд указал, что для признания лиц взаимозависимыми необходимо установление правовых актов, в соответствии с которыми физическое лицо и общество могут быть признаны таковыми. Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие трудового договора и обязанности сторон в возникающих на основании договора трудовых отношениях, но не устанавливает, что работник и работодатель являются взаимозависимыми лицами. А если физическое лицо руководителем общества не является, доказательств того, что он является участником общества либо входит в органы управления, не представлено, то основания к применению статьи 20 НК РФ отсутствуют;

3) подпункт 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ в качестве основания признание лиц взаимозависимыми предусматривает признания взаимозависимыми организаций, если одно и то же лицо участвует в двух организациях, причем предусмотрено как прямое, так и косвенное участие, и доля такого участия должна превышать 25%.


До вступления в силу Закона N 227-ФЗ признание лиц взаимозависимыми по данному основанию не представлялось возможным ввиду отсутствия такого основания как в статье 20 НК РФ, так и в других нормативных актах. Но в силу того, что обстоятельства, указанные в данном подпункте, оказывали существенное влияние на ценообразование в сделках, их наличие необходимо было установить в качестве основания признания лиц взаимозависимыми;

4) в подпункте 4 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ в качестве основания признания лиц взаимозависимыми указывается факт установления наличия полномочия у лица по назначению единоличного исполнительного органа у организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; в том числе, если такое лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию), может назначить больше половины состава коллегиального исполнительного органа вместе с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 данного пункта), а именно его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекуном (попечителем) и подопечным;

5) в подпункте 5 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ законодатель дублирует положение предыдущего пункта, только с той разницей, что в предыдущем пункте законодатель предусматривает признание лиц взаимозависимыми только в случае наличия возможности назначить 50 процентов состава коллегиального органа или совета директоров организации. В данном же положении законодатель указывает, что лица признаются взаимозависимыми и в случае, если лицо (вместе со взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 данного пункта) назначило в организации не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);

6) в подпункте 6 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ законодатель указывает, что в случае, если в двух организациях исполнительный орган или совет директоров в размере более 50% составляют одни и те же лица, в том числе вместе с взаимосвязанными лицами, указанными а пункте 11 данной статьи, а именно его супругом (супругой), родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями) и подопечным, такие организациями будут признаны взаимосвязанными.

До введения данного положения установление взаимосвязанности таких лиц происходило только в судебном порядке, благодаря действующему Закону РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в котором подобное основание являлось признанием лиц аффилированными. Так ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 27.04.2006 N А29-6475/2005 указал, что в случае, когда лицо имеет долю в уставном капитале и того и другого юридического лица в размере более 20 процентов, такие организации являются взаимозависимыми лицами, так как Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2003 N 441-О разъяснил, что право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Кодекса, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами (лицами, способными оказывать влияние на деятельность юридических лиц) юридического лица являются: член коллегиального органа управления (общего собрания), лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо составляющими уставный или складочный капитал вкладами, долями данного юридического лица. В Постановлении ФАС Уральского округа от 26.05.2011 N Ф09-1493/11-С2 также указано, что, если членом совета директоров общества является лицо, которое одновременно занимает должность заместителя генерального директора другого общества, что исходя из положений п. 1 ст. 20 Кодекса и ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", суды обоснованно согласились с выводами налогового органа о том, что такие организации являются взаимозависимыми лицами, и проверка правильности применения цен по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, согласно положениям подпункта 1 пункта 2 статьи 40 НК РФ проведена правомерно;


7) подпункт 7 статьи 105.1 НК РФ в качестве основания признания взаимозависимости организации и лица называет осуществление лицом полномочий исполнительного органа данной организации.

В соответствии с редакцией НК РФ, действующей до введения в действие Закона N 227-ФЗ, лица признавались взаимозависимыми по данному основанию только по решению суда. Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 N А57-4800/2009 указано, что если общество в лице генерального директора и учредителя заключило сделку с гражданином, который в соответствии с документами и является генеральным директором и учредителем указанной организации, то такие лица признаются взаимозависимыми. В указанном Постановлении привлечение налоговым органом к ответственности указанных лиц признано правомерным, так как цена сделки была занижена в несколько раз вместо допустимых в соответствии с законодательством 20%;

8) подпункт 8 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ закрепляет признание во внесудебном порядке взаимозависимость организаций, в которых одно и то же лицо осуществляет полномочия исполнительного органа и в обеих организациях.

Ранее действующий п. 1 ст. 20 НК РФ не устанавливал в качестве основания для признания лиц взаимозависимыми факт присутствия среди учредителей организаций, являющихся сторонами гражданско-правовой сделки одних и тех же физических лиц. В случае возникновения подобной ситуации налоговые органы руководствовались п. 2 ст. 20 НК РФ, согласно которому суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 данной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Президиум ВАС РФ в п. 1 информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в ситуации, когда налоговый орган посчитал налогоплательщика и его контрагента взаимозависимыми лицами на том основании, что учредителями данных организаций являются одни и те же граждане, которые заинтересованы во взаимодействии своих организаций и установлении выгодных условий купли-продажи, указал на правомерность признания исходя из представленных сторонами доказательств судом налогоплательщика и его контрагента взаимозависимыми лицами.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 20.09.2007 N А65-28668/06-СА1-37 признал организации взаимозависимыми, так как исполнительным директором первой организации было то же самое лицо, что и генеральный директором второй организации.

В то же время ФАС Поволжского округа в Постановлении от 20.04.2004 N А65-15539/03-СА1-37 установил, что учредителями организаций являются одни и те же лица с долей участия одной организации в других более 25 процентов, организации зарегистрированы по одному адресу, главным бухгалтером всех организаций является одно и то же лицо, должностными лицами данных организаций в разные периоды времени были одни и те же лица. При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 20 НК РФ признал данные организации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, отношения между которыми оказали влияние на экономические результаты деятельности заявителя.