Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3071

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При применении положений статьи 29 НК РФ следует принимать во внимание нормы главы 10 ГК РФ, посвященной представительству и доверенности, в частности, статьи 185 ГК РФ.


Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ,

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ


Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ,

ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ


Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации


Комментарий к статье 30


При определении правового статуса налоговых органов, помимо главы 5 НК РФ, следует руководствоваться Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также Положением о ФНС России, утвержденным Постановлением Правительства России от 30.09.2004 N 506.


Статья 31. Права налоговых органов


Комментарий к статье 31


В статье 31 НК РФ закреплены основные права налоговых органов, однако права налоговых органов не исчерпываются перечнем, включенным в пункт 1 статьи 31 НК РФ, поскольку они на основании пункта 2 статьи 31 НК РФ наделены правом использовать весь комплекс прав, предусмотренных для них в нормах НК РФ, в частности правом на осуществление мероприятий налогового контроля, обязание организаций и лиц предоставлять в налоговые органы определенные сведения о налогоплательщиках.

С правами налоговых органов корреспондируют обязанности налогоплательщиков, установленные статьей 21 НК РФ.


Статья 32. Обязанности налоговых органов


Комментарий к статье 32


В статье 32 НК РФ указаны основные права налоговых органов, однако их перечень ограничивается не данной статьей, а в целом положениями НК РФ и иными федеральными законами.

В частности, следует принимать во внимание положения Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".


Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов


Комментарий к статье 33


Статья 33 НК РФ служит одновременно для целей реализации должностными лицами налоговых органов своих полномочий, а также для целей обеспечения гарантии защиты прав плательщиков налогов и сборов.

При применении данной статьи следует учитывать разъяснения Пленума ВС РФ, изложенные в пункте 6 Постановления от 24.02.2005 N 3, согласно которому, если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.


Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов



Комментарий к статье 34


В компетенции налоговых органов находится все, что связано с действующими налогами и сборами, а таможенных органов - все, что связано с налогами, взимаемыми при перемещении товаров через таможенную границу (статья 34 НК РФ).


Статья 34.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.


Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов


Комментарий к статье 34.2


Положения статьи 34.2 НК РФ имеют для всех плательщиков налогов и сборов чрезвычайно важную роль.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

Вопросы о том, какую силу имеют разъяснения Минфина России, что признается официальным разъяснением и т.д., необходимо ли их опубликование, разъяснены в письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138. В обоснование своей позиции специалисты Минфина России апеллируют, в частности, к Постановлению ВАС РФ от 16.01.2007 N 12547/06.

Также необходимо отметить позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в пункте 35 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".

Минфин России в письме от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:

министр финансов Российской Федерации;

заместители министра финансов Российской Федерации.

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.

От имени Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики выступают соответственно его директор и заместители.

В судебной практике существуют позиции, согласно которым письменными разъяснениями могут признаваться и консультации в формате "вопрос-ответ", публикуемые в справочно-правовых системах, периодических журналах и т.д., а равно письма вышестоящих организаций нижестоящим (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 13.01.2005, 17.01.2005 N КА-А41/12802-04, ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2006 N А42-13753/2005).



Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц


Комментарий к статье 35


При применении статьи 35 НК РФ следует учитывать положения статьи 1069 ГК РФ, иные нормы гражданского законодательства, касающиеся возмещения вреда, а также статьи 413 ТК РФ.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью (Определение КС РФ от 20.02.2002 N 22-О).

НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П).

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Кроме того, стоит учитывать, что на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

При определении наличия либо отсутствия оснований для взыскания с налоговых или таможенных органов морального вреда следует учитывать Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".


Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Статья 36. Полномочия органов внутренних дел


Комментарий к статье 36


При применении статьи 36 НК РФ следует учитывать Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, а также Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".



Статья 37. Ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц


Комментарий к статье 37


При применении статьи 37 НК РФ следует учитывать положения статьи 1069 ГК РФ, иные нормы гражданского законодательства, касающиеся возмещения вреда.

В пунктах 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимость расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых может быть представлена смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг и т.п.


Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ


Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Статья 38. Объект налогообложения


Комментарий к статье 38


При применении статьи 38 НК РФ следует учитывать, что объектами налогообложения являются:

1) реализация товаров (работ, услуг) - устанавливается статьей 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также статьей 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами;

2) имущество - устанавливается статьей 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, статьей 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, статьей 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц;

3) прибыль - устанавливается статьей 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций;

4) доход - устанавливается статьей 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, статьей 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, статьей 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и статьей 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Обстоятельством, имеющим стоимостную характеристику, является объект налогообложения налогом на доходы физических лиц - доход (статья 209 НК РФ).

Обстоятельством, имеющим количественную характеристику, является объект налогообложения налогом на игорный бизнес, установленный статьей 366 НК РФ: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.

Обстоятельством, имеющим физическую характеристику, является объект налогообложения водным налогом, установленный статьей 333.9 НК РФ.



Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг


Комментарий к статье 39


При применении статьи 39 НК РФ следует учитывать, что передача имущества участнику юридического лица в ходе его ликвидации не считается реализацией только в пределах первоначального взноса и только в этих пределах не образует объекта налогообложения.

Суды полагают, что передача имущества по договору простого товарищества не является реализацией (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 30.04.2004 N А14-3667/03/142/24).


Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения


Комментарий к статье 40


При применении статьи 40 НК РФ следует учитывать правовую позицию КС РФ, изложенную в Определениях от 04.12.2003 N 441-О и 442-О, а также Президиума ВАС РФ, изложенную в информационном письме от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ".

Для определения понятия внешнеторговой сделки следует обратиться к положениям Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Минфин России в письме от 15.05.2008 N 03-03-06/1/312 сообщает, что для определения расчетной цены акции организацией, в частности, может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию. Также в данном письме сообщается, что при определении стоимости чистых активов акционерных обществ, страховых организаций и кредитных организаций следует руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.01.2003 N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз.

Суды признают действия субъектов налоговых правоотношений, которые при определении рыночной цены используют информацию из неофициальных источников, противоречащими налоговому законодательству (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4808/2007(36285-А46-19) и от 17.07.2007 N Ф04-4809/2007(36308-А46-19), ФАС Московского округа от 18.01.2007, 19.01.2007 N КА-А40/13490-06).

Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144 указал, что НК РФ не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах, а следовательно, при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.

Также законодательно не определена расшифровка "непродолжительного периода времени".


Статья 41. Принципы определения доходов


Комментарий к статье 41


При применении статьи 41 НК РФ следует учитывать Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", а также Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 3009/04.


Статья 42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации