Файл: ЛК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3521

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОММЕНТАРИЙ К ЛЕСНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(Постатейный)


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 апреля 2010 года


Под редакцией профессора

А.А. ЯЛБУЛГАНОВА


Авторы:


Ялбулганов А.А. - доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права ГУ-ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований - ст. 1, ч. 1 ст. 3, ст. ст. 5 - 8, ст. 76, гл. 11.

Барыкин Е.А. - ч. 2 ст. 3, ст. 20, гл. 6, ст. 75, ст. 77.

Козырин А.Н. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права ГУ-ВШЭ, директор Центра публично-правовых исследований - ст. 2.

Королева М.Н. - ст. 21, ст. 22, гл. 3.

Крауз Т.С. - ст. 19, гл. 4, гл. 16.

Кузин А.В. - гл. 14.

Куликов А.С. - гл. 8.

Лагутин И.Б. - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права ГУ-ВШЭ - гл. 12, гл. 13.

Панкратова В.И. - гл. 5.

Папенко Е.О. - ст. 12 - 18, гл. 15.

Сарбукова А.С. - гл. 9.

Суткевич Е.А. - гл. 10.

Хрешкова В.В. - гл. 2.

Якушева Е.Е. - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Центра публично-правовых исследований - ст. ст. 9 - 11, ст. 23.


Вводная часть комментария


Принятие и вступление в силу нового Лесного кодекса РФ 2006 года (далее - ЛК РФ) вызвало много споров относительно его основополагающих положений и институтов. Особенно актуальными оказались вопросы собственности на леса и определение леса через понятие лесного участка. Одним из первых на принятый ЛК РФ отреагировал в своей статье профессор Г.Е. Быстров. Он, в частности, написал, что главный недостаток Лесного кодекса РФ 2006 г. состоит в том, что вопреки декларированию федеральной собственности на леса он ослабляет систему государственного управления лесами, оставляет без решения важнейшие проблемы сохранения и воспроизводства российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба. По его мнению, приоритетное значение для определения правового режима лесов имеют не сами леса как древесно-кустарниковая растительность, а земли, на которых они произрастают <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Быстров Г.Е. Противоречия Лесного кодекса РФ и новая концепция правового регулирования лесных отношений // Экологическое право. 2007. N 5.


ЛК РФ имеет много особенностей, одной из которых является отсылка к большому числу федеральных законодательных актов. Причем данная отсылка в первом случае не персонифицирована, а называется только отраслевая принадлежность <1>, а во втором случае перечисляются конкретные законы <2>. В целом с учетом принятых в целях реализации норм ЛК РФ различных подзаконных нормативных правовых актов, правил и других документов вопросы регулирования лесных отношений приобретают громоздкий характер.

--------------------------------

<1> Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 ЛК РФ).


<2> Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"(п. 3 ст. 11 ЛК РФ).


В ЛК РФ возросла роль договорных и арендных отношений в пользовании лесами. Так, согласно статье 75 лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут отчуждаться (продаваться) по договору купли-продажи. Таким образом, по данному основанию у граждан и юридических лиц может возникать право собственности на лесные насаждения, расположенные на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Изменилась и система платежей за пользование лесами. Если обратиться к эволюции лесных платежей, то можно говорить о значительных изменениях в этой области. Впервые за многолетнюю историю взимания в различных формах и видах платежей за пользование лесами, таких как лесные подати, лесной доход, арендная плата, а при краткосрочном пользовании лесами лесорубочные билеты, ордеры, лесные билеты, данные платежи приобрели новый характер. Согласно ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. Данное положение корреспондирует с принципом платности использования лесов, отнесенного к основным принципам лесного законодательства. За использование лесов в соответствии с ЛК РФ должна будет вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Их правовую природу можно определить как публично-правовые платежи неналогового характера. Таким образом, устанавливаются две формы платежей за использование лесов. Существенным основанием взимания платежей за пользование лесами является заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для лесопользования. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в отдельных случаях - на срок от одного года до сорока девяти лет. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.


По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание и на некоторые положения Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" для более осмысленного понимания норм комментируемого Кодекса. В частности, согласно этому Закону земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. До 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. В случае если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе: 1) сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; 2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); 3) отдавать арендные права в залог; 4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий. Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



4 декабря 2006 года N 200-ФЗ




ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ,

от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,

от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,

от 27.12.2009 N 365-ФЗ)


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные принципы лесного законодательства


Комментарий к статье 1


Статья 1 комментируемого Кодекса получила наименование "Основные принципы лесного законодательства", а сама статья начинается с формулировки, что "лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах...". Такой подход предполагает, что законодатель имеет в виду просто принципы, а не правовые принципы, если само лесное законодательство основывается на названных принципах, которые также можно назвать общими принципами, характерными для человеческого общества, и следование им означает цивилизованное в нашем случае использование леса для общего блага. Правовой принцип здесь рассматривается как частная разновидность принципа. Однако это не исключает возможность сформулировать правовые принципы, основываясь на нормах лесного законодательства или в их совокупности, которые, следовательно, можно будет сузить, назвав их принципами лесного законодательства. Все перечисленные принципы соответствуют международным принципам, сформулированным в многочисленных конвенциях и соглашениях по охране окружающей природной среды, включая документы конференций, в т.ч. Рио-де-Жанейрской. Заметим, что данный Лесной кодекс РФ следует обозначенным в статье 1 принципам, но понятно, что отчасти они приобретают декларативный характер и им часто правоприменительные и другие государственные органы не следуют или просто ими пренебрегают. Очевидные проблемы - браконьерская вырубка лесов, игнорирование мероприятий по воспроизводству лесов (теми, кто должен этим заниматься или осуществлять государственный надзор), а далее просто пойдем от противного к перечисленным принципам (кто сомневается, рекомендую для начала хотя бы почитать периодическую печать и не обязательно специальную, типа "Лесной газеты"):

- отсутствие устойчивой политики и государственных подходов к управлению лесами, сохранению биологического разнообразия лесов, повышению их потенциала;

- отсутствие государственной политики по сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

- нецелевое и нерациональное использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов и т.д.


Статья 2. Лесное законодательство


Комментарий к статье 2



Комментируемая статья описывает систему источников правового регулирования лесных отношений. Сразу же обращает на себя внимание несоответствие названия статьи и ее содержания. В статье, названной "Лесное законодательство", собственно лесному законодательству посвящена лишь одна часть из шести. Остальные части комментируемой статьи посвящены не лесному законодательству, а различным подзаконным актам, регулирующим лесные отношения. Таким образом, статью исходя из ее содержания следовало бы назвать "Лесное законодательство и иные правовые акты, регулирующие лесные отношения". Отмеченное несоответствие следует отнести к существенным недочетам юридико-технического характера, подлежащим устранению в процессе дальнейшей работы над лесным законодательством.

В части первой комментируемой статьи содержится определение лесного законодательства, под которым понимаются Лесной кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, регулирующие лесные отношения, а также законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют лесные отношения на региональном уровне и принимаются в соответствии с актами федерального лесного законодательства. Такое определение лесного законодательства нуждается в некоторых комментариях.

1. Законодатель при определении лесного законодательства пошел по пути понимания законодательства в узком (собственном) смысле.

Еще с советских времен в юридической науке обозначился двоякий подход к самому понятию "законодательство". Различали законодательство в широком и узком смысле слова. Под законодательством в широком смысле понималась внешняя форма выражения объективного права, совокупность актов, с помощью которых воля народа становится общеобязательной. Иными словами, понятием "законодательство" охватывались различные юридические акты, издаваемые уполномоченными государственными органами и устанавливающие нормы права. В их число входили не только законодательные акты, но и многочисленные подзаконные акты.

Под законодательством в узком (собственном) смысле понимались только законы, т.е. нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, принимаемые законодательными органами.

Практически на всем протяжении советского периода истории отечественного права законодательство понималось расширительно. Это объяснялось сразу несколькими причинами, при этом два обстоятельства являются, на наш взгляд, важнейшими.

Во-первых, господствовавшая в то время доктрина "всевластья Советов" предполагала концентрацию законодательных и исполнительно-распорядительных полномочий у этих органов государственной власти. Отстаивалась концепция полновластья Советов ("Вся власть - Советам!"), принцип разделения властей признавался буржуазным и чуждым советскому государственному строительству. Считалось, что различия между законодательством в широком и узком смысле представляют исключительно научный интерес и не востребованы в практике законотворчества и правоприменения.