Файл: ЛК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3446

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, на протяжении длительного периода советской истории в системе государственных органов одновременно сосуществовало сразу несколько органов, наделенных правом принимать акты законодательного характера (до принятия Конституции СССР 1936 г. к числу законодательных органов относились Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров, а в первые годы советской власти, вплоть до 1920 г., законодательствовали и наркоматы). Очевидно, что вторая причина напрямую была связана с первой и являлась ее следствием.

В 1990-е годы практика законотворчества стала постепенно склоняться к пониманию законодательства в узком (собственном) смысле. Отход от расширительного подхода к определению законодательства был обозначен уже в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.

В пункте 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определено как совокупность самого Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Примечательно, что сама статья 3 называется "Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права". Законодатель в п. п. 3, 4 и 7 предусматривает возможность принятия Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными министерствами нормативных актов, регулирующих гражданские отношения. Однако такие нормативные правовые акты имеют подзаконный характер и в состав гражданского законодательства не входят.

В тех отраслях законодательства, в которых законодательное регулирование соответствующих отношений относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в понятие "законодательство" наряду с федеральными законами включаются также региональные законы (законы субъектов Российской Федерации).

В отдельных случаях (ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в понятие законодательства включаются кроме федеральных и региональных законов акты, принимаемые представительными органами муниципальных образований, которые по формальным основаниям законами являться не могут.

Впоследствии тенденция использования понятия "законодательство" в законотворческой практике нашла свое подтверждение в большинстве "отраслеобразующих" законов - Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 5), Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 3), Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 2), Лесном кодексе Российской Федерации (ст. 2) и др.

Однако подход законодателя к определению понятия законодательства отличается крайней непоследовательностью.

В Указе Президента РФ от 6 февраля 1995 года N 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" предполагается в Свод законов включить не только собственно законы, но и ряд нормативных указов Президента РФ, нормативных постановлений Правительства РФ, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации. А сам Свод законов в пункте 1 Указа Президента РФ назван "официальным систематизированным полным собранием действующих нормативных актов Российской Федерации".


В некоторых недавно принятых кодексах и иных федеральных законах можно обнаружить примеры возврата к концепции законодательства в широком смысле: под законодательством продолжает пониматься некий неоднородный по своей юридической природе нормативный массив - совокупность нормативных правовых актов, включая сами законы. Так, например, в ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ определено, что жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Как видно из содержания ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в состав законодательства в области охраны окружающей среды включен сам Федеральный закон "Об охране окружающей среды", иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Последние два определения, демонстрирующие расширительный подход к законодательству, при котором законодательство отождествляется с простой совокупностью нормативных правовых актов, взяты из законодательных актов, принятых спустя десять лет после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором законодатель уже толкует понятие "законодательство" в собственном (узком) смысле.

Подобная непоследовательность в подходах к определению законодательства свидетельствует об отсутствии четко сформировавшейся концепции законотворчества, неразработанности по этому вопросу юридической догматики и невысоком уровне юридической техники в федеральном законотворческом процессе.

В этой связи включение в комментируемую статью, посвященную лесному законодательству, упоминаний о подзаконных актах Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, может быть истолковано как балансировка между определением лесного законодательства в узком смысле, содержащимся в части 1 комментируемой статьи, и расширительным подходом к пониманию лесного законодательства, проступающим в частях 2 - 6 статьи 2 Лесного кодекса РФ.

2. В комментируемой статье к федеральной компоненте лесного законодательства отнесены сам Лесной кодекс РФ и иные федеральные законы. В качестве примеров таких федеральных законов можно привести немногочисленные несистематизированные законодательные акты лесного законодательства: продолжающие действовать нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (статья 42 "Лесорубочный билет, ордер и лесной билет" и другие) <1>, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <2>, содержащий помимо организационных норм и переходных положений ряд важных материальных норм.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 610.

<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.


Представление лесного законодательства в виде открытого списка законодательных актов обусловлено, скорее всего, отсутствием в Лесном кодексе РФ определения лесных отношений - предмета лесного законодательства. Возьмемся утверждать, что отсутствие такого определения представляет серьезный концептуальный изъян современного российского лесного законодательства, который, с одной стороны, препятствует эффективной систематизации лесного законодательства прежде всего из-за отсутствия определения предмета правового регулирования, а с другой стороны, способен привести к многочисленным проблемам правоприменения, вызванным коллизией норм лесного законодательство и норм "непрофильных" отраслей законодательства, регулирующих смежные с лесными отношения (гражданские, земельные, налоговые, административные и другие). Без законодательно закрепленного определения предмета регулирования лесного законодательства становится трудно установить, какое законодательство является специальным, а какое - общим при регулировании отношений по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, повышению их экологического и ресурсного потенциала. Заметим, что в ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года законодатель предпринял попытку определить цели и задачи лесного законодательства (преамбула и статья 2 Лесного кодекса РФ 1997 года), а также его предмет - лесные отношения (статья 5).

3. Двухуровневая система лесного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральной компоненты (Лесной кодекс РФ и иные федеральные законы), так и регионального лесного законодательства, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию лесных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду, федеральная государственная собственность на леса, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране лесных объектов, и т.д.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на леса и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.


Лесное законодательство субъектов Российской Федерации формируется в соответствии с Конституцией РФ и с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, закрепленных в статье 82 Лесного кодекса РФ.

В отдельных случаях в Лесном кодексе содержатся отсылочные нормы к конкретным актам лесного законодательства субъекта Российской Федерации:

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 29);

- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 30);

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков (ст. 32);

- порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ст. 33);

- порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ст. 35);

- правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (ст. 36);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 76).

В любом случае лесное законодательство субъекта Российской Федерации не должно противоречить нормам Лесного кодекса Российской Федерации. Обычно в законодательном акте регионального лесного законодательства содержится статья, в которой определяется предмет регулирования лесных отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Так, в статье 1 Закона Московской области от 12 июля 2007 года N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области" <1> установлено, что Закон в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливает правила использования лесов в Московской области для ведения охотничьего хозяйства, порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд. Кроме того, Законом регулируются отношения, связанные с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.


--------------------------------

<1> Ежедневные новости. Подмосковье. 21.07.2007. N 130.


Чаще всего законодательство субъекта Российской Федерации является несистематизированным. В Ленинградской области, например, принято несколько актов лесного законодательства: Областные законы Ленинградской области от 13 ноября 2007 года N 160-ОЗ "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд" <1>, от 11 декабря 2007 года N 173-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" <2>, от 8 ноября 2007 года N 155-ОЗ "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд" <3> и др. В Хабаровском крае действуют Законы Хабаровского края от 24 июня 2009 года N 250 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области лесных отношений" <4>, от 26 декабря 2007 года N 175 "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Хабаровского края" <5>, от 14 ноября 2007 года N 157 "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Хабаровского края" <6>, от 14 ноября 2007 года N 158 "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Хабаровского края" <7>.

--------------------------------

<1> Вестник правительства Ленинградской области. 20.12.2007. N 76.

<2> Вестник правительства Ленинградской области. 25.12.2007. N 80.

<3> Вестник правительства Ленинградской области. 14.12.2007. N 74.

<4> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.07.2009. N 6 (83).

<5> Собрание законодательства Хабаровского края. 31.12.2007. N 12 (65).

<6> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.12.2007. N 11 (64).

<7> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.12.2007. N 11 (64).


В "лесных" регионах Российской Федерации сформировано развитое лесное законодательство, особое место в котором занимают законы, устанавливающие различного рода нормативы и тарифы лесопользования: Закон Красноярского края от 6 декабря 2007 года N 3-788 "О ставках платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности края, ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности края, в целях его аренды" <1>, Закон Ивановской области от 8 декабря 2008 года N 153-ОЗ "Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Ивановской области" <2> и др.

--------------------------------

<1> Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 28.12.2007. N 67 (219).

<2> Собрание законодательства Ивановской области. 19.12.2008. N 49 (419).


В отдельных субъектах Российской Федерации предприняты попытки систематизировать региональное лесное законодательство: Закон Тульской области от 5 декабря 2007 года N 917-ЗТО "О лесах Тульской области" <1>, Закон Ярославской области от 27 июня 2007 года N 55-З "О некоторых вопросах регулирования лесных отношений" <2>, Закон Омской области от 6 декабря 2007 года N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области" <3>, Закон Волгоградской области от 7 апреля 2008 года N 1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" <4>, Закон Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года N 26-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений" <5>, Закон Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 164 "О реализации в Белгородской области положений Лесного кодекса Российской Федерации" <6> и др.