Файл: КоАП_комм_Салищева_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 7197

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается должностных лиц, то полномочия некоторых из них ограничены установлением назначаемых видов административного наказания, а равно максимальных размеров налагаемых административных штрафов. Можно привести пример в отношении органов внутренних дел (полиции): начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей (ст. 23.3).

8. В виде определения выносится и решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Имеется в виду, в частности, случай так называемой переквалификации правонарушения, когда выясняется, что фактический состав нарушения соответствует не тому юридическому составу, который был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а иному.


Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 29.10


1. Постановление по делу об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ, которым завершается рассмотрение дела по существу.

2. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших данное постановление, а также их адрес.

Дело должно быть рассмотрено правомочным субъектом, т.е. уполномоченными на то судьей, органом, должностным лицом в соответствии с их предметной компетенцией (см. комментарий к ст. ст. 23.1 - 23.69).

3. Далее указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5), сроки рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.6) и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. 29.5).

4. Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности (см. комментарий к ст. 2.3), а также иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4 - 2.6, 2.8, 3.6 - 3.12, 4.1 - 4.3).

Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус (см. комментарий к ст. ст. 2.6 и 2.10), а также иные необходимые сведения.

5. После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).


Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, т.е. установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.

6. С учетом изложенного в постановлении указывается статья Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу.

7. Принятое решение по делу должно быть мотивированным. Кодексом предусмотрены различные виды постановлений: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9).

Таким образом, возможно принятие принципиально отличных решений по делу. Поэтому постановление по делу должно содержать обоснование назначения наказания определенного вида и размера или освобождения от административной ответственности.

8. В постановлении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления.

Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.1 - 25.5).

9. При наложении административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, которая необходима в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа.

10. Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Кодекса вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о возмещении такого ущерба.

В этом случае в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (см. комментарий к ст. 4.7).

11. Когда судья назначает наказание в виде административного приостановления деятельности, он решает вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания. Имеется в виду запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то одновременно решается вопрос о мерах, которые необходимы для приостановления операций по счетам.


12. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.10) и арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. комментарий к ст. 27.14), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.

Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах.

При этом необходимо руководствоваться следующими положениями. Вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а в случае его неустановления передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Общие правила обращения с такими вещами установлены в ст. 225 ГК РФ.

Вещи, изъятые из гражданского оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп.) или Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изм. и доп.).

Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока его хранения либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам, под которыми следует понимать государственные организации.

Изъятые награды Российской Федерации, РСФСР, СССР (ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям) подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.

13. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ с 1 июля 2011 г. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения исключается из перечня административных наказаний (ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

14. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом постановление по делу принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При этом важно иметь в виду, что необходимо достаточное количество присутствующих членов для признания заседания коллегиального органа правомочным выносить постановление по делу.

15. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим данное постановление.

16. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, постановление по делу с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа. При этом его юридическая сила подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ.


17. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением указанных устройств, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.


Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 29.11


1. Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.

2. Копия данного постановления вручается либо высылается физическому лицу или его законному представителю либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. По просьбе потерпевшего аналогичная копия вручается либо высылается также и ему.

3. Вручение копии постановления производится под расписку. Направление копии постановления осуществляется по почте заказным почтовым отправлением.

Установлен срок осуществления указанных действий: три дня со дня вынесения постановления.

4. В случае вынесения постановления судьей копия постановления направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Срок направления - три дня со дня вынесения данного постановления.

Представляется целесообразным установить аналогичное правило в отношении постановлений, вынесенных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также иными коллегиальными органами.

5. В случае совершения определенных административных правонарушений в сфере оборота или использования оружия и патронов к нему (см. комментарий к ст. ст. 20.8, 20.9 и 20.12) лицом, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование соответствующей организацией, копия постановления направляется в данную организацию.

Такое информирование соответствующей организации предусмотрено для оценки компетентными должностными лицами факта нарушения установленных правил и решения вопроса о целесообразности продолжения осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение к обороту и использованию огнестрельного оружия и боеприпасов (патронов), указанным выше лицом.


Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 29.12


1. Определение по делу об административном правонарушении является процессуальным документом, которым оформляются различные решения на всех стадиях производства по делу, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела, что во многом и определяет содержание определения.

2. В определении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение. Это имеет важное значение, поскольку соответствующее определение должно быть вынесено правомочным субъектом.


3. Затем указываются дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела. Данные сведения также важны, поскольку применительно к рассмотрению дела Кодексом установлены сроки и место его рассмотрения (см. комментарий к ст. ст. 29.5 и 29.6). Установлен и срок обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 30.1 и 30.3).

4. Далее указываются сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела. Применительно к физическому лицу они могут включать следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку к лицам в возрасте от 16 до 18 лет могут быть применены меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 2.3), а также иные необходимые сведения, на основании которых принимается решение, связанное с привлечением к ответственности данного лица (см. комментарий к ст. ст. 3.6 - 3.10, 4.1 - 4.3).

Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус (см. комментарий к ст. ст. 2.6 и 2.10), а при необходимости - и иные сведения (см. комментарий к ст. 4.1).

5. В случае рассмотрения заявления или ходатайства указывается их содержание. Так, некоторые участники производства по делу наделены правом заявлять отвод определенным лицам (см. комментарий к ст. ст. 25.1 - 25.5, 25.12, 25.13, 29.2 и 29.3).

Определенные участники производства по делу имеют право заявлять ходатайства (см. комментарий к ст. ст. 25.1 - 25.5, 25.9, 25.11). Ходатайства могут быть связаны с отложением рассмотрения дела по различным причинам, с формированием доказательственной базы: о вызове какого-либо лица в качестве свидетеля, об истребовании дополнительных материалов по делу и т.п.

6. В определении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела. Например, при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть выяснены обстоятельства, перечень которых закреплен в ст. 26.1 Кодекса.

7. В определении по делу указывается решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела. Желательно, чтобы принятое решение, как и в случае вынесения постановления (см. комментарий к ст. 29.10), было мотивированным, т.е. в определении следует обосновать, почему было принято такое решение (например, об отказе в удовлетворении ходатайства, а не об удовлетворении его).

8. При рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела коллегиальным органом определение по делу принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При этом важно иметь в виду, что необходимо достаточное количество членов для признания заседания коллегиального органа правомочным выносить определение по делу.