Файл: КоАП_комм_Салищева_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 7194

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 30.4


1. Процедура подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении имеет важное значение для обеспечения прав лица, обратившегося с жалобой. Закрепление в КоАП РФ действий, которые обязаны предпринять судья или должностное лицо, рассматривающее жалобу, на подготовительной стадии, должно способствовать объективному, полному и всестороннему исследованию материалов дела и вынесению законного и обоснованного решения.

2. Нормы данной статьи предписывают обязательное выполнение трех действий:

выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, в том числе подведомственность дела данному суду, органу или должностному лицу, наличие оснований для отвода судьи или должностного лица (см. ст. 29.2), истечение срока давности привлечения к административной ответственности и т.д. (см. также комментарий к ст. 24.5);

разрешение заявленных участниками дела ходатайств и проверка достаточности доказательств для полного и объективного рассмотрения дела, при необходимости истребование дополнительных материалов, назначение экспертиз, вызов дополнительных свидетелей и др.;

направление жалобы на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.


Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 30.5


1. Комментируемая статья устанавливает десятидневный срок рассмотрения жалоб органами и должностными лицами, оптимальный с точки зрения сочетания оперативности рассмотрения жалобы и тщательности проверки законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении. Вместе с тем законодатель, учитывая нормы Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и, как правило, сложные жалобы, поступающие в суд и нередко требующие дополнительной проверки, установил иной срок рассмотрения в судах жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а именно двухмесячный срок со дня поступления дела со всеми материалами в соответствующий суд.

При этом сроки рассмотрения судьями жалоб по делам об административных правонарушениях, предусмотренных перечисленными в ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи конкретными статьями КоАП РФ, не изменены.

2. Для рассмотрения жалоб на постановления по делам о нарушении избирательного законодательства установлен сокращенный срок (5 дней). В ограниченный по времени период избирательной кампании или кампании референдума принятие окончательного решения по факту совершения административного правонарушения должно осуществляться достаточно быстро (см. комментарий к ст. 30.3 Кодекса).


3. Сокращенный срок (в течение суток) установлен для рассмотрения жалоб на постановление об административном аресте и административном выдворении, поскольку речь идет о конституционном праве гражданина на свободу и личную неприкосновенность и задержка с исправлением возможной судебной ошибки недопустима.

4. Установлен пятидневный срок рассмотрения жалоб федеральными судами общей юрисдикции субъектов РФ на постановления федеральных районных судей о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (см. комментарий к ст. 3.12).


Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 30.6


1. Комментируемая статья подробно регламентирует процедуру рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Несоблюдение процессуальных требований может отрицательно отразиться на полноте и объективности рассмотрения дела и стать основанием для отмены решения по жалобе в случае последующего обжалования.

2. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Например, если обжалуется только мера наказания, в ходе рассмотрения жалобы необходимо проверить достоверность самого факта правонарушения, виновность лица, его совершившего, все другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом законность и обоснованность вынесенного постановления должны проверяться не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств. Таким образом, вводятся элементы апелляционного производства, что позволяет надеяться на повышение эффективности этой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях и обеспечение своевременности устранения нарушений закона, которые еще довольно часто допускаются при рассмотрении дел об административных правонарушениях.


Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 30.7


1. Комментируемая статья устанавливает виды решений, которые вправе вынести судья или должностное лицо по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

2. Если проверка всех обстоятельств совершения правонарушения позволяет сделать вывод, что постановление по делу вынесено обоснованно и в точном соответствии с законом, выносится решение об оставлении постановления без изменений, а жалобы - без удовлетворения.

3. Если при рассмотрении жалобы выяснится неправильное применение закона, в том числе несоразмерность назначенного наказания тяжести правонарушения и личности правонарушителя, выносится решение об изменении постановления, но при условии, что при этом не усиливается наказание или иным образом не ухудшится положение лица, в отношении которого вынесено постановление.


4. Если выясняются обстоятельства, исключающие производство по делу (см. ст. 24.5), либо совершенное правонарушение является малозначительным (см. ст. 2.9), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (см. ч. 4 ст. 1.5), выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

5. Если постановление по делу вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в случае необходимости применения закона об административном правонарушении, влекущего назначение более строгого наказания (если рассматривается жалоба потерпевшего на мягкость наказания), выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение. Отмена постановления за мягкостью наказания невозможна, если об этом нет жалобы потерпевшего.

6. Если при рассмотрении жалобы выясняется, что постановление по делу было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом, то выносится решение об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

7. Данная статья регламентирует содержание решения по жалобе, которое должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.10).

8. Компетенция судьи, должностного лица по рассмотрению конкретной жалобы должна устанавливаться еще на стадии подачи жалобы (см. ч. 4 ст. 30.2) и при подготовке жалобы к рассмотрению (см. ст. 30.4). Если же этот вопрос возник уже в процессе рассмотрения и выясняется, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции данных судьи, должностного лица, выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.


Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 30.8


1. Содержание данной статьи Кодекса шире ее названия. Фактически речь идет не только об оглашении решения по делу, которое должно состояться немедленно после вынесения решения, но и обо всей процедуре доведения решения до заинтересованных лиц.

Процесс рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении не может ограничиться только публичным оглашением решения. Для исполнения решения или его обжалования заинтересованное лицо должно располагать текстом решения в виде его копии. Поскольку изготовление копии может занять определенное время, закон устанавливает срок до трех суток для вручения или высылки копии решения лицам, указанным в ч. 2 комментируемой статьи.

2. Учитывая необходимость оперативного обеспечения законности и прав граждан при применении административного ареста и административного выдворения (см. комментарий к ст. ст. 30.2 и 30.5) и с целью незамедлительного исполнения данных видов наказания (или освобождения от них), решение по жалобе на постановление об административном аресте или административном выдворении доводится до сведения заинтересованных лиц в день вынесения решения, т.е. сразу после оглашения.


Под доведением до сведения следует понимать информацию в любой форме: вручение копии решения, письменное извещение о сущности решения (оставление жалобы без удовлетворения, отмена или изменение постановления) и др.

Безотлагательность этих действий понятна и абсолютно бесспорна в отношении органа и должностных лиц, исполняющих наказание, а также лица, в отношении которого вынесено решение. Наряду с этим доведение решения суда в день вынесения решения до сведения потерпевшего вряд ли всегда необходимо и практически может быть затруднено, если потерпевший не принимал участия в рассмотрении жалобы и находится вне населенного пункта, где происходило рассмотрение жалобы.


Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении


Комментарий к статье 30.9


1. Существенной особенностью процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу.

Постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем (или сразу) дважды в судебные инстанции. Постановление, вынесенное коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, после обжалования в районный суд может быть повторно обжаловано в вышестоящий суд. В вышестоящий суд обжалуется постановление, вынесенное судьей, рассмотревшим дело об административном правонарушении.

2. Необходимость двух судебных инстанций при рассмотрении дел об административных правонарушениях определена Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Этим Постановлением указанные нормы закона были признаны не соответствующими Конституции РФ как исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки.

Если лица, имеющие право обжаловать постановление по делу, используют все предоставленные законом возможности для обжалования, решение второй судебной инстанции считается окончательным и после его вынесения постановление по делу вступает в законную силу в соответствии с п. 3 ст. 31.1. В дальнейшем постановление по делу может быть опротестовано прокурором в порядке надзора, а также пересмотрено в порядке надзора председателем Верховного Суда РФ, его заместителем либо судьей Верховного Суда РФ (по поручению указанных лиц), председателем суда субъекта РФ, его заместителем (см. комментарий к ст. ст. 30.13 - 30.19). Порядок пересмотра соответствующих решений арбитражным судом определен АПК РФ.


3. Новеллой Кодекса является установление права должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в случае его несогласия с решением районного судьи по жалобе на указанное постановление обжаловать такое решение в вышестоящий суд. Таким образом, наряду с лицами, перечисленными в статье 30.1 Кодекса, имеющими право обжаловать решение судьи, рассмотревшего жалобу на постановление должностного лица, не вступившее в законную силу, во вторую судебную инстанцию; ныне таким правом пользуются лица, вынесшие постановления по делам об административных правонарушениях, которые стали предметом судебного обжалования.


Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения


Комментарий к статье 30.10


1. Постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих органов и должностных лиц могут быть не только обжалованы указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5 Кодекса лицами, но и опротестованы прокурором. Порядок и сроки рассмотрения протеста прокурора не отличаются от порядка и сроков рассмотрения жалоб. Но в отличие от других участников процесса прокурор имеет право принесения протеста по делам об административных правонарушениях вне зависимости от его участия или неучастия в рассмотрении дела.

2. Полномочия прокурора в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях определены в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В то же время в новом уголовно- и гражданско-процессуальном законодательстве роль прокурора в судебном рассмотрении дел существенно меняется. Например, действующий УПК РФ отказался от понятия "протест прокурора", а право на обжалование приговора прокурор имеет лишь как участник процесса (государственный обвинитель) наравне с другими сторонами по делу. Тем самым в уголовном процессе исчезли последние атрибуты прокурорского надзора за судебной деятельностью. Аналогичные положения установлены ГПК РФ.

3. В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) указано, что в случае пропуска срока обжалования постановления по делу он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест. Разъясняя таким образом содержание ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, Верховный Суд РФ поставил прокурора в равное положение с лицами, которые вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении при решении вопроса о восстановлении срока на обжалование соответствующего постановления.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, мотивируя такое разъяснение общими принципами осуществления правосудия, предоставлением заинтересованным лицам возможности дальнейшего движения дела об административном правонарушении, обеспечением права на защиту.