Файл: КоАП_комм_Агапов_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 10191

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

К КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Расширенный, с использованием материалов

судебной практики


В двух книгах


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 января 2004 года


А.Б. АГАПОВ


Издание второе, исправленное

и дополненное


А.Б. Агапов - доктор юридических наук, профессор.



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

наиболее часто используемых в Комментарии


АПК - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

БК - Бюджетный кодекс РФ

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд РФ

ГК - Гражданский кодекс РФ

Главгостехнадзор - Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России

Госавтоинспекция - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России

Госатомнадзор России - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Госгортехнадзор России - Федеральный горный и промышленный надзор России

Госкомрыболовство России - Государственный комитет РФ по рыболовству

Госкомоборонзаказ России - Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ

Госкомспорт России - Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту

Госкомстат России - Государственный комитет РФ по статистике

Госнаркоконтроль России - Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Госстандарт России - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии

Госстрой России - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Гостехкомиссия России - Государственная техническая комиссия при Президенте РФ

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РФ

ГТК России - Государственный таможенный комитет РФ

ГФС - Государственная фельдъегерская служба РФ

ЖК - Жилищный кодекс РСФСР

ЗК - Земельный кодекс РФ

КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

КоАП - Кодекс РФ об административных правонарушениях

КоАП 1984 г. - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

КТМ - Кодекс торгового мореплавания РФ

КФМ России - Комитет РФ по финансовому мониторингу

ЛК - Лесной кодекс РФ

МАП России - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

МВД России - Министерство внутренних дел РФ

МИД России - Министерство иностранных дел РФ

Минатом России - Министерство РФ по атомной энергии

Минздрав России - Министерство здравоохранения РФ

Минимущество России - Министерство имущественных отношений РФ

Минкультуры России - Министерство культуры РФ

Минобороны - Министерство обороны РФ

Минобразование России - Министерство образования РФ

Минпромнауки России - Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Минсвязи России - Министерство РФ по связи и информатизации


Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства РФ

Минтранс России - Министерство транспорта РФ

Минтруд России - Министерство труда и социального развития РФ

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития и торговли РФ

Минэнерго России - Министерство энергетики РФ

Минюст России - Министерство юстиции РФ

МНС России - Министерство РФ по налогам и сборам

МПР России - Министерство природных ресурсов РФ

МПС России - Министерство путей сообщения РФ

МПТР России - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

МРОТ - минимальный месячный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации

МЧС России - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НК - Налоговый кодекс РФ

ОВД - органы внутренних дел

ПДД - Правила дорожного движения

РАВ - Российское агентство по обычным вооружениям

РАН - Российская академия наук

Росархив - Федеральная архивная служба России

Росбоеприпасы - Российское агентство по боеприпасам

Росгидромет - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Росгосхлебинспекция - Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ

Росземкадастр - Федеральная служба земельного кадастра России

Роскартография - Федеральная служба геодезии и картографии России

Роспатент - Российское агентство по патентам и товарным знакам

Ространсинспекция - Российская транспортная инспекция Минтранса России

РПЦ - Русская Православная Церковь

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ - Российская Федерация

СВР - Служба внешней разведки РФ

СИЗО - следственный изолятор

СМИ - средства массовой информации

СНГ - Содружество Независимых Государств

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

УИК - Уголовно-исполнительный кодекс РФ

УИС - уголовно-исполнительная система

УК - Уголовный кодекс РФ

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РФ

ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

ФМС - Федеральная миграционная служба МВД России

ФСБ - Федеральная служба безопасности РФ

ФСЖВ - Федеральная служба железнодорожных войск РФ

ФСО - Федеральная служба охраны РФ

ФСФО - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

ФЭК - Федеральная энергетическая комиссия РФ

ЦБ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

ЭВМ - электронная вычислительная машина







ПРЕДИСЛОВИЕ


С момента введения в действие КоАП существенно изменилась административно-юрисдикционная деятельность: появились новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, внесены коррективы в структуру таких органов и в содержание их полномочий.


Упразднение ФСНП, ФПС и ФАПСИ в соответствии с Указами Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 и 308 влечет различные правовые последствия, применительно к КоАП возникает проблема преемственности административно-юрисдикционных полномочий упраздненных ведомств. Таким образом, впервые возникает проблема применения ст. 22.3 КоАП, в которой определены различные правовые последствия упразднения органа административной юрисдикции (ч. 1 ст. 22.3), его реорганизации или переподчинения (ч. 2 ст. 22.3), изменения наименования указанного органа (ч. 3 ст. 22.3). В данной статье КоАП подразумеваются частные случаи реорганизации юридического лица, в одной из ее пяти форм, определенных ст. 58 ГК; наряду с цивилистической реорганизацией КоАП фактически устанавливает административную реорганизацию в виде переподчинения органа административной юрисдикции или изменения его наименования (ср. ч. 2 и ч. 3 ст. 22.3).

Статья 22.3 КоАП различает правовые режимы публичной и гражданско-правовой реорганизации органа, влекущие за собой передачу дел об административных правонарушениях. Все органы административной юрисдикции, определенные гл. 23 КоАП, наделены правомочиями юридического лица, и к ним применяются общие правила о юридических лицах, установленные гл. 4 ГК, в том числе и предписания ГК о преобразовании юридического лица. Однако действующее законодательство различает цивилистическое преобразование юридического лица с последующей передачей всех прав и обязанностей новому юридическому лицу (см. п. 5 ст. 58 ГК) от административного преобразования органа, влекущего передачу части исполнительно-распорядительных полномочий, установленной вышестоящим по подчиненности органом (должностным лицом). Указы Президента РФ, определяющие статус федеральных органов исполнительной власти, используют методы административного преобразования. Так, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 полномочия упраздненного ФАПСИ были перераспределены между ФСБ, СВР и ФСО, при этом виды и содержание новых полномочий данных органов будут определены последующими подзаконными актами, в частности указами Президента РФ, о внесении изменений и дополнений в положения о рассматриваемых ведомствах.

По смыслу ч. 1 ст. 22.3 следует различать правовые последствия упразднения органа административной юрисдикции и последствия его ликвидации как юридического лица. Упразднение государственного органа устанавливается административным законодательством и представляет собой начальное процессуальное действие, предшествующее прекращению гражданской правоспособности органа как юридического лица.

Административное упразднение органа и цивилистическая ликвидация юридического лица обусловлены различными правовыми предпосылками, при этом орган считается упраздненным только в момент завершения ликвидации соответствующего юридического лица. По смыслу ч. 1 ст. 22.3 упразднение органа административной юрисдикции влечет внесение соответствующих коррективов не только в КоАП, но и в другие федеральные законы. Применительно к КоАП изменяется подведомственность органу дел об административных правонарушениях, в том числе и в случае внесения коррективов в наименование соответствующего органа (см. ч. 3 ст. 22.3).


Установление нового наименования органа всегда влечет за собой изменение его административно-правового статуса, при этом в положение об органе исполнительной власти вносятся коррективы, определяющие содержание полномочий органа, а организационно-правовая форма (вид органа) остается прежней. Изменение наименования органа представляет собой разновидность его административного преобразования и, во всяком случае, влечет за собой принятие нового положения или иного статутного акта.

В соответствии с ГК изменение наименования органа всегда вторично и является следствием изменения его организационно-правовой формы в случае преобразования соответствующего органа (ср. п. 1 ст. 54, п. 5 ст. 58 ГК). Таким образом, если КоАП различает процессуальные действия, осуществляемые при изменении наименования органа или в случае его преобразования, то в соответствии с ГК устанавливается их правовая соподчиненность и взаимосвязь.

О неоднозначности административного и цивилистического преобразования свидетельствует также ч. 2 ст. 22.3 КоАП, в соответствии с которой устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях при переподчинении органа. По смыслу данного предписания КоАП переподчинение органа инициируется решением вышестоящего органа (должностного лица) и во всяком случае регламентируется административным законодательством в отличие от реорганизации юридического лица, установленной ГК.

Таким образом, реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти, установленная Указами Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 и 308, влечет различные правовые последствия. Дела об административных правонарушениях, подведомственные упраздненным ФСНП и ФПС, передаются в соответствии с ч. 2 ст. 22.3 соответственно ОВД и ФСБ.

В данном издании Комментария значительное внимание уделено правовым последствиям осуществления органами административной юрисдикции, в том числе и лицензирующими органами (см. абз. 1 ч. 3 ст. 28.3 КоАП), контрольных и надзорных функций.

По результатам лицензионного контроля, а также при осуществлении установленных КоАП процессуальных действий к нарушителю применяются административные санкции в виде приостановления действия лицензии или административные наказания, предусмотренные КоАП, при этом административные санкции, определенные Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", применяются независимо от применения к нарушителю мер ответственности, установленных КоАП (см. комментарий к ст. 14.1).

К насущным проблемам КоАП относится также применение АПК и КоАП при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, отнесенных ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов. Проблемы корреляции норм процессуального законодательства в указанных случаях отнюдь не утратили своей актуальности и после принятия Постановлений Пленумов ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 и от 27 января 2003 г. N 2 (см. п. 1 комментария к ст. 29.1).








30 декабря 2001 года N 195-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Принят

Государственной Думой

20 декабря 2001 года


Одобрен

Советом Федерации

26 декабря 2001 года


(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ,

от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,

от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ,

от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях


1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.


Комментарий к статье 1.1


1. Часть 1 комментируемой статьи определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях - КоАП и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Соответствие законов субъектов Федерации КоАП означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей принятие законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых субъектами РФ по предметам совместного ведения во исполнение соответствующего федерального закона, КоАП исключает возможность принятия субъектами Федерации подзаконных актов.

Под "законодательством" в условиях действия КоАП 1984 г. и советской правовой системы в целом понимались не только законы, но и подзаконные акты, в частности указы, издаваемые постоянно действующими исполнительно-распорядительными органами соответствующего Верховного Совета, а также постановления, принимаемые Советами Министров Союза ССР и союзных республик. Данные нормативные акты учитывались в процессе кодификационной работы и подлежали включению в Собрания действующего законодательства Союза ССР, союзных республик.

Ныне действующая Конституция РФ не исключает возможности издания подзаконных актов - постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, принятых во исполнение КоАП. Подзаконные акты будут относиться к правоустанавливающим нормативным правовым актам только в тех случаях, когда они содержат общеобязательные нормы и правила, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП.