ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 10191
Скачиваний: 9
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Расширенный, с использованием материалов
судебной практики
В двух книгах
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 января 2004 года
А.Б. АГАПОВ
Издание второе, исправленное
и дополненное
А.Б. Агапов - доктор юридических наук, профессор.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,
наиболее часто используемых в Комментарии
АПК - Арбитражный процессуальный кодекс РФ
БК - Бюджетный кодекс РФ
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд РФ
ГК - Гражданский кодекс РФ
Главгостехнадзор - Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России
Госавтоинспекция - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России
Госатомнадзор России - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Госгортехнадзор России - Федеральный горный и промышленный надзор России
Госкомрыболовство России - Государственный комитет РФ по рыболовству
Госкомоборонзаказ России - Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ
Госкомспорт России - Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту
Госкомстат России - Государственный комитет РФ по статистике
Госнаркоконтроль России - Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Госстандарт России - Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии
Госстрой России - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Гостехкомиссия России - Государственная техническая комиссия при Президенте РФ
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РФ
ГТК России - Государственный таможенный комитет РФ
ГФС - Государственная фельдъегерская служба РФ
ЖК - Жилищный кодекс РСФСР
ЗК - Земельный кодекс РФ
КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
КоАП - Кодекс РФ об административных правонарушениях
КоАП 1984 г. - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
КТМ - Кодекс торгового мореплавания РФ
КФМ России - Комитет РФ по финансовому мониторингу
ЛК - Лесной кодекс РФ
МАП России - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
МВД России - Министерство внутренних дел РФ
МИД России - Министерство иностранных дел РФ
Минатом России - Министерство РФ по атомной энергии
Минздрав России - Министерство здравоохранения РФ
Минимущество России - Министерство имущественных отношений РФ
Минкультуры России - Министерство культуры РФ
Минобороны - Министерство обороны РФ
Минобразование России - Министерство образования РФ
Минпромнауки России - Министерство промышленности, науки и технологий РФ
Минсвязи России - Министерство РФ по связи и информатизации
Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства РФ
Минтранс России - Министерство транспорта РФ
Минтруд России - Министерство труда и социального развития РФ
Минэкономразвития России - Министерство экономического развития и торговли РФ
Минэнерго России - Министерство энергетики РФ
Минюст России - Министерство юстиции РФ
МНС России - Министерство РФ по налогам и сборам
МПР России - Министерство природных ресурсов РФ
МПС России - Министерство путей сообщения РФ
МПТР России - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
МРОТ - минимальный месячный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации
МЧС России - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
НК - Налоговый кодекс РФ
ОВД - органы внутренних дел
ПДД - Правила дорожного движения
РАВ - Российское агентство по обычным вооружениям
РАН - Российская академия наук
Росархив - Федеральная архивная служба России
Росбоеприпасы - Российское агентство по боеприпасам
Росгидромет - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Росгосхлебинспекция - Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ
Росземкадастр - Федеральная служба земельного кадастра России
Роскартография - Федеральная служба геодезии и картографии России
Роспатент - Российское агентство по патентам и товарным знакам
Ространсинспекция - Российская транспортная инспекция Минтранса России
РПЦ - Русская Православная Церковь
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РФ - Российская Федерация
СВР - Служба внешней разведки РФ
СИЗО - следственный изолятор
СМИ - средства массовой информации
СНГ - Содружество Независимых Государств
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
УИК - Уголовно-исполнительный кодекс РФ
УИС - уголовно-исполнительная система
УК - Уголовный кодекс РФ
УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РФ
ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
ФМС - Федеральная миграционная служба МВД России
ФСБ - Федеральная служба безопасности РФ
ФСЖВ - Федеральная служба железнодорожных войск РФ
ФСО - Федеральная служба охраны РФ
ФСФО - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству
ФЭК - Федеральная энергетическая комиссия РФ
ЦБ - Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
ЭВМ - электронная вычислительная машина
ПРЕДИСЛОВИЕ
С момента введения в действие КоАП существенно изменилась административно-юрисдикционная деятельность: появились новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, внесены коррективы в структуру таких органов и в содержание их полномочий.
Упразднение ФСНП, ФПС и ФАПСИ в соответствии с Указами Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 и 308 влечет различные правовые последствия, применительно к КоАП возникает проблема преемственности административно-юрисдикционных полномочий упраздненных ведомств. Таким образом, впервые возникает проблема применения ст. 22.3 КоАП, в которой определены различные правовые последствия упразднения органа административной юрисдикции (ч. 1 ст. 22.3), его реорганизации или переподчинения (ч. 2 ст. 22.3), изменения наименования указанного органа (ч. 3 ст. 22.3). В данной статье КоАП подразумеваются частные случаи реорганизации юридического лица, в одной из ее пяти форм, определенных ст. 58 ГК; наряду с цивилистической реорганизацией КоАП фактически устанавливает административную реорганизацию в виде переподчинения органа административной юрисдикции или изменения его наименования (ср. ч. 2 и ч. 3 ст. 22.3).
Статья 22.3 КоАП различает правовые режимы публичной и гражданско-правовой реорганизации органа, влекущие за собой передачу дел об административных правонарушениях. Все органы административной юрисдикции, определенные гл. 23 КоАП, наделены правомочиями юридического лица, и к ним применяются общие правила о юридических лицах, установленные гл. 4 ГК, в том числе и предписания ГК о преобразовании юридического лица. Однако действующее законодательство различает цивилистическое преобразование юридического лица с последующей передачей всех прав и обязанностей новому юридическому лицу (см. п. 5 ст. 58 ГК) от административного преобразования органа, влекущего передачу части исполнительно-распорядительных полномочий, установленной вышестоящим по подчиненности органом (должностным лицом). Указы Президента РФ, определяющие статус федеральных органов исполнительной власти, используют методы административного преобразования. Так, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 полномочия упраздненного ФАПСИ были перераспределены между ФСБ, СВР и ФСО, при этом виды и содержание новых полномочий данных органов будут определены последующими подзаконными актами, в частности указами Президента РФ, о внесении изменений и дополнений в положения о рассматриваемых ведомствах.
По смыслу ч. 1 ст. 22.3 следует различать правовые последствия упразднения органа административной юрисдикции и последствия его ликвидации как юридического лица. Упразднение государственного органа устанавливается административным законодательством и представляет собой начальное процессуальное действие, предшествующее прекращению гражданской правоспособности органа как юридического лица.
Административное упразднение органа и цивилистическая ликвидация юридического лица обусловлены различными правовыми предпосылками, при этом орган считается упраздненным только в момент завершения ликвидации соответствующего юридического лица. По смыслу ч. 1 ст. 22.3 упразднение органа административной юрисдикции влечет внесение соответствующих коррективов не только в КоАП, но и в другие федеральные законы. Применительно к КоАП изменяется подведомственность органу дел об административных правонарушениях, в том числе и в случае внесения коррективов в наименование соответствующего органа (см. ч. 3 ст. 22.3).
Установление нового наименования органа всегда влечет за собой изменение его административно-правового статуса, при этом в положение об органе исполнительной власти вносятся коррективы, определяющие содержание полномочий органа, а организационно-правовая форма (вид органа) остается прежней. Изменение наименования органа представляет собой разновидность его административного преобразования и, во всяком случае, влечет за собой принятие нового положения или иного статутного акта.
В соответствии с ГК изменение наименования органа всегда вторично и является следствием изменения его организационно-правовой формы в случае преобразования соответствующего органа (ср. п. 1 ст. 54, п. 5 ст. 58 ГК). Таким образом, если КоАП различает процессуальные действия, осуществляемые при изменении наименования органа или в случае его преобразования, то в соответствии с ГК устанавливается их правовая соподчиненность и взаимосвязь.
О неоднозначности административного и цивилистического преобразования свидетельствует также ч. 2 ст. 22.3 КоАП, в соответствии с которой устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях при переподчинении органа. По смыслу данного предписания КоАП переподчинение органа инициируется решением вышестоящего органа (должностного лица) и во всяком случае регламентируется административным законодательством в отличие от реорганизации юридического лица, установленной ГК.
Таким образом, реорганизация структуры федеральных органов исполнительной власти, установленная Указами Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 и 308, влечет различные правовые последствия. Дела об административных правонарушениях, подведомственные упраздненным ФСНП и ФПС, передаются в соответствии с ч. 2 ст. 22.3 соответственно ОВД и ФСБ.
В данном издании Комментария значительное внимание уделено правовым последствиям осуществления органами административной юрисдикции, в том числе и лицензирующими органами (см. абз. 1 ч. 3 ст. 28.3 КоАП), контрольных и надзорных функций.
По результатам лицензионного контроля, а также при осуществлении установленных КоАП процессуальных действий к нарушителю применяются административные санкции в виде приостановления действия лицензии или административные наказания, предусмотренные КоАП, при этом административные санкции, определенные Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", применяются независимо от применения к нарушителю мер ответственности, установленных КоАП (см. комментарий к ст. 14.1).
К насущным проблемам КоАП относится также применение АПК и КоАП при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, отнесенных ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов. Проблемы корреляции норм процессуального законодательства в указанных случаях отнюдь не утратили своей актуальности и после принятия Постановлений Пленумов ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 и от 27 января 2003 г. N 2 (см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
30 декабря 2001 года
N 195-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ,
от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,
от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ,
от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Комментарий к статье 1.1
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях - КоАП и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Соответствие законов субъектов Федерации КоАП означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей принятие законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых субъектами РФ по предметам совместного ведения во исполнение соответствующего федерального закона, КоАП исключает возможность принятия субъектами Федерации подзаконных актов.
Под "законодательством" в условиях действия КоАП 1984 г. и советской правовой системы в целом понимались не только законы, но и подзаконные акты, в частности указы, издаваемые постоянно действующими исполнительно-распорядительными органами соответствующего Верховного Совета, а также постановления, принимаемые Советами Министров Союза ССР и союзных республик. Данные нормативные акты учитывались в процессе кодификационной работы и подлежали включению в Собрания действующего законодательства Союза ССР, союзных республик.
Ныне действующая Конституция РФ не исключает возможности издания подзаконных актов - постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, принятых во исполнение КоАП. Подзаконные акты будут относиться к правоустанавливающим нормативным правовым актам только в тех случаях, когда они содержат общеобязательные нормы и правила, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП.