ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3330
Скачиваний: 1
Купание и удовлетворение иных личных и бытовых нужд граждан, осуществляемое в порядке, установленном ст. 6 ВдК, является правом общего водопользования. Основанием его реализации является закон, прямое закрепление данного права в ВдК. Водное законодательство предусматривает право общего водопользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования (находящимся в публичной собственности) и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВдК, другими федеральными законами (ст. 6 ВдК).
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, ст. 38 ВдК выделяет совместное водопользование и обособленное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства. Во всех остальных случаях водные объекты могут находиться в совместном пользовании.
По способу использования водных объектов выделяются водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В соответствии со ст. 39 ВдК собственники водных объектов и водопользователи имеют право самостоятельно осуществлять их использование; осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах; пользоваться иными предусмотренными ВдК, другими федеральными законами правами.
В то же время собственники водных объектов и водопользователи обязаны не допускать нарушения прав других собственников водных объектов и водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
7. Статья 3 ВдК закрепляет принцип приоритета использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1> перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
--------------------------------
<1> Водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
В целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ст. 43 ВдК).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам определены в ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ст. 18 Закона).
Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Наибольшее негативное влияние на состояние водных объектов и земель водного фонда (дно водоемов) по сравнению с иными видами водопользования оказывает сброс сточных и дренажных вод.
В соответствии со ст. 44 ВдК использование водных объектов для сброса сточных вод или дренажных вод <1> осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВдК и законодательством в области охраны окружающей среды.
--------------------------------
<1> Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.
Запрещается сброс сточных вод или дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам. Запрещается сброс сточных вод или дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
Сброс сточных вод или дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Порядок осуществления данного вида водопользования регулируется также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, Санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к охране поверхностных вод СанПиН 2.1.5.980-00", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г., и другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 35 ВдК поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 определен Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты утверждены Приказом МПР России от 12 декабря 2007 г. N 328.
Статья 45 ВдК регулирует вопросы использования водохранилищ. Использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.
В правилах использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. В правилах технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов. Установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями ВдК.
Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 млн. куб. м), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), устанавливается Правительством РФ.
Использование иных водохранилищ осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229, предусматривают, что наполнение и опорожнение водохранилищ, бассейнов, каналов и напорных водоводов, а также изменение уровней воды должны производиться постепенно. При пропуске высоких половодий (паводков) превышение нормального подпорного уровня верхних бьефов <1> гидроузлов допускается только при полностью открытых затворах всех водосбросных и водопропускных отверстий и при обязательном использовании всех гидротурбин.
--------------------------------
<1> Бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному сооружению соответственно выше (верхний бьеф) или ниже его (нижний бьеф) по течению.
Эксплуатирующая организация должна письменно ставить в известность региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы и органы местного самоуправления о границах территории, затапливаемой при пропуске через сооружения гидроузлов расчетных расходов воды, а также зон затопления водохранилищ многолетнего регулирования.
Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13 апреля 2001 г. N 113, особо регулируют вопросы опорожнения и наполнения водохранилища и бьефа. Согласно этим Правилам срок опорожнения водохранилища согласовывается с территориальными органами Минприроды России, а также с местными органами власти для предупреждения населения, живущего ниже плотины, о повышении уровня воды.
ВдК определяет условия использования водных объектов для целей производства электрической энергии. Гидроэлектростанция (ГЭС) - это предприятие, на котором гидравлическая энергия преобразуется в электрическую. Основными сооружениями ГЭС на равнинной реке являются плотина, создающая водохранилище и перепад уровней, т.е. напор, и здание ГЭС, в котором размещаются гидравлические турбины, генераторы, электрическое и механическое оборудование. Строятся также водосбросные и судоходные сооружения, водозаборы для систем орошения и водоснабжения, рыбопропускные сооружения.
Работа гидроэлектростанций далеко не безвредна для окружающей среды, как это кажется на первый взгляд. Создание водохранилищ приводит к затоплению больших площадей земель, особенно на равнинных территориях, подтоплению прилегающих земель. Неудовлетворительная очистка ложа будущего водохранилища является причиной его загрязнения и засорения. Очень большой ущерб состоянию животного и растительного мира причиняют резкие колебания водного режима водохранилища в процессе эксплуатации гидроэлектростанции.
Учитывая указанные обстоятельства, использование водных объектов для целей производства электрической энергии должно осуществляться с учетом интересов других водопользователей и с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов. Водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 46 ВдК).
ВдК закрепляет нормы общего характера, касающиеся осуществления разных видов водопользования. Так, ст. 47 ВдК регулирует вопросы использования поверхностных водных объектов для целей водного и воздушного транспорта. Использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Условия использования водных объектов для сплава древесины содержатся в ст. 48 ВдК. Так, водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются.
Некоторые вопросы использования водных объектов для нужд транспорта и сплава древесины регулируются КВВТ. Так, ст. 8 КВВТ предусматривает, что проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за некоторыми исключениями, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.
Проведение путевых работ на подходах к портам, не указанным выше, а также в пунктах отстоя обязаны осуществлять владельцы данных портов и пунктов отстоя по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.