Файл: КоАП_гл12_комм_Иванов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 704

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 12 КОАП РФ

"АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" <*>


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 23 августа 2011 года


И.С. ИВАНОВ


--------------------------------

<*> Учтены изменения, внесение которых в главу 12 КоАП РФ ожидается с 1 января и 1 июля 2012 года.


Иванов Иван, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала ГОУ ВПО "СГАП" в г. Астрахани.


ВВЕДЕНИЕ


Глава 12 КоАП РФ в потоке судебной практики.

Опубликованные обзоры судебной практики районных, городских, краевых и областных судов Российской Федерации показывают, что с 2009 по 2011 годы производства по статьям главы 12 КоАП РФ уверенно занимали до половины общего потока административных производств, а в некоторых регионах даже больше половины. Самые "популярные" на сегодня административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрены статьями 12.8 "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения", 12.15 "Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона", 12.26 "Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения", 12.27 "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием" и некоторыми другими.

За восемь месяцев 2011 года в надзорной практике лидирующие позиции занимали дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.15, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (таковы в сумме показатели деятельности Ленинградского областного суда, Свердловского областного суда, Верховного Суда Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Коми, суды отобраны произвольно). Учитывая, что дела об этих правонарушениях пережили наибольшее число инстанций, в настоящем Комментарии им будет уделено особое внимание - как с материальной, так и с процессуальной точек зрения.

Обзоры и обобщения практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, регулярно подготавливаемые районными (городскими) и областными (республиканскими, краевыми) судами, говорят о многих, порой хронических недостатках, сопровождающих эти производства. По истине общероссийский масштаб приобрели: неизвещение лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; иные процессуальные нарушения, связанные с надлежащим оформлением процессуальных документов; неустановление обстоятельств, влияющих на вид и размер административного наказания; непривлечение виновных к административной ответственности в связи истечением сроков давности и, конечно же, всевозможные ошибки в квалификации содеянного.


Цели и структура Комментария.

Комментарий замышлялся с таким расчетом, чтобы читатель получил представление о содержании правоприменительной практики по самым применяемым статьям главы 12 КоАП РФ. При этом автор опирался на личный опыт проведения занятий в рамках программы повышения квалификации адвокатов и старался осветить максимальное число вопросов, вызвавших живой интерес у этой категории слушателей. Вместе с тем, учитывая необходимость системного подхода к анализу интересующей группы административно-правовых норм, был подготовлен первый (вводный) раздел "Общие положения", в котором рассмотрены конструктивные особенности главы 12, предложены критерии дифференциации составов, названы разграничительные и квалифицирующие признаки, дана общая характеристика объективной стороны, субъекта и субъективной стороны составов административных правонарушений, наполняющих главу. Применительно к главе 12 рассмотрены положения КоАП РФ о презумпции невиновности и крайней необходимости. В раздел включен параграф о системе наказаний, в котором рассмотрены отдельные их виды, предусмотренные статьями главы, и практика назначения.

Второй раздел "Правоприменительная практика по отдельным статьям главы 12 КоАП РФ: вопросы квалификации" вобрал в себя описание наиболее распространенных случаев правоприменения, в которых решался вопрос о правильной квалификации административных правонарушений в области дорожного движения. Уделено внимание проблемам квалификации по ст. 12.1, 12.2, 12.3, 12.7, 12.8, 12.14, 12.15, 12.24, 12.26, 12.27, 12.28, 12.35, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ и некоторым другим. В этом разделе автор сознательно отказался от структуры классического постатейного комментария, чтобы акцентировать внимание только на ситуациях, имеющих практическое значение. Ситуации были предметом рассмотрения (и пересмотра) в районных, областных и приравненных к ним судах, а в некоторых случаях - в Верховном Суде Российской Федерации. Каждый параграф посвящен отдельному аспекту квалификации правонарушений по статьям комментируемой главы, с опорой на примеры последних трех лет.

Третий раздел "Процессуальные аспекты рассмотрения и пересмотра дел об административных правонарушениях в области дорожного движения" содержит комментарий положений КоАП РФ, в соответствии с которыми между судами, органами внутренних дел (полицией) и органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере транспорта, распределяются полномочия по рассмотрению указанных дел. Помимо этого, исследованы процессуальные аспекты создания судом условий, необходимых для реализации права на участие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего; рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц; участия защитника. Показано, как решается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Рассмотрены процессуальные особенности административного расследования, формирования доказательств и доказывания, оценки доказательств. Отдельно рассмотрены некоторые аспекты доказывания по наиболее распространенным делам об административных правонарушениях: сопряженных с состоянием алкогольного опьянения, а также с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и ряд других вопросов, представляющих интерес для юристов.


Все использованные судебные акты и обзоры судебной практики опубликованы на официальных сайтах судов Российской Федерации.


Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Конструктивные особенности главы 12 КоАП РФ.

В главу 12 КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения" включено тридцать девять действующих статей (с 12.1 по 12.37 включительно), содержащих девяносто пять составов административных правонарушений. За состав при подсчете принималась каждая отдельно взятая часть статьи. В целом глава насчитывает двенадцать одночастных статей (12.6, 12.12, 12.18, 12.20, 12.21, 12.22, 12.28, 12.32, 12.33, 12.34, 12.35, 12.36.1); десять двухчастных (12.1, 12.13, 12.17, 12.21.2, 12.23, 12.24, 12.25, 12.26, 12.30, 12.37); восемь трехчастных (12.3, 12.4, 12.7, 12.10, 12.11, 12.16, 12.27, 12.29); столько же четырехчастных (12.2, 12.8, 12.9, 12.14, 12.15, 12.19, 12.21.1, 12.31) и одну семичастную (12.5).

С 1 января 2012 года статья 12.3 становится четырехчастной, 12.5 - будет насчитывать девять частей, 12.12 - две. С 1 июля 2012 года изменения коснутся статьи 12.16, которая будет насчитывать пять частей, статьи 12.17, она будет состоять из четырех частей, и статьи 12.19, которая разрастется до восьми частей. Соответственно, общее число составов к 2012 году должно вырасти до ста семи. С 1 января 2013 года глава 12 будет дополнена двухчастной статьей 12.21.3.

Распределение составов внутри каждой многочастной статьи и в целом по главе не подчиняется единому критерию и далеко не всегда обусловлено степенью общественной опасности, что связано с разнообразием охраняемых отношений и высокой плотностью административно-правовых норм, принятых для регулирования этих отношений. В чисто практических целях можно выделить следующие критерии дифференциации составов:

1. "Невыполненная обязанность" - критерий, ставящий квалификацию в зависимость от того, какая конкретно обязанность не выполнена нарушителем. Различаются обязанности, непосредственно действующие и вытекающие из Правил дорожного движения, и обязанности, вытекающие из требований, адресованных субъекту правонарушения. Например, к первой группе можно отнести обязанности: зарегистрировать транспортное средство и пройти технический осмотр (ст. 12.1); подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой; занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, перед поворотом направо, налево или разворотом; уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения (ч. 1, 1.1 и 3 ст. 12.14); выполнить обязанности в связи с ДТП - не оставлять место ДТП, участником которого является водитель, воздерживаться от употребления алкогольных напитков после ДТП и др. (ст. 12.27). Вторая группа обязанностей вытекает из следующих требований, поименованных в комментируемой главе: предоставить транспортное средство или остановить его (ст. 12.25); пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 12.26).


Прочие критерии так или иначе связаны с вышеуказанным, но их целесообразно рассматривать отдельно.

2. "Отсутствующий документ" - критерий, в соответствии с которым квалификация зависит от того, какой именно обязательный документ не имеет при себе водитель: регистрационный, на право управления транспортным средством, подтверждающий законность владения им, талон о прохождении государственного технического осмотра, страховой полис ОСАГО, лицензионную карточку, путевой лист или товарно-транспортные документы (ч. 1 и 2 ст. 12.3); документ на перевозку опасных грузов, включая свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специальное разрешение, согласованный маршрут перевозки или аварийная карточка системы информации об опасности (ст. 12.21.2).

3. "Опасное состояние водителя/пассажиров" - составы конструируются в зависимости от причин, в силу которых лицо не должно было садиться за руль и управлять транспортным средством, поскольку при наличии таких причин создается угроза безопасности дорожного движения: водитель или пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности, не имеют мотошлемов либо мотошлемы не застегнуты (ст. 12.6); водитель сам лишен права управления транспортным средством или такое право у него отсутствует либо управление было передано лицу, не имеющему права управления (ст. 12.7); состояние опьянения водителя или лица, которому водитель передал управление, а также сочетание данного состояния с отсутствием права управления транспортными средствами (ст. 12.8); использование телефона во время движения (ст. 12.36.1).

4. "Отклонения внешнего вида транспортного средства" - критерий, ставящий квалификацию в зависимость от того, какое именно нарушение во внешнем виде транспортного средства было допущено. Внешний вид транспортного средства, в частности, определяют: наличие, расположение, а также подлинность государственных регистрационных знаков (ст. 12.2); наличие и конструктивные особенности приборов и устройств для подачи сигналов (ст. 12.4); характеристика стекол (ст. 12.5).

5. "Нарушения технического состояния транспортного средства" - критерий, в соответствии с которым для квалификации имеет значение вид неисправности (ч. 1 и 2 ст. 12.5).

6. "Неисправность или условие технического характера, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена" - критерий, объединяющий два предыдущих и положенный в основу структуры всей статьи 12.5. При этом последовательность расположения семи частей указанной статьи возрастанию степени общественной опасности неисправности или условия не подчинена. Например, санкция, предусмотренная частью шестой, мягче санкции, предусмотренной пятой частью указанной статьи.


7. "Количественный показатель" - критерий, положенный в основу выделения составов внутри статьи 12.9, задающей пределы превышения скорости; статьи 12.11, указывающей на скоростные характеристики и массу транспортного средства; статьи 12.21.1, содержащей допустимое количество сантиметров и процентов превышения нормы перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

8. "Характер и степень вредных последствий" - критерий выделения материальных составов административных правонарушений, примененный при создании ст. 12.19, 12.24, 12.30, 12.33. К таким последствиям относятся создание препятствий для движения пешеходов или других транспортных средств, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.

Компоновка составов в той или иной степени основывается на рассмотренных критериях или их сочетании, но объединение частей внутри статьи зачастую происходит либо с целью привязки к специфическому процессу дорожного движения либо к выполнению специфической обязанности, вытекающей из ситуативного положения субъекта или его служебных обязанностей. В первом случае речь идет о процессах движения: через железнодорожные пути (ст. 12.10); по автомагистрали (ст. 12.11); через перекрестки (ст. 12.13); по проезжей части и прилегающим территориям (ст. 12.15 и 12.16); к этой группе автор также относит: процесс маневрирования (ст. 12.14); остановку и стоянку транспортных средств (ст. 12.19); перевозку опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов или людей (ст. 12.21.1, 12.21.2, 12.23). Во втором - о возложенных на субъекта обязанностях: предоставить преимущество в движении другому транспортному средству (ст. 12.17); возникающих в связи с ДТП (ст. 12.27); вытекающих из его особого статуса как участника дорожного движения (пассажир, пешеход, возчик, а также лицо, управляющее мопедом, велосипедом, см. ст. 12.29); выпустить на линию исправное, полностью подготовленное к движению транспортное средство (ст. 12.31); застраховать гражданскую ответственность владельцев транспортных средств (ст. 12.37).

Можно выделить следующие признаки, позволяющие отграничивать составы, внутри каждой из перечисленных статей:

1) степень общественной опасности содеянного (далеко не всегда по нарастающей) - ст. 12.10, 12.13, 12.16, 12.17, 12.23, 12.27, 12.37;

2) тип используемого транспортного средства - ст. 12.11;

3) тип невыполненного требования Правил дорожного движения для данного процесса - ст. 12.14, 12.15, 12.21.1, 12.21.2, 12.31;

4) место совершения правонарушения - ст. 12.19;

5) субъект правонарушения и его состояние - ст. 12.29.

Повторность является квалифицирующим признаком составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.10, в иных случаях выступает отягчающим обстоятельством при привлечении лица к административной ответственности. Административное правонарушение считается повторным при совершении в течение одного года однородного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию. Год исчисляется с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Повторность выражается в совершении двух или более самостоятельных административных правонарушений, что также характеризует и отношение лица к совершаемому или совершенному им административному проступку.