ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3741
Скачиваний: 1
16. ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс внесены изменения и в ЗК, в соответствии с которыми, в частности, изменено название категории земель "земли поселений" на "земли населенных пунктов" (что, кстати, соответствует названию этой категории, которое содержали предыдущие Земельные кодексы РСФСР - 1970 г. и 1991 г.). В связи с этим в п. 16 комментируемой статьи специально указано, что менять название этой категории земель в выданных ранее документах на земельные участки не требуется.
Статья 3.1
Комментарий к статье 3.1
1. ФЗ от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Соответственно, ФЗ о введении в действие ЗК дополнен комментируемой статьей, в которой установлены основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Статьи 17 - 19 ЗК (см. комментарии к ним) выделяют три основания возникновения каждого из названных видов права собственности: 1) признание таковыми федеральными законами; 2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю; 3) приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (купля-продажа, наследование и др.). Право муниципальной собственности может также возникнуть путем безвозмездной передачи земельных участков из государственной собственности.
Таким образом, ФЗ о введении в действие ЗК раскрывает второе из названных оснований, т.е. возникновение права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю. Данные нормы включены именно в этот Закон, а не в ЗК, поскольку процесс разграничения носит конечный характер и потому это временное явление, как и статьи, его регулирующие.
2 - 3. Принцип, положенный в основу разграничения государственной собственности на землю и изложенный в п. п. 1 - 3 комментируемой статьи, состоит в том, что, кроме специальных указаний в федеральных законах (в отношении муниципальной собственности - также законов субъектов РФ) на отнесение земельных участков к той или иной собственности, имеют значение два момента:
1) в чьей собственности находятся расположенные на данном земельном участке здания, строения, сооружения;
2) каким органам власти или кем созданным предприятиям, организациям предоставлен данный земельный участок.
4. Города Москва и Санкт-Петербург составляют исключения из приведенных выше правил: к их собственности как субъектов РФ относятся также расположенные в их границах земельные участки: занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, а также предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Следует отметить, что аналогичная норма существовала и в утратившем силу ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (п. 2 ст. 4).
5. В соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, основанием для которой являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Был утвержден целый ряд таких перечней (см., например, распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 201-р об утверждении Перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности и которые расположены на территориях Пензенской и Тамбовской областей <1>). Однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы, в связи с чем названный выше Федеральный закон и был отменен. При этом, как установлено п. 5 комментируемой статьи, те перечни, которые уже были приняты до 1 июля 2006 г., по-прежнему являются основанием для регистрации права на землю Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 786.
Статья 3.2
Комментарий к статье 3.2
1. Комментируемая статья введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс с целью решения острой проблемы поиска свободных земель для жилищного строительства. Известно, что земли за чертой населенных пунктов в массе своей относятся к землям сельскохозяйственного назначения, перевод которых в иные категории ограничен, что делает зачастую нерешаемым вопрос о расширении площади городов, переносе их границ - хотя среди сельскохозяйственных земель имеются неиспользуемые и малопродуктивные земельные участки. Нормы комментируемой статьи устанавливают возможность включения таких участков в границы населенных пунктов, однако эта возможность ограничена целым рядом существенных условий:
- для принятия решения о таком включении отводится только полтора года, т.е. проводится, по существу, разовая акция по выделению дополнительных участков под застройку;
- речь идет только об участках, находящихся в федеральной собственности и при этом либо неиспользуемых, либо предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям;
- участки включаются в границы населенных пунктов только для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства (но не для промышленного строительства);
- часть подпадающих под названные признаки участков включается Правительством РФ в перечень участков, не подлежащих такой передаче.
2. Сельскохозяйственные угодья, относящиеся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, которые согласно п. 2 комментируемой статьи могут включаться в утверждаемый Правительством РФ перечень, названы в ст. 79 ЗК - это сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования и сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Однако этот перечень является примерным и неисчерпывающим, поскольку субъекты РФ самостоятельно, своими законами, с учетом местных условий определяют, какие именно земли относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. В этом случае остается неясным, каким образом может быть определено, насколько выполнено установленное п. 2 комментируемой статьи условие о том, что Правительство РФ вправе включать в указанный выше перечень исключительно особо ценные продуктивные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. Другое определяемое данным пунктом условие - включение в перечень исключительно участков, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, - означает, что неиспользуемые, т.е. никому не предоставленные земельные участки, не включаются в перечни.
3. При включении указанных в комментируемой статье земельных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства они продолжают оставаться в федеральной собственности. К субъектам РФ переходит только управление и распоряжение данными земельными участками (содержание указанных правомочий определено в п. 5 комментируемой статьи), причем они ограничены сроком в полтора года - если за это время органами государственной власти субъектов РФ не будет принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования данными земельными участками.
4. В соответствии с ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ указанными органами власти за счет средств бюджета субъекта РФ осуществляются только те полномочия по предметам совместного ведения, которые перечислены в п. 2 ст. 26.3 данного Закона. Полномочие, передаваемое в соответствии с комментируемой статьей, в их число не входит. Следовательно, оно относится к таким полномочиям по предметам совместного ведения, которые устанавливаются иными федеральными законами. По общему правилу (п. 7 ст. 26.3 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ) финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, однако в соответствии с п. 8 той же статьи федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъекта РФ, государственных учреждений субъекта РФ и государственных унитарных предприятий субъекта РФ, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.
5. Перечень установленных п. 5 комментируемой статьи полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ, не является исчерпывающим, поскольку в тексте данного пункта он предваряется словами "в том числе". В данном случае остается неясным вопрос, какие еще полномочия могут осуществлять субъекты РФ; единственное требование, которое содержит данная норма, - они должны быть предусмотрены ЗК. Полномочия, закрепляемые данным пунктом, распространяются на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков, раздел земельных участков и предоставление земельных участков.
При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков, с учетом нормы п. 9 комментируемой статьи, может осуществляться независимо от наличия оснований для прекращения данных прав, установленных ЗК.
Однако предоставление земельных участков возможно только в целях, указанных в комментируемой статье, т.е. для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, и только в порядке, предусмотренном ЗК. Таким образом, в данном случае действуют установленные ст. ст. 30.1 и 30.2 ЗК особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Что же касается упомянутого в п. 5 комментируемой статьи полномочия по разделу земельных участков, то о порядке и основаниях принятия такого рода решений ЗК специально не упоминает. До сих пор действия по разделу земельного участка осуществлялись по инициативе самих правообладателей - например, в отношении земельного участка, находящегося в общей собственности. Следовательно, процесс раздела в данном случае должен состоять из прекращения права на земельный участок, проведения землеустроительных действий по образованию новых земельных участков в границах прежнего и предоставления прав на вновь образованные земельные участки. Единственным условием, которое в данном случае поставлено ЗК, является соблюдение установленных минимальных размеров вновь образуемых земельных участков. В отношении земельных участков населенных пунктов Градостроительным кодексом также установлено (ст. 41), что: 1) размеры образованных земельных участков не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков; 2) обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
6. Кроме ограничения целей предоставления земельных участков, о чем говорилось выше, п. 6 комментируемой статьи установлен запрет на передачу земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал (взноса в паевой фонд) коммерческих организаций. Таким образом, для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельные участки, о которых идет речь в комментируемой статье, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на любом из предусмотренных законом прав, а именно: праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования (если ЗК разрешено предоставление данному лицу такого права).
7. Формулировка п. 7 комментируемой статьи, на наш взгляд не совсем удачная, на самом деле призвана была закрепить норму, при которой прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется принудительно, но в порядке, предусмотренном для добровольного отказа от прав на земельные участки.
Подпункт 7 п. 2 ст. 45 ЗК, введенный ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, предусматривает возможность принудительного прекращения прав на земельные участки, помимо оснований, установленных данной статьей, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Именно такой случай и представляет собой рассматриваемая норма ФЗ о введении в действие ЗК. Кроме того, п. 3 названной статьи ЗК определено, что федеральными законами могут быть установлены исключения из предусмотренного данным пунктом судебного порядка принятия решений о принудительном прекращении прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками. Рассматриваемый нами порядок как раз является таким исключением, установленным федеральным законом.