Файл: ЗК_комм_Волков_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3823

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ


КОММЕНТАРИЙ К ЗЕМЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 136-ФЗ


(Постатейный)


Ответственный редактор

ректор Государственного Университета по землеустройству,

профессор, доктор экономических наук, академик Российской

академии сельскохозяйственных наук,

заслуженный деятель науки РФ

С.Н. ВОЛКОВ


Научный редактор

профессор Государственного университета по землеустройству,

доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ

Ю.Г. ЖАРИКОВ


Авторский коллектив


Волков С.Н. - ректор Государственного университета по землеустройству, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии сельскохозяйственных наук - предисловие, ст. ст. 1 - 3 гл. I.

Васильева М.И. - доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - ст. ст. 94 - 100 гл. XVII.

Галиновская Е.А. - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) - ст. ст. 11.1 - 11.9 гл. 1.1, ст. ст. 25 - 39 гл. V, ст. ст. 87 - 93 гл. XVI.

Евсегнеев В.А. - доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат юридических наук - ст. 22 гл. IV, ст. ст. 65, 66 гл. X, ст. 70.1 гл. XI, ст. 103 гл. XVIII.

Жариков Ю.Г. - главный научный сотрудник ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор Государственного университета по землеустройству, заслуженный юрист РФ - ст. ст. 12 - 14 гл. II, ст. ст. 57, 58 гл. VIII, ст. 62 гл. IX, ст. 70 гл. XI, ст. ст. 74 - 76 гл. XIII.

Кичигин Н.В. - старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук - ст. 67 гл. XI, ст. ст. 71 - 73 гл. XII.

Лебедев Д.Г. - руководитель правового управления ООО "АрДи-Ай групп", кандидат юридических наук - ст. ст. 83 - 86 гл. XV.

Минина Е.Л. - заместитель заведующего отделом аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук - ст. ст. 44 - 56.1 гл. VII, ст. ст. 77 - 82 гл. XIV, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Пономарев М.В. - научный сотрудник ИЗиСП, старший преподаватель Государственного университета по землеустройству - ст. ст. 9 - 11 гл. I.

Сиваков Д.О. - старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук - ст. 102 гл. XVIII.

Широкорад И.И. - проректор Государственного университета по землеустройству, доктор наук, профессор - ст. ст. 68, 69 гл. XI.

Хлуденева Н.И. - научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук - ст. ст. 40 - 43 гл. VI.

Чуркин В.Э. - заместитель заведующего кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству, управляющий партнер компании Land and Real Estate. Legal Consulting, доцент, кандидат юридических наук - ст. ст. 4 - 8 гл. I, ст. ст. 15 - 19 гл. III, ст. ст. 20, 21, 23, 24 гл. IV, ст. ст. 59, 60, 61, 63, 64 гл. IX.

Шуплецова Ю.И. - заведующая отделом ИЗиСП, кандидат юридических наук - ст. 101 гл. XVIII.



Рецензенты:


Улюкаев В.Х. - заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству, профессор.

Лащенов А.В. - помощник руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, кандидат юридических наук.


ПРЕДИСЛОВИЕ


Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс, ЗК РФ) действует с 30 октября 2001 г. - дня его официального опубликования. За это время в статьи Кодекса внесено немало изменений и дополнений с учетом развития земельных отношений в условиях рыночной экономики, устаревшие его нормы утратили юридическую силу и исключены, появились новые статьи. Ко всему этому накопилась обширная практика применения норм Кодекса, которая нашла отражение в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, в законах и подзаконных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных актах министерств и ведомств, решениях судебных и контрольных (надзорных) органов. Появились новый нормативно-правовой материал и практика его применения, что также нуждается в разъяснении и научном комментировании. Потребовалось привлечение авторского коллектива профессионалов-юристов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ученых-специалистов в области землеустроительного проектирования, практикующих юристов.

Авторы не обходят вниманием сложные вопросы регулирования земельных отношений в условиях рыночной экономики. Например, рассматриваются пределы возможного применения "рыночных" норм гражданского законодательства при регулировании земельных отношений, объясняются причины запретов и ограничения применения соответствующих норм Гражданского кодекса РФ при совершении сделок с землей. Для иллюстрации ограничения сделок комментируются статьи специального Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.


Рассматриваются все установленные Кодексом формы собственности на землю и пользования землей (постоянное - бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут). Комментируются содержание прав и обязанностей собственников и несобственников земли, вопросы защиты их прав, в том числе с помощью судебного разбирательства возникающих споров.

Каждой отдельной категории земель посвящается специальная глава с целью уяснения особенностей правового режима их использования. Актуальной признается проблема охраны земель: предотвращение их деградации, загрязнения, захламления и других вредных воздействий хозяйственной деятельности.

Авторский коллектив стремится обеспечить полноту комментируемого нормативно-правового материала, накопленного практикой, с тем чтобы обогатить читателя знаниями решения сегодняшних проблем земельного законодательства. Если удалось добиться этого, то авторы могут рассчитывать на полезность данного комментария для самого широкого круга читателей.



С.Н.Волков,

ответственный редактор, профессор,

ректор Государственного университета

по землеустройству, академик Российской

академии сельскохозяйственных наук,

заслуженный деятель науки РФ


25 октября 2001 года N 136-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ,

от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,

от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ,

от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ,

от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 17.04.2006 N 53-ФЗ,

от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 92-ФЗ,

от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 154-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 04.12.2006 N 204-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,

от 29.12.2006 N 260-ФЗ, от 29.12.2006 N 261-ФЗ,

от 28.02.2007 N 21-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,

от 19.06.2007 N 102-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ,

от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,

от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,

от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ)


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные принципы земельного законодательства


Комментарий к статье 1


1. В Конституции Российской Федерации (ст. 9) провозглашено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому при регулировании земельных отношений учитывается, как указано в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, прежде всего то, что земля служит основой жизни и деятельности общества. В процессе хозяйственного использования земли она признается как важнейшая охраняемая часть природы и природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Исходя из этого Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, руководствуясь названными положениями, устанавливают нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывающие ее особенности как природного объекта, составной части природы и природного ресурса - объекта хозяйствования. Конкретно предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (подп. 3 п. 1 ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ч. 1 ст. 42), чтобы проводились комплексные мероприятия по охране земель и других природных объектов (ч. 3 ст. 42).

Названный в п. 1 принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась не только как природный ресурс, но и как недвижимое имущество. Однако из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о недвижимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю, поскольку объектами права частной, государственной и муниципальной собственности могут быть те земельные участки, соответствующий правовой режим которых определен в земельном законодательстве.


2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества означает, что свободное использование земли как имущественной ценности, приносящей доход, не должно наносить ущерба окружающей среде.

Принцип приоритета охраны земли имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Следовательно, каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.

Принцип под номером 2 согласуется с положением ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Этот принцип конкретизирован в ст. 42 ЗК РФ, устанавливающей, в частности, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также должны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека означает, что в процессе деятельности по использованию и охране земель должны приниматься такие решения и осуществляться такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение здоровья и жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Соблюдение названного принципа - показатель гуманности и цивилизованности общества, использующего в своей хозяйственной и иной деятельности окружающие природные объекты. Этот принцип логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает не необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.


4. Данный принцип устанавливает гарантии участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав не землю. Граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Этот принцип отражен также в положениях Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1>, который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст. ст. 17 и 27 данного Закона).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.


5. Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, не распространяется на все случаи земельных правоотношений. Поэтому в п. 5 записано: "за исключением случаев, установленных федеральными законами".

Существует общеизвестное положение гражданского права: "принадлежность следует судьбе главной вещи (ст. 135 ГК РФ). В данном случае земельный участок часто рассматривается как "главная вещь", а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Однако ст. 35 ЗК РФ имеет в виду противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет право на соответствующий земельный участок. Так, запрещается приватизация зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельного участка, на котором они расположены. Следовательно, в данном случае юридическая судьба земельного участка как принадлежности другого имущества следует его судьбе как главной вещи, а не наоборот.

6. Охрана ценных в хозяйственном или экологическом значении земель, кому бы они ни принадлежали, - важная задача земельного и природоохранного законодательства. Поэтому закон устанавливает приоритеты охраны таких земель по сравнению с охраной других земель. Следовательно, как сказано в п. 6, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изменение целевого использования ценных земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Это, однако, не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.