Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комментируемая глава, устанавливая режим использования научно-технических результатов, отнесенных к "единым технологиям", предусматривает изъятия из приведенных общих норм, что обусловлено государственным участием в финансировании таких разработок. Следует также обратить внимание на преимущественно императивный характер правил комментируемой главы.


Статья 1542. Право на технологию


Комментарий к статье 1542


1. Основное нормативное требование, позволяющее признать научно-технический результат "единой технологией", - использование при создании такого результата некой совокупности решений, относящихся (в соответствии со ст. 1225 ГК) к охраняемым объектам интеллектуальной деятельности (изобретениям, программам ЭВМ и др.). В практике этот критерий единой технологии в каждом случае, очевидно, должен определяться экспертным путем (в Кодексе он сформулирован в самой общей форме). Нуждается в уточнении и сам термин "единая технология", поскольку он может быть применен к любой технологии, используемой в практической деятельности. Не говоря уже о том, что количество охраноспособных решений не всегда свидетельствует об уровне инновационных достижений.

Второе существенное требование - завершенные разработки должны быть "выражены в объективной форме". Необходимой формой завершения любых научно-технических разработок всегда служит техническая и иная документация, иначе они не могут быть включены в экономический оборот. Именно для этого необходимо их воплощение в материальные носители, что обусловлено, как уже отмечалось в литературе, присущей интеллектуальным продуктам двойственной природой - содержательной сутью и вещественной формой.

2. В процессе оформления охраны объектов интеллектуальных прав и их защиты следует руководствоваться не только нормами, содержащимися в специальных разделах части 4 ГК, посвященных патентным правам (гл. 72), авторским правам (гл. 70) и др. В каждом случае следует также принимать во внимание соответствующие нормы общих положений (гл. 69), в частности, касающиеся распоряжения исключительными правами, защиты исключительных прав и др.

3. В введенных в ГК нормах о сложных объектах (ст. 1240) установлен исчерпывающий перечень сложных объектов. В их число, наряду с объектами авторского права и смежных прав, включены единые технологии. Эти нормы определяют особый порядок распоряжения правами на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта. Они устанавливают изъятия из общих правил, регулирующих распоряжение исключительными правами (ст. ст. 1233 - 1235) в целях защиты интересов "лица, организовавшего создание сложного объекта". Во-первых, презюмируется, что если в договоре о предоставлении прав на использование заказного результата не указано иное, то такой договор признается договором об отчуждении прав. Тогда как, согласно общим правилам, договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается в полном объеме, считается лицензионным договором. Во-вторых, лицензионные договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта не могут быть ограничены каким-либо сроком (в пределах действия исключительных прав) и не могут содержать условия, ограничивающие права лицензиата на использование объекта договора, такие условия признаются ничтожными. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи эти правила распространены на отношения, связанные с созданием единых технологий.


Действительно, процесс создания инновационных достижений в современных условиях нередко базируется на научно-технической кооперации, что обусловлено глубокой специализацией, особенно в области высоких технологий. Возникает необходимость в использовании готовых научно-технических результатов, принадлежащих сторонним обладателям, а также в привлечении субисполнителей, которые разрабатывают отдельные узлы, входящие в состав единой технологии.

В этих случаях нормы о сложных объектах могут применяться к договорным отношениям между правообладателями и исполнителем работ по созданию единой технологии, предметом которых является отчуждение прав или предоставление лицензий на охраняемые (готовые) объекты. В равной мере они могут применяться к договорным условиям о правах на заказные разработки, выполняемые субисполнителями.

Нельзя также не обратить внимание на достаточно существенные различия в составе субъектов и самой структуре договорных отношений, возникающих в связи с созданием технологий и других сложных объектов, относящихся к сфере авторских и смежных прав. Так, продюсер кинофильма - это заказчик и инвестор фильма. Он вступает в договорные отношения с авторами будущего фильма - режиссером, сценаристом, композитором, а также актерами, художниками, операторами и другими участниками съемок, чьи творческие результаты будут использованы в фильме. Предмет такого договора - создание фильма и приобретение прав на его использование. В то время как "лицо, организовавшее создание единой технологии", является лишь исполнителем работ, которые финансируются заказчиком этих работ. Здесь нормы о сложных объектах регулируют лишь "промежуточные" договорные отношения (об отчуждении прав или предоставлении лицензий) между исполнителем работ и обладателями прав на отдельные решения, использованные в сложном объекте. В то время как договорные отношения о создании единой технологии, а следовательно, и о правах на единые технологии в целом определяются договором исполнителя с заказчиком единой технологии и специальными нормами комментируемой главы (см. п. 1 ст. 1544 и ст. 1546 ГК). Исполнитель научно-технических разработок выступает, таким образом, в двух лицах: как обладатель прав на отдельные "чужие" решения, включенные в единую технологию, и как разработчик единой технологии в целом. Заметим также, что, в отличие от других сложных объектов, "единая технология" не отнесена ГК к самостоятельному виду объектов исключительных прав, хотя и представляет собой результат интеллектуальной деятельности, содержащий отдельные охраноспособные решения.

Следует иметь в виду, что разработкой новых технологий обычно занимаются организации с высоким научным и техническим потенциалом. Авторами узловых охраноспособных решений, которые входят в состав единой технологии, могут быть сотрудники организации-разработчика. Полученные этими сотрудниками патентоспособные решения относятся к служебным продуктам. Исключительные права (т.е. не только право использования, но и право распоряжения) на такие продукты принадлежат работодателю, независимо от того, относится ли разработка к единым технологиям. Исключительные права у организации - исполнителя работ возникают в этом случае в силу трудовых отношений с сотрудниками - авторами изобретений, программ ЭВМ и других охраноспособных решений, полученных в процессе выполнения работ, в соответствии с нормами ГК о служебных продуктах. К этим отношениям нормы о сложных объектах неприменимы.



Статья 1543. Сфера применения правил о праве на технологию


Комментарий к статье 1543


Положения комментируемой главы охватывают отношения, связанные с созданием и использованием технологий, созданных "за счет или с привлечением" бюджетных средств. Государство, инвестируя работы по созданию "единых технологий" (полностью или частично), принимает на себя определенные финансовые риски, хотя и не преследует при этом узко коммерческие цели.

Именно этим обусловлено специальное регулирование условий закрепления прав на результаты научно-технических достижений, отнесенных к категории единых технологий. В комментируемой главе сделана попытка создать такой правовой механизм, который позволил бы предотвратить неоправданное, необоснованное использование бюджетных средств.


Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности


Комментарий к статье 1544


1. Концепция правового механизма использования научно-технических достижений, создаваемых за счет бюджетных средств, претерпела существенную эволюцию. Если проследить ее формирование, то увидим, что в первых нормативных актах 90-х гг. (Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" <1>, изданное во исполнение Указа Президента РФ от 22.07.1998 N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" <2>) было предусмотрено, что государственные заказчики обязаны обеспечить закрепление прав за Российской Федерацией (от имени которой они выступают) на договорные результаты, а также распоряжение этими правами от имени Российской Федерации. Кроме того, в государственные контракты включались условия, в соответствии с которыми Российской Федерации должны принадлежать права на подачу заявок и получение патентов, а также исключительные права на использование любых объектов интеллектуальной собственности, созданных при выполнении государственных контрактов, относящихся к сфере науки и технологий, включая результаты, содержащие конфиденциальную информацию. Реализация прав, принадлежащих Российской Федерации, была возложена на государственных заказчиков. Практика показала несостоятельность, а главное, неэффективность такой правовой концепции. В 2003 - 2004 гг. в законы об охране объектов интеллектуальной собственности были внесены нормы, в соответствии с которыми уже предусматривалась презумпция закрепления исключительных прав за исполнителем, если государственным контрактом не предусматривалось иное. Эти нормы сохраняются и в части 4 ГК для объектов авторских и патентных прав, созданных по государственным контрактам (ст. ст. 1298, 1373). В изъятие из этих правил в п. 1 комментируемой статьи уже содержится императивная норма, в соответствии с которой право на научно-технический результат, признанный единой технологией (включая входящие в ее состав охраняемые объекты), не передается исполнителем государственному заказчику, за установленными изъятиями.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.

<2> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.


2. Заявки на получение патентов (соответственно на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) должны быть оформлены и поданы с соблюдением правил § 5 гл. 72. Исполнитель также обязан зарегистрировать программы ЭВМ и базы данных в патентном ведомстве, хотя для всех других правообладателей государственная регистрация этих объектов является факультативной (ст. 1262 ГК). В отношении секретов производства необходимо обеспечить режим конфиденциальности в соответствии с правилами, установленными Законом о коммерческой тайне.

Кроме того, предусмотрена обязательная подача заявки на "государственную регистрацию результатов научно-технической деятельности". Такую регистрацию для открытых НИОКР ведет ВНИТЦ. Центр имеет автоматизированный банк данных для зарегистрированных работ, к которым имеют доступ заинтересованные лица (см. Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.05.2005 N 284 <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1838.


Обязанности по защите полученных результатов возлагаются на исполнителя и в том случае, когда в соответствии со ст. 1546 ГК права на единую технологию передаются исполнителем Российской Федерации или соответственно субъекту Российской Федерации (п. 3 ст. 1546).

3. Правила п. 3 комментируемой статьи могут быть, в частности, применены, когда имеется альтернатива - запатентовать изобретение или охранять его в качестве секрета производства (ноу-хау).


Статья 1545. Обязанность практического применения единой технологии


Комментарий к статье 1545


Получив бюджетные средства, исполнитель должен не только создать технологию, но и внедрить ее. Эта обязанность публично-правового характера, поскольку она установлена императивной нормой, очевидно, призвана служить главной гарантией эффективного использования бюджетных инвестиций.

Действительно, целесообразность и обоснованность таких инвестиций (их окупаемость в конечном итоге) определяется успешностью использования полученных научно-технических достижений в реальной практической деятельности - в процессе освоения новых технологий и выпуска на их базе новых конкурентоспособных изделий, отвечающих потребностям рынка. В ином случае, если разработка остается невостребованной, то вложенные в нее средства не компенсируются.

Однако хорошо известно, что процесс освоения новых технологий требует серьезных инвестиций в создание новых производств, которые нередко значительно превосходят собственно затраты на разработку, причем без 100-процентной гарантии получения в дальнейшем ожидаемой прибыли ("рисковый капитал"). В то же время в соответствии с нормами комментируемой главы исполнителю выделяются бюджетные средства только на затраты, связанные с собственно созданием технологии (ч. 1 ст. 1543 ГК). И более того, если затраты на внедрение принимает на себя Российская Федерация или субъект Российской Федерации, то тогда исполнитель обязан передать им права на единые технологии. Возникающие в этой связи практические вопросы должны быть урегулированы постановлением Правительства РФ, к которому отсылает п. 2 комментируемой статьи. В то же время хорошо известно, что освоение новых технологий определяется преимущественно экономическими факторами, реальным экономическим спросом, что несомненно ограничивает эффективность применения чисто административных мер в этих целях.



Статья 1546. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию


Комментарий к статье 1546


1. В подпунктах 1 и 2 п. 1, а также в п. 2 комментируемой статьи получила законодательное закрепление концепция использования бюджетных средств, выделяемых для создания наукоемкой продукции по государственным контрактам, которая впервые была определена в Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.11.2001 N 1607-р <1>. В них подчеркивалось, что создание наукоемкой продукции требует крупных финансовых затрат и что государство реально может взять на себя расходы, связанные в основном с созданием результатов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и техники. В качестве безусловных оснований закрепления за государством прав на договорные результаты, созданные за счет средств государственного бюджета, указаны два основания: когда полученные результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны, а также когда государство финансирует промышленное освоение этих результатов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4803.


2. В подпункте 3 п. 1 статьи в качестве основания передачи прав на единую технологию Российской Федерации указано невыполнение исполнителем возложенных на него обязанностей по закреплению за собой прав на полученные договорные результаты (в соответствии с п. 2 ст. 1544 ГК). По сути, речь идет о ситуации, когда исполнитель, использовав бюджетные средства, не проявил никакой заинтересованности в полученных результатах. Однако, как следует из положений п. 3, и в этом случае он не освобождается от этих обязанностей. Он должен сделать все необходимое для оформления на себя исключительных прав на охраняемые объекты, входящие в единую технологию, с тем чтобы эти права можно было передать Российской Федерации. Иных правовых последствий нарушения исполнителем норм ст. 1544 Кодекс не предусматривает.

3. На этот и другие вопросы, связанные с распоряжением правами на единые технологии, принадлежащие Российской Федерации, должны быть даны ответы в законе о передаче федеральных технологий, к которому отсылает п. 5 комментируемой статьи.


Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации


Комментарий к статье 1547


1. Права на единую технологию передаются Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) с единственной целью - обеспечить передачу технологии и права на нее лицу, обладающему необходимым экономическим потенциалом и заинтересованному в освоении новой высокотехнологичной продукции. Срок - 6 месяцев (в течение которых должна быть определена внедряющая организация) не распространяется на технологии, связанные с обеспечением безопасности и обороны страны.