Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Прекращение действия исключительного права на наименование места происхождения товара по основаниям, указанным в ст. 1536, осуществляется в форме прекращения действия свидетельства об этом исключительном праве (см. также п. 2 комментария к ст. 1530).


5. Защита наименования места происхождения товара


Статья 1537. Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1537


1. В основе ст. 1537 лежат правила, содержавшиеся в п. п. 2, 4 и 5 ст. 46 Закона о товарных знаках. При включении этих правил в Кодекс в них были внесены существенные изменения, отчасти связанные с тем, что основные правила о гражданской ответственности за нарушения исключительных прав сосредоточены в общих положениях части 4 ГК (ст. ст. 1250, 1252, 1253).

2. Как следует из ст. 1229 ГК, использование зарегистрированного в Российской Федерации наименования места происхождения товара "(в том числе... использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование" наименования места происхождения товара "лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом" (п. 1).

Эта общая характеристика состава правонарушения - нарушения исключительного права на наименование места происхождения товара может быть дополнена тремя группами правил ст. 1519 ГК, конкретизирующих общий запрет "другим лицам" использовать такое наименование "без согласия правообладателя" (см. п. п. 2 и 3 ст. 1519 и п. 5 комментария к этой статье).

Ответственность за это правонарушение, "установленная настоящим Кодексом", может быть подразделена на применимые и в этом случае общие меры гражданско-правовой ответственности, предусмотренные общими правилами части 1 ГК и прямо или косвенно упоминаемые и в нормах его четвертой части (см. ниже, п. 3), и специальные меры гражданско-правовой ответственности за нарушения исключительных прав, предусмотренные правилами гл. 69 ГК и ст. 1537 (см. ниже, п. 4). Кроме того, к нарушению исключительного права на наименование места происхождения товара может быть применена иная ответственность, предусмотренная "другими законами" (см. ниже, п. 5).

3. К числу общих способов защиты гражданских прав, вполне применимых и в случаях нарушений исключительного права на наименование места происхождения товара, включая в их число и общие меры гражданско-правовой ответственности, относятся:

а) признание права (ст. 12, подп. 1 п. 1 ст. 1252);

б) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12, подп. 2 п. 1 ст. 1252);

в) признание недействительным акта государственного органа (ст. ст. 12, 13). Применительно к нарушениям права на наименование места происхождения товара, вероятнее всего, может возникнуть необходимость в оспаривании действительности решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности;


г) возмещение убытков (ст. ст. 12, 15, 16, п. 3 ст. 1252);

д) компенсация морального вреда (ст. ст. 12, 151, 1099 - 1101). Применительно к праву на наименование места происхождения товара требование о компенсации морального вреда может возникнуть в связи с ущербом деловой репутации правообладателя.

4. К специальным способам и мерам защиты исключительного права на наименование места происхождения товара, предусмотренным общими правилами разд. VII ГК (гл. 69) и нормами, установленными специально в отношении этого исключительного права в гл. 76 ГК, относятся:

а) изъятие по решению суда из оборота и уничтожение за счет нарушителя, без какой бы то ни было компенсации товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение, т.е. контрафактных товаров, этикеток и упаковок (п. 3 ст. 1519, п. 1 ст. 1537, см. также п. 4 ст. 1252 ГК). Правило, сходное с тем, которое установлено в п. 1 ст. 1537, содержится в ст. 46 Соглашения ТРИПС;

б) изъятие по решению суда из оборота и уничтожение за счет нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов (см. п. 5 ст. 1252 ГК). Сходное правило содержится в ст. 46 Соглашения ТРИПС;

в) денежная компенсация, выплачиваемая нарушителем исключительного права на наименование места происхождения товара по выбору правообладателя вместо возмещения убытков (см. п. 3 ст. 1252, п. 2 ст. 1537);

г) ликвидация судом юридического лица или, соответственно, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (см. п. 2 ст. 61, ст. 1253);

д) публикация решения суда о нарушении исключительного права на наименование места происхождения товара с указанием действительного правообладателя, которая производится независимо от вины нарушителя и за его счет (п. 3 ст. 1250, подп. 5 п. 1 ст. 1252).

5. Установленная "другими законами" ответственность, которую может повлечь нарушение исключительного права на наименование места происхождения товара, состоит в следующем:

а) граждане, должностные лица и юридические лица за незаконное использование наименования места происхождения товара или сходного с ним обозначения для однородного товара несут административную ответственность в виде штрафов с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение такого наименования (ст. 14.10 КоАП);

б) граждане за незаконное использование наименования места происхождения товара или сходного с ним обозначения для однородного товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, несут уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или лишения свободы в зависимости от тяжести преступления (ч. ч. 1 и 3 ст. 180 УК);

в) граждане за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации наименования места происхождения товара, если это использование имело место неоднократно или причинило крупный ущерб, несут уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или лишения свободы в зависимости от тяжести преступления (ч. ч. 2 и 3 ст. 180 УК).


6. Исключительное право на наименование места происхождения товара может быть нарушено не только простым использованием этого или сходного до степени смешения наименования географического объекта в качестве места, откуда происходит товар, но и путем использования такого наименования в качестве средства индивидуализации иного вида - фирменного наименования (ст. 1473 ГК), товарного знака или знака обслуживания (ст. 1477 ГК), коммерческого обозначения (ст. 1538 ГК).

В связи с этим важно иметь в виду, что общий принцип приоритета или старшинства, в соответствии с которым "преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее" (п. 6 ст. 1252 ГК), определяет соотношение исключительного права наименования места происхождения товара только с исключительным правом на товарный знак (знак обслуживания), и то действует при этом с существенным ограничением во времени (см. п. 7 ст. 1483, подп. 2 п. 2 ст. 1512 и абз. 2 п. 2 ст. 1535 ГК).


§ 4. Право на коммерческое обозначение


Статья 1538. Коммерческое обозначение


Комментарий к статье 1538


1. Комментируемой статьей в России вводится правовая охрана нового вида средств индивидуализации - коммерческого обозначения.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит указание на субъектов права на коммерческое обозначение. К их числу относятся: 1) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; 2) юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, но имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью; 3) индивидуальные предприниматели.

2. Коммерческие обозначения имеют специальный объект индивидуализации - разного вида предприятия (торговые - магазины, рынки, промышленные - фабрики, производственные - заводы, развлекательные - кинотеатры, театры, казино и т.д.).

3. Обозначения, используемые в качестве коммерческих, не должны одновременно быть фирменными наименованиями. Иными словами, обладатель исключительного права на фирменное наименование "ООО "Закат" не вправе использовать обозначение "Закат" для маркировки принадлежащего ему развлекательного предприятия - ночного клуба.

4. Кодекс не содержит требования вносить (для возникновения правовой охраны) коммерческое обозначение в учредительные документы или в Единый государственный реестр юридических лиц. Для сравнения: такое требование является обязательным для фирменного наименования (см. комментарий к ст. 1473). Вместе с тем по желанию правообладателя, являющегося, например, юридическим лицом, коммерческое обозначение или коммерческие обозначения, индивидуализирующие принадлежащие этому юридическому лицу предприятия, могут быть зафиксированы (указаны) в учредительных документах.


Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение


Комментарий к статье 1539



1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что на использование коммерческого обозначения у соответствующего правообладателя возникает исключительное право (исключительное право использования коммерческого обозначения).

Комментируемая норма содержит указание на то, каким образом может реализовываться право (исключительное право) на использование коммерческого обозначения. По общему правилу это - любые, не противоречащие закону способы использования, в число которых входят и традиционные для средств индивидуализации размещение коммерческого обозначения на различного рода документах, в рекламе и, конечно же, на производимых юридическим лицом товарах. Оказываемые услуги также могут обозначаться коммерческим обозначением (например, форменная одежда тренеров спортивного клуба).

2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определенные (но надо отметить - весьма скромные) критерии охраноспособности коммерческого обозначения: 1) обозначение должно обладать достаточными различительными признаками; 2) использование обозначения для индивидуализации конкретного предприятия (т.е. предприятия правообладателя) является известным; 3) эта известность ограничивается определенной территорией (т.е. речь не идет обязательно обо всей территории Российской Федерации).

3. Установление п. 2 комментируемой статьи направлено на разрешение конфликта между принадлежащими разным лицам правами на различные виды средств индивидуализации. При рассмотрении спорных ситуаций во внимание должны приниматься: 1) возможность введения потребителя в заблуждение относительно принадлежности предприятия за счет использования индивидуализирующего его коммерческого обозначения; 2) наличие или отсутствие сходства до степени смешения между конфликтующими обозначениями; 3) наличие исключительного права на то или иное средство индивидуализации; 4) дата возникновения исключительных прав на различные виды средств индивидуализации.

4. Пункт 4 комментируемой статьи, раскрывая содержание исключительного права на коммерческое обозначение, устанавливает, что оно может перейти к другому лицу. Но при этом действует очень серьезное ограничение - исключительное право на коммерческое обозначение может перейти только в составе индивидуализируемого им предприятия. Без перехода права на предприятие невозможен и переход права на коммерческое обозначение.

5. Положение абз. 2 п. 4 по существу лишает правообладателя исключительного права на коммерческое обозначение, хотя Кодекс указывает лишь на "право использования".

6. В отличие от права на фирменное наименование, исключительное право на коммерческое обозначение может быть предоставлено для использования другим лицам. Порядок и условия такого предоставления определены положениями статей, относящихся к договорам аренды предприятия и коммерческой концессии. В частности, п. 1 ст. 1027 ГК установлено, что "по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)".



Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение


Комментарий к статье 1540


1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет круг коммерческих обозначений, в отношении которых на территории России действует исключительное право. Речь может идти только о тех коммерческих обозначениях, которые индивидуализируют предприятия, находящиеся на территории Российской Федерации. В отношении иных обозначений, хотя и сходных по своему существу с коммерческими, но используемых для индивидуализации предприятий, находящихся на территории других государств, исключительное право, предусмотренное Кодексом, не действует.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основание прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение. Здесь очевидна аналогия с досрочным прекращением действия исключительного права на товарный знак (неиспользование товарного знака в течение 3 лет влечет прекращение действия регистрации товарного знака и, соответственно, исключительного права на него).


Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак


Комментарий к статье 1541


Комментируемая статья, определяя соотношение принадлежащих одному лицу прав на разные виды средств индивидуализации, следует концепции исключительности прав на все упоминаемые виды средств индивидуализации, их независимости друг от друга. Из содержания статьи следует, что прекращение правовой охраны одного из видов средств индивидуализации не влечет "автоматического" прекращения правовой охраны средства индивидуализации другого вида.


Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ


Договоры о создании и использовании результатов научно-технической деятельности, к которой относятся и "единые технологии", регламентированы нормами главы 38 ГК ("Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"). В соответствии со ст. 772 этой главы права договаривающихся сторон на использование результатов работ должны определяться договором. Если же стороны не урегулировали права на использование результатов договорных работ, то они передаются заказчику, а исполнителю предоставляется право использовать результаты работ только для собственных нужд. Эта же правовая конструкция прослеживается и в положениях статей 1371 и 1373 ГК, определяющих закрепление патентных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, созданные при выполнении договорных работ. Приведенные нормы имеют диспозитивный характер и основываются на реальных условиях экономического оборота: заказчику, который вкладывает средства в разработку (оплачивает заказ), должны быть гарантированы, во всяком случае, права на использование полученных результатов "в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор".