ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4222
Скачиваний: 1
7. Согласно п. 4 комментируемой статьи организация по управлению правами на коллективной основе распределяет собранное ею вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а затем выплачивает им указанное вознаграждение.
Из собранного вознаграждения (до его распределения между правообладателями) организация вправе произвести только два вида удержаний. Во-первых, к ним относятся суммы на покрытие собственных необходимых расходов организации по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения. Указание на то, что речь идет о необходимых расходах, вводит дополнительный оценочный критерий, позволяющий правообладателям осуществлять контроль за оптимальным размером таких отчислений. Во-вторых, организация по управлению правами на коллективной основе может удерживать из вознаграждения суммы, направляемые в специальные фонды. Эти фонды создаются организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей.
Размеры удержаний на покрытие необходимых расходов и отчислений в специальные фонды, а также порядок, в котором они производятся, должны быть предусмотрены уставом соответствующей организации. В договорах с правообладателями, не являющимися членами организации по управлению правами на коллективной основе, вопрос о согласии правообладателя на удержание из его вознаграждения соответствующих отчислений должен быть оговорен специально.
8. Собранное организацией вознаграждение (за вычетом упомянутых удержаний) распределяется между правообладателями на основе единого критерия - пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских или смежных прав. Их фактическое использование определяется на основе обобщения информации, которую организация по управлению правами получает от пользователей, а также на основе других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, включая сведения статистического характера (например, опросы, анкетирование). Статистические данные могут быть особенно полезны в тех случаях, когда воспроизведение объектов авторских и смежных прав осуществляется гражданами в личных целях, а средства на выплату вознаграждения правообладателям собирают с оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (ст. 1245 ГК).
Распределение и выплата вознаграждения производятся регулярно. Требование регулярности предполагает, что между выплатами должны проходить равные и не слишком большие периоды времени, например квартал или полугодие. Конкретные сроки определяются уставом организации по управлению правами на коллективной основе с учетом различных особенностей, связанных со сбором средств с пользователей, получением от них отчетов, иных документов и сведений.
9. Организация по управлению правами на коллективной основе должна одновременно с выплатой вознаграждения представить правообладателю отчет со сведениями об использовании его прав. Важной частью такого отчета являются данные о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него. К сведениям об использовании прав следует также отнести полученные организацией данные о количестве пользователей и случаев использования объекта авторских или смежных прав.
10. Важной составляющей деятельности любой организации по управлению правами на коллективной основе является информирование общественности о тех правах, которыми она управляет. Для этой цели согласно п. 5 комментируемой статьи подобные организации формируют реестры, в которые включаются сведения о правообладателях, о правах, переданных в управление, об объектах авторских и смежных прав. Включенные в эти реестры сведения предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном соответствующей организацией. Не могут быть предоставлены лишь те сведения, которые согласно закону нельзя разглашать без согласия правообладателя (например, если они связаны с его личной сферой или затрагивают вопросы коммерческой тайны).
Наряду с вышеназванными реестрами, организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о переданных ей в управление правах, включая наименование объекта авторских или смежных прав, а также имя автора или иного правообладателя. В настоящее время единственной общедоступной информационной системой является Интернет, так что речь идет о размещении такой информации в Интернете, в свободном доступе. Из этого ресурса любое заинтересованное лицо может получить минимальные необходимые сведения о том, что именно данная организация осуществляет управление правами того или иного конкретного правообладателя на тот или иной объект авторских или смежных прав. Более подробные сведения могут быть получены из соответствующего реестра после обращения заинтересованного лица в такую организацию.
Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе
Комментарий к статье 1244
1. Главным принципом, положенным в основу системы коллективного управления правами в Российской Федерации, является действие таких организаций на основании договоров, заключаемых ими с правообладателями (п. 3 ст. 1242 ГК). Это в значительной мере изменяет ситуацию, существовавшую в этой сфере ранее, когда на основании п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве существовала возможность бездоговорного, т.н. расширенного коллективного управления, которая допускалась применительно к любым случаям такого управления правами. Хотя в настоящее время, к сожалению, не удалось полностью отказаться от системы расширенного коллективного управления, все же в части 4 ГК возможности бездоговорного представительства правообладателей резко ограничены и поставлены под государственный контроль.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 1244 организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести перечисленных Кодексом сферах коллективного управления, и только такая аккредитованная организация может наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК, управлять правами и собирать вознаграждение также и для тех правообладателей, с которыми у нее подобные договоры не заключены.
2. В пункте 1 статьи названы шесть сфер расширенного коллективного управления, в которых представительство правообладателей исключительно на договорной основе на практике является затруднительным. При этом в четырех из этих сфер (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК) задачей аккредитованных организаций является только сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав. В случае с управлением правом следования согласно ст. 1293 ГК функции аккредитованной организации также сводятся лишь к сбору вознаграждения за публичную перепродажу оригиналов произведений изобразительного искусства. И только в случае, предусмотренном в подп. 1 п. 1 ст. 1244, аккредитованные организации должны осуществлять распоряжение исключительными правами, предоставляя пользователям право использовать музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений путем публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю (в т.ч. путем ретрансляции) и собирать вознаграждение за такое использование (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК). Следует подчеркнуть, что управление правом следования и осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение по ст. 1245 ГК являются новыми, ранее не осуществлявшимися, сферами коллективного управления.
Перечень сфер коллективного управления, в которых может быть получена государственная аккредитация, носит исчерпывающий характер. Любое его расширение требует внесения изменения в Гражданский кодекс.
3. Требование п. 2 комментируемой статьи о том, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из шести сфер расширенного коллективного управления может быть получена только одной организацией, исключает возможность ситуаций, возникавших в период действия Закона об авторском праве, когда от имени одного и того же автора (или иного правообладателя) выступали две или более организации по управлению правами на коллективной основе, в то время как ни одной из них это лицо не предоставляло соответствующих полномочий и даже не знало об их действиях. Правда, аккредитованная организация также может управлять правами правообладателя, не заключившего с ней договор, помимо его воли. Однако поскольку теперь такая организация будет единственной, он сможет легко найти ее и решить этот вопрос в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 1244 (см. ниже).
4. Если в каждой из шести перечисленных в п. 1 ст. 1244 сфер коллективного управления может быть аккредитована единственная организация по управлению правами на коллективной основе, то такой организации, напротив, не запрещено получение государственной аккредитации в двух и более сферах коллективного управления. То есть допускается ситуация, когда все шесть этих сфер окажутся сосредоточенными в ведении одной такой организации (абз. 2 п. 2 ст. 1244). Подобная возможность с очевидностью вытекает из положения абз. 3 п. 2 ст. 1244, согласно которому ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, не применяются по отношению к деятельности аккредитованной организации.
5. В соответствии с абз. 2 п. 3 статьи несмотря на наличие аккредитованной организации могут создаваться и другие организации по управлению правами на коллективной основе в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 1244. Однако в отличие от аккредитованной организации они могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании договоров. Аккредитованная организация, как уже упоминалось, может осуществлять управление правами и сбор вознаграждения в т.ч. и для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
6. Мера, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 1244, рассматривается как вынужденная, связанная с тем, что в некоторых случаях поиск правообладателей бывает затруднен (особенно характерно это для случаев свободного использования объектов авторских и смежных прав с обязательной выплатой вознаграждения). В соответствии с п. 5 ст. 1244 аккредитованная организация должна принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией договорами (как лицензионными, так и о выплате вознаграждения). Под достаточными мерами здесь понимаются все возможные меры по розыску таких лиц, а разумность этих мер определяется затратами на проведение розыска. Установив правообладателей, аккредитованная организация должна заключать с ними договоры, предусмотренные п. 3 ст. 1242 ГК.
7. Согласно п. 4 ст. 1244 в случае, если правообладатель не заключал с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, он может в любой момент полностью или частично отказаться от ее услуг. Такое решение должно быть доведено до сведения аккредитованной организации в письменной форме.
Если правообладатель намерен отказаться от управления только частью его авторских или смежных прав и (или) только частью объектов этих прав, то он должен представить аккредитованной организации перечень таких прав и (или) объектов. В случае, когда правообладатель намерен отказаться от управления аккредитованной организацией всеми его правами или объектами этих прав, ему достаточно сообщить об этом такой организации в общей форме без их перечисления.
Аккредитованная организация обязана по истечении 3 месяцев со дня получения соответствующего уведомления исключить указанные правообладателем права и объекты (либо названные в перечне, либо все без исключения) из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в Интернете. Трехмесячный срок установлен в связи с тем, что изменение договоров с пользователями и внесение изменений в реестры может занять у аккредитованной организации достаточно много времени.
Поскольку по ранее заключенным договорам с пользователями аккредитованная организация собрала для такого правообладателя вознаграждение, оно должно быть выплачено с предоставлением отчета в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 1243 ГК.
8. Аккредитованные организации должны соответствовать всем критериям, предъявляемым к организациям по управлению правами на коллективной основе в соответствии со ст. 1242 ГК. Поскольку лишь одна из таких организаций может получить государственную аккредитацию, то ее выбор должен производиться с особой тщательностью. Государственная аккредитация осуществляется на основе принципа открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством РФ (абз. 8 п. 1 ст. 1244 ГК).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1> (далее - Положение), которое вступило в действие с 1 января 2008 г. Согласно этому Положению аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (уполномоченный орган). В период вступления в действие части 4 ГК таким органом была Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) <2>. 31 января 2008 г. ею было утверждено Положение об аккредитационной комиссии <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.
<2> Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 354 // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2923.
<3> Приказ Россвязьохранкультуры от 31.01.2008 N 43 // БНА РФ. 2008. N 14. В настоящее время Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 преобразована в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
9. Комиссия формируется из представителей уполномоченного органа, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере авторского права и смежных прав (в настоящее время - Министерство культуры РФ) <1>, а также с учетом мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. В состав комиссии (в количестве не более одной трети ее состава) могут входить представители иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пользователей объектов авторских и смежных прав, правообладателей и заинтересованных организаций (п. 4 Положения).