ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 947
Скачиваний: 2
2. Международная регистрация товарного знака осуществляется в соответствии с положениями международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.
В настоящее время под международной регистрацией понимается регистрация товарных знаков, осуществляемая в соответствии с двумя международными договорами, участницей которых является Российская Федерация, - Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. и Протоколом к нему. Мадридское соглашение, к настоящему времени многократно пересмотренное, направлено на облегчение процедуры регистрации товарных знаков юридических и физических лиц на территории стран - участниц Соглашения. Правовая охрана на территориях стран - участниц Соглашения предоставляется товарным знакам, зарегистрированным Международным бюро ВОИС. Мадридское соглашение 1891 г. состоит из 18 статей. Их положения развиваются Инструкцией и Руководством по международной регистрации знаков. Международная регистрация, осуществляемая в соответствии с данным Соглашением, представляет собой следующее.
Прежде всего товарный знак предварительно должен пройти процедуру национальной регистрации в ведомстве страны происхождения (т.е. для российских заявителей - в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности). Таким образом, международной регистрации предшествует первая "базовая" национальная регистрация.
Затем ведомство страны происхождения проверяет и удостоверяет сведения, указанные в международной заявке. Так, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности должен удостоверить, что заявляемый знак является предметом базовой регистрации, а товары и услуги, в отношении которых испрашивается международная регистрация, содержатся в ее перечне товаров и услуг. Ведомство страны происхождения указывает номер и дату подачи заявки, дату регистрации "базового" товарного знака, а также дату подачи заявки на международную регистрацию. Затем, при условии оплаты международных пошлин, заявка направляется в МБ ВОИС.
По получении заявки МБ ВОИС проверяет ее на соответствие требованиям, содержащимся в Соглашении и Инструкции. При выполнении всех предусмотренных требований МБ ВОИС регистрирует товарный знак в Международном реестре, уведомляя об этом патентные ведомства стран, указанных в заявке. Информация о международной регистрации знака публикуется в ежемесячном бюллетене ВОИС. В соответствии с Соглашением международная регистрация действует только на территории стран, указанных в заявке, при этом она не имеет действия в стране происхождения, так как правовая охрана товарного знака обеспечивается в стране происхождения на основе "базовой" регистрации (т.е. в силу государственной регистрации в порядке, установленном законом). В соответствии со ст. 5 Мадридского соглашения в течение одного года со дня внесения товарного знака в Международный реестр ведомства стран, в которых испрашивается правовая охрана, вправе заявить, что охрана товарному знаку не может быть предоставлена. Если в течение этого года в МБ ВОИС не поступит уведомление об отказе в предоставлении правовой охраны либо если уведомление будет отозвано патентным ведомством страны, направившей его, товарный знак считается зарегистрированным в данной стране со дня внесения в Международный реестр.
Отказ в предоставлении правовой охраны может быть обжалован заинтересованным лицом в соответствии с национальной процедурой, предусмотренной законодательством страны, в которой испрашивается правовая охрана. В течение первых пяти лет с даты международной регистрации международный знак находится в зависимости от базовой регистрации. Иными словами, если в течение пяти лет в стране происхождения аннулируется или прекращается вследствие судебного дела, возбужденного до истечения указанного пятилетнего срока, базовая регистрация, международная регистрация во всех странах, где она действует, аннулируется на основании уведомления ведомства страны происхождения. После истечения пятилетнего срока международная регистрация становится независимой от "базовой".
В соответствии со ст. 6 (1) Мадридского соглашения международная регистрация действует в течение 20 лет и не зависит от "базовой" регистрации (за исключением начального пятилетнего срока), при этом предусмотрена возможность ее неограниченного продления.
В Международный реестр в течение срока действия регистрации могут вноситься изменения, касающиеся передачи или частичной уступки права на регистрацию, ограничения перечня товаров и услуг для одной или для всех стран, изменения имени и адреса правообладателя, а также исключения из реестра.
Процедура передачи права на международный знак осуществляется в соответствии со ст. ст. 9 bis и 9 ter Соглашения, однако эти правила не применяются к лицензиям. Надо отметить, что в соответствии с Мадридским соглашением не допускается возможность внесения изменений в изображение товарного знака, а также расширения перечня товаров и услуг. Подобные процедуры могут осуществляться только на основе подачи новой заявки. О любых изменениях, вносимых в Международный реестр, в том числе об исправлении ошибок, допущенных МБ ВОИС или национальными ведомствами, МБ ВОИС уведомляет ведомства стран-участниц и публикует эти сведения в своем бюллетене.
В 1989 г. был подписан Протокол к Мадридскому соглашению, которым были внесены изменения в отдельные положения Соглашения. Наиболее важными из них стали следующие: 1) основанием для подачи международной заявки становится национальная заявка; 2) выбор страны происхождения осуществляется по желанию заявителя без применения принципа "каскада"; 3) продлевается срок для подачи уведомления об отказе в охране до 18 месяцев и более; 4) допускается преобразование международной регистрации, утратившей силу из-за прекращения действия охраны в стране происхождения в течение первых пяти лет, в национальную регистрацию в одной или нескольких странах-участницах.
Протокол вместе с Мадридским соглашением образует общую мадридскую систему международной регистрации. Условием существования такой системы стало обязательное применение положений Мадридского соглашения для стран, равно участвующих в обоих Соглашениях. Таким образом, Мадридское соглашение как базовое стало играть роль соединительного звена в общей системе. Что же касается положений Протокола, то они применимы лишь в странах, которые участвуют только в Протоколе и не связаны условиями Мадридского соглашения.
С сентября 2008 г. начал действовать ряд существенных изменений, относящихся к мадридской системе в целом. Основные изменения коснулись ст. 9 sexies Протокола (и соответствующих правил Общей инструкции к обоим Соглашениям), закрепившей применение Мадридского соглашения в качестве "защитной оговорки". Новый п. 1а этой статьи устанавливает, что с 1 сентября 2008 г. только положения Протокола должны применяться в странах, участвующих одновременно в Соглашении и Протоколе. Положения Мадридского соглашения должны применяться лишь в странах, только в нем участвующих. Страны, связанные Соглашением и Протоколом, получили возможность пользоваться преимуществами Протокола, к числу которых помимо указанных выше относятся: возможность преобразования международной регистрации, утратившей силу из-за прекращения действия охраны в стране происхождения, в национальную регистрацию в странах-участницах; возможность использования трехъязычного режима, когда по выбору заявителя применяется один из трех языков: французский, английский или испанский.
Однако что касается срока для направления уведомления об отказе в охране, то эта проблема еще не получила нового общего решения. Положение о сроке продолжает действовать в первоначальной редакции, т.е. страны, связанные Соглашением и Протоколом, должны уведомлять Международное бюро об отказе в течение 12 месяцев с момента международной регистрации.
В то же время страны, которые специально заявили о применении ими продленного срока до полутора лет и более (при подаче возражений), могут использовать положения Протокола, равно как и страны, только в нем участвующие.
4. Особенности правовой охраны общеизвестного
товарного знака
Статья 1508. Общеизвестный товарный знак
Комментарий к статье 1508
1. Продолжая традиции ранее действовавшего законодательства о товарных знаках, положения комментируемой статьи устанавливают возможность предоставления правовой охраны товарным знакам в соответствии с положениями одного из международных договоров, участницей которого является Российская Федерация. Такой договор - Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. В силу положений ст. 6 bis этой Конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Отметим, что регистрационный порядок предоставления правовой охраны товарным знакам и соответственно предоставления исключительного права на них правообладателям является основным в нашей стране.
2. Комментируемая статья определяет круг обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными на территории Российской Федерации, среди них: товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации в результате их регистрации; товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в силу международных договоров (т.е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением 1891 г. и Протоколом к нему); обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории Российской Федерации (в частности, обозначения, на которые поданы заявки по национальной процедуре или для которых испрашивается охрана в соответствии с положениями Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности еще нет).
3. Комментируемая статья не содержит определения общеизвестного товарного знака. Его не было ни в ранее действовавшем Законе о товарных знаках 1992 г., ни в Парижской конвенции 1883 г. Комментируемая статья устанавливает лишь условия, позволяющие уполномоченному органу (в настоящее время в России это федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) признать товарный знак общеизвестным. К числу основных условий отнесены:
- интенсивное использование обозначения;
- широкая известность обозначения в Российской Федерации среди соответствующих потребителей;
- широкая известность обозначения в отношении товаров лица, считающего свой товарный знак общеизвестным.
4. Комментируемой статьей указанные условия не детализированы. Практика правоприменения свидетельствует о следующих используемых подходах. Интенсивность использования оценивается исходя из конкретной ситуации, вида товарного знака, товаров и объема рекламной кампании, длительности периода освоения рынка и иных факторов. При этом надо отметить, что при оценке интенсивности использования учитывается не только территория Российской Федерации, во внимание также принимается использование обозначения и за пределами страны. Широкая известность обозначения является довольно сложным параметром, о котором можно судить по результатам опроса общественного мнения, сведениям о том, где и как упоминался товарный знак, и т.д.
5. Запрет на признание товарного знака общеизвестным, если он стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного с ним до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров, является весьма важным. Его цель - предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц.
6. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности определены требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. В настоящее время они содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.
Заявление о признании товарного знака общеизвестным оформляется на русском языке в произвольной форме. В нем, в частности, должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории Российской Федерации; товары и (или) услуги, в отношении которых заявитель считает свой товарный знак общеизвестным, номер свидетельства на товарный знак или международной регистрации знака. В заявлении также указываются: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, подавшего заявление; место жительства индивидуального предпринимателя или место нахождения юридического лица, включая официальное наименование страны, а также номер телефона, электронной почты, факса (если они имеются). К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; образец обозначения, для которого испрашивается признание общеизвестным в Российской Федерации товарного знака, описание к нему, выполненные в соответствии с установленными требованиями, в двух экземплярах (если такое обозначение не было зарегистрировано ранее); материалы, содержащие фактические данные, подтверждающие, по мнению заявителя, общеизвестность товарного знака.
Для подтверждения интенсивного использования товарного знака, в частности на территории Российской Федерации, могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, маркированных товарным знаком; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.; страны, в которых товарный знак приобрел широкую известность; затраты на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты); стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.
7. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная для "обычных" товарных знаков, в рамках которой правообладатель имеет право использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, распоряжаться своим исключительным правом. Вместе с тем имеются некоторые исключения, в соответствии с которыми общеизвестным товарным знакам предоставляется более широкая правовая охрана. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, комментируемая статья устанавливает, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи между обладателем исключительного права товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака.
8. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Вместе с тем она может быть прекращена по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (см. комментарии к ст. ст. 1512 - 1514).
Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку
Комментарий к статье 1509
1. В силу положений ст. 6 bis Парижской конвенции 1883 г. признание знака общеизвестным может осуществляться только специально уполномоченным (компетентным) национальным органом страны - участницы Конвенции. В России, как уже говорилось, таким органом в настоящее время является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
2. На момент вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ детальная регламентация порядка рассмотрения заявлений и предоставления правовой охраны таким товарным знакам содержалась в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам и Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации (Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденные Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 <1>, зарегистрированным в Минюсте России 8 мая 2003 г., рег. N 4520; Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 <2>, зарегистрированным в Минюсте России 18 мая 2000 г., рег. N 2231). Период действия этих документов определен ст. 4 Вводного закона к части четвертой Гражданского кодекса РФ - до вступления в силу Административного регламента ТЗ.