Файл: ГК_4_комм_ст1477-1515_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 915

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К таким лицам можно также отнести правообладателей исключительных прав на тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки, правовая охрана которым предоставлена на территории иностранных государств в отношении однородных товаров, услуг, имеющих намерение распространить действие принадлежащего им исключительного права на территорию Российской Федерации.

6. Вопрос о наличии или отсутствии заинтересованности у лица, подавшего заявление, должен решаться коллегией палаты по патентным спорам при проведении заседания. При определении заинтересованности лица коллегии надлежит установить, может ли заявитель выступать в качестве заинтересованного лица и подтверждают ли представленные им пояснения и документы его заинтересованность. В противном случае делопроизводство по рассмотрению заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования прекращается".

4. Комментируемая статья предусматривает возможность прекращения правовой охраны товарного знака в отношении как всех товаров, для которых он зарегистрирован, так и их части. Иными словами, если товарный знак реально, а не номинально, используется правообладателем в отношении части товаров, для которых он зарегистрирован, и правообладатель может доказать такое использование, регистрация товарного знака будет прекращена только в отношении тех товаров, для маркировки которых использование не осуществляется. Комментируемое положение дает, таким образом, возможность лицу, подающему заявление в палату по патентным спорам, ограничить свои требования о прекращении правовой охраны товарного знака только теми товарами, которые его интересуют.

Так, например, в палату по патентным спорам было подано заявление о досрочном прекращении товарного знака "Хочу все знать" в отношении всех услуг (41 - дубляжи; информация по вопросам развлечений; киностудии; монтаж магнитных лент с видеозаписью; организация представлений (шоу); организация спектаклей (услуги импресарио); парки аттракционов; подготовка (монтаж) телевизионных и радиопрограмм; презентации; производство видеофильмов; производство фильмов; изготовление титров и надписей; производство фильмов с использованием компьютерной графики; производство мультипликационных фильмов; прокат аудиооборудования; прокат кинематографических принадлежностей; прокат аппаратуры для подводных и трюковых киносъемок; прокат (кино) фильмов; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций; прокат реквизита; прокат театральных декораций; прокат звукозаписей; прокат кинопроекторов и кинематографических принадлежностей; прокат кинофильмов; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат осветительной аппаратуры для киностудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат фильмов; радиопередачи развлекательные; развлекательные телевизионные передачи; составление программ встреч (приемов); услуги по написанию сценариев; услуги студий записи; 42 - выполнение чертежных работ; исследования научные и технические в области кинопроизводства; консультации профессиональные (не связанные с деловыми операциями) в области кинопроизводства; консультации по вопросам интеллектуальной собственности; научно-исследовательские разработки в области кинопроцесса; определение подлинности произведений искусства; определение подлинности художественных работ; организация встреч по интересам; прокат костюмов; прокат переносных сооружений; служба переводов; управление делами по охране авторских прав), для которых он был зарегистрирован, в связи с его неиспользованием. Изучив материалы дела, представленные доказательства использования товарного знака, палата по патентным спорам приняла решение о возможности удовлетворения заявления лишь в отношении части услуг - "41 - дубляжи; изготовление титров и надписей; киностудии; монтаж магнитных лент с видеозаписью; производство видеофильмов; производство фильмов; прокат видеофильмов; прокат кинофильмов; прокат фильмов; услуги по написанию сценариев".


5. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака может быть подано в палату по патентным спорам не ранее чем через три года после регистрации товарного знака в Государственном реестре. То есть законодатель, следуя положениям п. 1 ст. 5C Парижской конвенции 1883 г., предоставляет владельцу товарного знака так называемый льготный срок для налаживания производства, проведения рекламных кампаний, маркировки товаров и т.д.

6. Предусматривая возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием, Гражданский кодекс РФ в п. 2 комментируемой статьи определяет те действия, которые признаются использованием товарного знака. Это, в частности, его размещение на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые тем или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг, на деловой документации и т.д., причем использованием товарного знака не признаются указанные в п. 2 действия, которые не связаны непосредственно с введением товаров в гражданский оборот. Таким образом, например, использование товарного знака только в сети Интернет не будет являться использованием товарного знака при разрешении вопроса о прекращении его правовой охраны.

7. Следуя положениям п. 2 ст. 5C Парижской конвенции 1883 г., Гражданский кодекс РФ признает использование товарного знака в несколько измененном виде, т.е. с изменением отдельных элементов, не влияющих на различительную способность знака и не ограничивающих его правовую охрану. Такими изменениями, в частности, могут признаваться изменения прописных букв на строчные в словесном товарном знаке либо использование изобразительного товарного знака в зеркальном отображении. Положения рассматриваемой статьи корреспондируются с нормами, нашедшими отражение в ст. 1505 ГК РФ (см. комментарий к ней).

Комментируемое положение может быть проиллюстрировано следующим примером.

ООО "ДАТА-ЦЕНТР Автоматика" является правообладателем комбинированного товарного знака, в состав которого входят изобразительный элемент в форме прямоугольника, в границах которого на голубом фоне расположены две стилизованные буквы "D" и "C", выполненные белым цветом. Под этим прямоугольником расположен словесный элемент "ДАТА ЦЕНТР", при этом слова расположены в два ряда.

В палату по патентным спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности поступило заявление о досрочном прекращении действия указанного товарного знака, мотивированное, в частности, тем, что этот товарный знак правообладателем не используется, а используется другой товарный знак, принадлежащий ему же. Этот другой товарный знак правообладателя также представляет собой комбинированное обозначение. Изобразительный элемент этой комбинации является практически тождественным изобразительному элементу первого товарного знака правообладателя. Их различие - в цветовом исполнении. Второй товарный знак правообладателя выполнен в черно-белом цветовом сочетании, а словесный элемент "ДАТА ЦЕНТР" помещен рядом с изобразительным элементом. Слова расположены в один ряд и также выполнены в черно-белом цветовом сочетании. Таким образом, между первым и вторым товарными знаками правообладателя существует два отличия - цветовое исполнение и место расположения словесного элемента.


Оспариваемый товарный знак использовался правообладателем на выпускаемом им оборудовании и в деловой документации. При этом на оборудовании он использовался в несколько измененном виде: входящий в него словесный элемент располагался не под изобразительным элементом, а рядом с ним, сами слова были выполнены в одну строку. При этом изобразительный элемент, входящий в это размещенное на оборудовании обозначение, был тождественным изобразительному элементу, входящему в оспариваемый товарный знак. Цветовое исполнение всех элементов используемого обозначения тождественно цветовому исполнению оспариваемого товарного знака.

Таким образом, очевидно, что используемое обозначение несущественно отличалось от товарного знака правообладателя. Это было принято во внимание палатой по патентным спорам, и заявление о досрочном прекращении действия правовой охраны первого товарного знака правообладателя не было удовлетворено.

8. При рассмотрении вопросов использования товарных знаков необходимо обратить внимание на субъектов такого использования. В ранее действовавшем Законе о товарных знаках 1992 г. фигурировали только два субъекта обозначенных выше правоотношений - сам правообладатель и лицо, которому такое право предоставлено в рамках лицензионного договора. О лице, использующем товарный знак под контролем правообладателя, впервые упоминается в Гражданском кодексе РФ.

9. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе; при этом владельцу товарного знака предоставляется возможность ссылаться на не зависящие от него обстоятельства как на причины, приведшие к неиспользованию товарного знака. Такими обстоятельствами могут признаваться ограничения по импорту какой-либо продукции, срыв поставок сырья, изменение условий реализации продукции и т.д.


Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1487


1. Положение комментируемой статьи представляет собой в определенной степени ограничение исключительного права на товарный знак, на возможность которого указывает п. 5 ст. 1229 ГК РФ. Из установлений ст. 1484 Кодекса следует, что никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Единственным исключением из указанного правила является положение, закрепленное комментируемой статьей. Принцип исчерпания прав означает, что правообладатель не может препятствовать использованию знака применительно к тем же товарам, которые были введены в гражданский оборот им самим либо с его согласия, т.е. он не может осуществлять свое право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на российский рынок. Необходимо особенно подчеркнуть, что товары должны быть теми же самыми и никаким образом не измененными.


2. Принцип исчерпания права имеет территориальное действие - товар должен быть введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Его последующее введение в гражданский оборот, в связи с которым рассматривается вопрос об исчерпании исключительного права на товарный знак, также должно иметь место на территории Российской Федерации.

3. Особое внимание хотелось бы уделить вопросу допустимости применения принципа исчерпания права к знаку обслуживания и соответственно к оказываемым услугам.

Пунктом 2 статьи 1477 установлено, что правила Кодекса о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. Из этого, казалось бы, следует вывод о применимости принципа исчерпания права к знаку обслуживания. Однако практика применения ранее действовавшего Закона о товарных знаках 1992 г. свидетельствует об ином <1>. Исправить ситуацию могло бы дополнение комментируемой статьи оговоркой, исключающей применение данной нормы в отношении услуг. Такой подход использован в законодательных актах многих зарубежных стран.

--------------------------------

<1> Так, представляется очевидным, что парикмахерские услуги или, например, услуги ресторанов, будучи введенными в гражданский оборот правообладателем знака обслуживания или иным лицом с его согласия, не могут быть в дальнейшем объектом оборота, даже если лицо, которому данные услуги были оказаны, является профессиональным парикмахером или поваром. Также сложно себе представить, что клиент банка после получения соответствующих услуг будет выдавать кредиты, совершать расчетные и иные операции под знаком обслуживания этого банка, ссылаясь на принцип исчерпания прав.


Статья 1488. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак


Комментарий к статье 1488


1. До 1 января 2008 г. Закон о товарных знаках 1992 г. использовал термин обязательственного права "договор об уступке товарного знака".

Договору об отчуждении исключительного права на товарный знак присущи все те признаки, которые характерны для договоров об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК), например условие о возмездности договора и неприменении п. 3 ст. 424 ГК РФ. В безвозмездном договоре это должно быть прямо предусмотрено.

Сторонами договора могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели.

В настоящей статье установлены особенности, присущие только договору об отчуждении исключительного права на товарный знак, а именно:

1) договор об отчуждении исключительного права на товарный знак может охватывать часть товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, в связи с чем исключительное право на товарный знак в отношении других товаров может быть сохранено за первоначальным правообладателем;

2) отчуждение исключительного права не должно являться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, в противном случае договор не подлежит государственной регистрации.


Согласно п. 9.9.9 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 321 <1>, отчуждение исключительного права на товарный знак по договору может рассматриваться как вводящее в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя в случаях, когда товарный знак содержит обозначение:

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 22.


- представляющее собой государственный герб, флаг или другой государственный символ и знак, официальное название государства, эмблему, сокращенное или полное наименование международной и межправительственной организации, их гербы, флаги, другие символы и знаки, официальное контрольное, гарантийное или пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения обозначение, которое было включено как неохраняемый элемент на основании согласия соответствующего компетентного органа или его правообладателя, если товарный знак уступается лицу, которому такое согласие не предоставлено;

- указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте;

- тождественное или сходное до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если товарный знак уступается лицу, не имеющему согласия собственника.

Отчуждение исключительного права на товарный знак может рассматриваться как вводящее в заблуждение, когда оно также осуществляется в отношении:

- части товаров и услуг, являющихся однородными с товарами и услугами, в отношении которых правообладатель товарного знака сохраняет за собой право на товарный знак;

- товарного знака, признанного в установленном порядке общеизвестным;

- товарного знака, воспроизводящего или сходного до степени смешения с промышленным образцом, право на который принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой право на промышленный образец;