Файл: ГК_4_комм_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 6596

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третье основание связано с обладателем исключительного права на наименование места происхождения товара. В зависимости от его статуса действие свидетельства прекращается вследствие либо ликвидации юридического лица (непрекращения деятельности, а именно ликвидации), либо прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Следует отметить, что комментируемое положение не регламентирует вопрос действительности свидетельства, выданного на имя "обычного" гражданина - гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Четвертое основание связано с истечением установленного 10-летнего срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Представляется очевидным, что решение о прекращении действия свидетельства будет приниматься спустя некоторое время после истечения упомянутого 10-летнего срока, поскольку для его продления может быть предоставлен дополнительный шестимесячный срок (см. комментарий к ст. 1531 ГК).

Пятое основание связано с инициативой самого правообладателя. Определяя юридическую судьбу своего исключительного права на наименование места происхождения товара, он может подать соответствующее заявление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в любое время в период действия свидетельства.

3. Заключительный абзац п. 3 комментируемой статьи содержит установление о том, что правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, однако ни п. 2, ни п. 3 комментируемой статьи не регламентируют порядок и условия подачи, рассмотрения заявлений и принятия по ним решений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Очевидно, что эти вопросы будут урегулированы в соответствующем административном регламенте.


5. Защита наименования места происхождения товара


Статья 1537. Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1537


1. До вступления в силу части четвертой ГК РФ ответственность за незаконное использование наименования места происхождении товара была предусмотрена п. 3, 4 ст. 46 Закона о товарных знаках.

Новеллами комментируемой статьи по сравнению с п. 3, 4 ст. 46 Закона о товарных знаках являются:

1) определение в качестве приоритетной санкции за нарушение права на наименование места происхождения товара изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, а в качестве исключения из общего правила, учитывающего общественные интересы, - удаления с товаров наименования места происхождения товаров;


2) установление компенсации, предусмотренной подп. 2 п. 2 настоящей статьи, в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара;

3) публикация решения суда, которая упоминается в качестве общего способа защиты в п. 3 ст. 1250, подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ.

Незаконное использование наименования мест происхождения товаров, согласно ст. 1519 ГК РФ, означает использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация", и тому подобными, а также использование для любых товаров сходного обозначения, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.

Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Так, Определением ВАС РФ от 10 марта 2010 г. N ВАС-2223/10 по делу N А60-18312/2009-С7 было признано нарушением использование сходного зарегистрированному наименованию обозначения лицом, подавшим заявку на сходное обозначение в Роспатент, но не имевшим на него свидетельства. Ссылка на то, что исключительное право возникает с момента подачи заявки, отвергнута судом, поскольку противоречит действующему законодательству <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".


2. Наряду с перечисленными в данной статье способами защиты могут применяться и другие способы, в частности предусмотренные ст. 12, 1250, 1252, 1253 ГК РФ. К ним, например, относятся:

- признание права (ст. 12, подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК);

- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12, подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК);

- признание недействительным акта государственного органа (ст. 12, 13 ГК);

- возмещение убытков (ст. 12, 15, п. 3 ст. 1252 ГК);


- компенсация морального вреда при причинении вреда деловой репутации (ст. 12, 151 ГК);

- изъятие по решению суда из оборота и уничтожение за счет нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов (п. 5 ст. 1252 ГК);

- ликвидация судом юридического лица или соответственно прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (см. п. 2 ст. 61, ст. 1253 ГК);

- публикация решения суда о нарушении исключительного права на наименование места происхождения товара с указанием действительного правообладателя, которая производится независимо от вины нарушителя и за его счет (п. 3 ст. 1250, подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК).

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК) и пресечение действий, нарушающих исключительное право на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет (п. 3 ст. 1250 ГК).

3. Особого внимания заслуживает взыскание компенсации как наиболее распространенный способ защиты исключительного права не только на наименование мест происхождения товаров, но и на другие объекты интеллектуальных прав. Требование о взыскании компенсации носит имущественный характер. Как отмечается в п. 43 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда, в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного требования, определяется подлежащая уплате государственная пошлина. Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (ст. 136 ГПК, ст. 128 АПК).

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения, и в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара.

Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела.

При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.


Пункт 43.4 вышеназванного Постановления разъясняет порядок определения компенсации в двукратном размере стоимости права использования. Однако для наименований мест происхождения товаров в силу ограничений в оборотоспособности исключительного права на них размер компенсации не может быть определен исходя из вознаграждения, обусловленного лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения. В качестве критерия расчета компенсации используется стоимость товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара.

4. Наряду с гражданско-правовой ответственностью законодательством установлена административная и уголовная ответственность за незаконное использование наименований мест происхождения товаров. Согласно ч. 1 ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Согласно ст. 14.10 КоАП незаконное использование чужого наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа:

на граждан - в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение наименования места происхождения товара;

на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение наименования места происхождения товара;

на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение наименования места происхождения товара.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, однако за нарушение законодательства Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня его (административного правонарушения) обнаружения.

5. О знаке охраны наименования места происхождения товара - предупредительной маркировке см. комментарий к ст. 1520 ГК РФ.


§ 4. Право на коммерческое обозначение


Статья 1538. Коммерческое обозначение


Комментарий к статье 1538


1. В п. 1 комментируемой статьи прямо указывается, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием.


Это объясняется тем, что коммерческое обозначение развивалось путем разделения обозначения торгового предприятия на фирменное наименование и собственно коммерческое обозначение. Первоначально фирма рассматривалась и как средство индивидуализации участника предпринимательской деятельности (купца, торговца), и как средство индивидуализации принадлежащего такому участнику предприятия (дела) <1>. Постепенно стало формироваться представление о двух разных средствах индивидуализации. И если в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. нет еще четкого разделения на фирменное наименование и коммерческое обозначение, то в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности коммерческое обозначение названо уже наряду с фирменным наименованием. В настоящее время общепризнано различие фирменного наименования как средства индивидуализации предпринимателя и коммерческого обозначения как средства индивидуализации его предприятия, т.е. определенного имущественного комплекса, предназначенного (как следует из содержания п. 1) для осуществления торговой, промышленной и иной деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 95; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. М., 2003. С. 188.


Наибольшее распространение коммерческое обозначение получило в сфере торговли. Разного рода названия ресторанов, кафе, бистро представляют собой именно коммерческие обозначения.

Различие между фирменным наименованием и коммерческим обозначением проявляется также в том, что у одной организации может быть только одно фирменное наименование, но несколько предприятий торговли, бытового обслуживания или промышленности, каждое из которых может иметь коммерческое обозначение (п. 2 комментируемой статьи). Как отмечалось в литературе, коммерческие обозначения (во всех их вариациях) используются главным образом в отношениях между предпринимателями и потребителями, в то время как фирменные наименования в основном рассчитаны на контрагентов и деловых партнеров коммерческой организации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. N 8. С. 37.


Отличается коммерческое обозначение и от товарного знака. Последний индивидуализирует товар независимо от места его производства. Коммерческое обозначение индивидуализирует именно предприятие, расположенное в определенном месте и обладающее определенными признаками (местоположение, строение, в котором функционирует предприятие, запасы сырья, круг потребителей производимых на нем товаров или оказываемых услуг).

Однако не стоит смешивать коммерческое обозначение с наименованием места происхождения товара как средства индивидуализации "места": НМПТ индивидуализирует место, для которого характерны уникальные природные условия и (или) людские факторы; коммерческое обозначение, напротив, индивидуализирует место исходя из других, указанных выше факторов. Более того, в одном месте, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, может действовать не одно, а несколько производителей.