Файл: ГК_4_комм_гл70-71_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1906

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4015.


Размещение заказа на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма осуществляется путем проведения открытого конкурса. Положения гл. 2.1 Закона о размещении заказов не распространяются на случаи размещения заказа на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ и баз данных.

Извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией не менее чем за 20 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в случае размещения заказа на финансирование проката или показа национального фильма и не менее чем за 60 дней до дня вскрытия конверта с заявками и открытия доступа к таковым в случае размещения заказа на создание произведения литературы или искусства, исполнение.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения:

1) форма торгов;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

3) предмет государственного или муниципального контракта;

4) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);

5) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;

6) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация;

7) место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к произведению литературы или искусства, исполнению или национальному фильму, создание либо финансирование проката или показа которых является предметом государственного или муниципального контракта.

Наряду с теми сведениями, которые необходимы для иных конкурсов на заключение договоров государственного или муниципального заказа, конкурсная документация в отношении произведений должна содержать:

1) требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;

2) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;

3) условия финансирования проката или показа национального фильма;

4) требования к описанию участниками размещения заказа произведения литературы или искусства, исполнения либо кинопроекта, если предметом государственного или муниципального контракта являются соответственно создание произведения литературы или искусства, исполнения, финансирование проката или показа национального фильма, и (или) требования к предоставлению проектов (эскизов, макетов, чертежей, изображения и др.) указанных произведений (далее для целей настоящей главы - проект произведения), к демонстрации части исполнения, к предоставлению кинопроекта;


5) критерии оценки заявок на участие в конкурсе;

6) порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а также порядок, место, срок представления проектов произведений литературы или искусства, демонстрации части исполнения, форму проектов таких произведений, порядок, место, срок представления кинопроекта, если установлено требование представления таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов или требование о демонстрации части исполнения. При этом проекты произведений литературы и искусства, кинопроекты представляются участниками размещения заказа одновременно с подачей заявки на участие в конкурсе. Срок демонстрации части исполнения может быть установлен любой со дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и до дня окончания рассмотрения таких заявок. В конкурсной документации может быть предусмотрено требование повторной демонстрации части исполнения в любой срок со дня начала и до дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

7) порядок и сроки отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки;

8) место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Заказчик, уполномоченный орган вправе предусмотреть в конкурсной документации возможность заключения заказчиком государственных или муниципальных контрактов на создание произведений литературы или искусства с несколькими участниками размещения заказа, если размещается заказ на создание двух и более произведений литературы или искусства.

К конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса, а также представленных такими участниками проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения, если требование о представлении таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения установлено конкурсной документацией. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 60 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями, которые установлены конкурсной документацией, а именно:


1) художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание либо финансирование проката или показа которых является предметом государственного или муниципального контракта;

2) качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;

3) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;

4) квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;

5) цена контракта.

До 1 января 2008 г. нормы, отражавшие правовой режим объектов авторского права, содержались в различных как законодательных, так и подзаконных актах, которые действуют в части, не противоречащей ГК РФ, а именно в Постановлениях Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности", от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности", от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности".

В том случае, если произведение входит в состав единой технологии, то их правовой режим определяется гл. 77 ГК РФ, а также Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6239.


В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности" федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, обязаны предусматривать в указанных контрактах условие о закреплении в установленном порядке исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин, базы данных за Российской Федерацией в случаях, если:

- результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота;

- Российская Федерация приняла на себя финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения;

- результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

- исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности.


В иных случаях закрепление за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности определяется условиями государственных контрактов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Право работника на вознаграждение, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи, не переходит по наследству. Наследники имеют право на получение лишь того вознаграждения, которое причиталось автору-наследодателю за созданное произведение при его жизни, но не было ему выплачено.

3. Касательно п. 6 комментируемой статьи, говоря о соотношении норм комментируемой статьи и ст. 1296 ГК РФ применительно к программам для ЭВМ и базам данных, необходимо учитывать, что положения ст. 1296 ГК РФ не подлежат применению, в том числе если создание программы для ЭВМ или базы данных не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом.


Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав


Комментарий к статье 1299


1. Положения комментируемой статьи направлены на защиту авторских прав и впервые были предусмотрены в российском законодательстве в ст. 48.1 Закона об авторском праве и смежных правах, введенной Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, применительно к объектам авторских и смежных прав. Положения комментируемой статьи соответствуют положениям международных договоров, в частности договоров ВОИС 1996 г. (интернет-договоры): Договора по авторскому праву и Договора об исполнениях и фонограммах, Директивы ЕС от 22 мая 2001 г. N 2001/29/ЕС "О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе". Согласно ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву Договаривающиеся Стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом.

2. Под техническими средствами защиты, предусмотренными в п. 1 настоящей статьи, понимаются электронные устройства, встроенные в цифровые копии и онлайновые сети для того, чтобы "блокировать" произведения и препятствовать свободному осуществлению пользователями действий, которые требуют разрешения владельцев авторского права и смежных прав. К таким техническим средствам относятся счетчики, коды доступа как механического, так и электронного типа. К противозащитным устройствам, упоминаемым в подп. 2 п. 2 комментируемой статьи, относятся устройства, изделия или компоненты, включенные в устройство или изделие, основным назначением или основным результатом применения которых является снятие любой защиты объектов авторского права или смежных прав. Под информационными технологиями, согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации и способы осуществления таких процессов и методов.


Новеллой законодательства является дополнение перечня технических средств защиты технологиями, которые могут и не быть выражены в каком-либо устройстве, а могут заключаться в особом способе, техническом решении, например, технология вставки в электронный документ "водяных знаков", web-депозитарий, сущность которого состоит в записи электронной копии объекта исключительных прав на неизменяемый машиночитаемый носитель (диск CD-R) с фиксацией времени и места ее изготовления <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Костькова О.В., Тимошенко В.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (подготовлен для СПС "КонсультантПлюс", 2005).


3. Положения комментируемой статьи направлены на защиту исключительных прав при использовании произведений в цифровой среде. Использование технических мер, а также информации об управлении правами необходимо для осуществления лицензирования пользователей и отслеживания фактов использования объектов. Несмотря на многочисленность технических мер защиты, они не могут гарантировать абсолютную надежность защиты, поскольку могут быть устранены, заблокированы, преодолены иными техническими средствами. Надлежащая правовая охрана возможна не только путем запрета действий по обходу технических средств защиты, но и путем запрета производства, импорта, распространения и других действий в отношении незаконных средств, используемых для такого обхода.

В п. 41 Постановления Пленума N 5/29 конкретизируется, что в отношении произведения не допускаются изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту этих прав (т.е. указанные технологии используются для обхода технических средств защиты).

Под такой запрет подпадают технологии, технические устройства или их компоненты, которые рекламировались, предлагались к продаже и продавались именно в качестве средств обхода технических средств защиты.

В то же время данный запрет не охватывает случаи, когда технологии, технические устройства или их компоненты изначально разрабатывались, изготовлялись и распространялись в целях, не связанных с осуществлением или обеспечением обхода технических средств защиты (при этом суду необходимо установить, возможно ли коммерческое использование таких технологий, технических устройств или их компонентов в каких-либо иных целях, отличных от обхода технических средств защиты).