ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5172
Скачиваний: 5
11. В абзаце 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что "предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на товарный знак".
Следует полагать, что смысл этой нормы состоит в том, что если обозначение признано общеизвестным товарным знаком, то на этот знак возникает исключительное право, аналогичное тому, которое действует в отношении обычного товарного знака (ст. 1484 ГК РФ), но имеющее некоторые особенности. Они указаны в ст. 1508, 1509, 1512, 1513 и 1514 ГК РФ.
12. Следует считать, что исключительное право на общеизвестный товарный знак возникает с той даты, когда этот товарный знак превратился в общеизвестный. Эта дата указывается в заявлении (п. 1 ст. 1508 ГК РФ); очевидно, она указывается и в решении Роспатента о признании обозначения общеизвестным товарным знаком.
Поскольку сведения о возникновении этого исключительного права становятся доступны третьим лицам только с даты официальной публикации об этом (п. 4 ст. 1509 ГК РФ), следует считать, что ответственность третьих лиц за нарушения исключительного права на общеизвестный товарный знак до даты упомянутой официальной публикации может наступать лишь при наличии их вины (ст. 1064 ГК РФ; см. также п. 6 - 9 комментария к ст. 1250 ГК РФ).
13. Отчуждение исключительного права на общеизвестный товарный знак ограничивается нормой, содержащейся в п. 2 ст. 1488 ГК РФ.
14. Абзац 3 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
Это не исключает возможности прекращения действия этой правовой охраны (подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 1512, подп. 3, 4, 5 и 6 п. 1, п. 2 и п. 3 ст. 1514 ГК РФ).
15. Пункт 3 данной статьи содержит норму, в соответствии с которой исключительное право на общеизвестный товарный знак может распространять свое действие и на другие товары, не однородные с теми, в отношении которых он был признан общеизвестным.
Это имеет место в том случае, "если использование другим лицом [или - другими лицами] общеизвестного товарного знака [очевидно, включая и обозначения, сходные с ним до степени смешения] будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на товарный знак и может ущемить законные интересы такого [очевидно - "этого"] обладателя".
Следует полагать, что владелец общеизвестного товарного знака, заявляющий о распространении действия своего исключительного права на товары, которые не являются однородными с товарами, указанными им в заявлении и в принятом по заявлению решении, должен доказать, что использование его общеизвестного товарного знака для этих товаров третьим лицом, во-первых, будет ассоциироваться с ним, обладателем исключительного права на товарный знак, и, во-вторых, ущемит его законные интересы.
См. также подп. 4 п. 2 ст. 1512 ГК РФ и п. 13 комментария к ст. 1512 ГК РФ.
Об однородных товарах см. п. 11 комментария к ст. 1484 ГК РФ.
Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку
Комментарий к статье 1509
1. В соответствии с п. 1 данной статьи Роспатент на основе заявления, указанного в п. 1 ст. 1508 ГК РФ, и, очевидно, убедившись в том, что заявленное обозначение отвечает требованиям, указанным в п. 1 ст. 1508 ГК РФ, выносит решение о предоставлении правовой охраны определенному обозначению в качестве общеизвестного товарного знака.
Процедура рассмотрения Роспатентом указанного заявления не урегулирована законом: не установлены ни сроки рассмотрения, ни порядок рассмотрения; нет даже прямых указаний о том, обязан ли Роспатент проводить какую-либо проверку поступившего заявления.
Поскольку в п. 1 ст. 1508 ГК РФ речь идет о том, что указанный в заявлении товарный знак или обозначение "могут быть" признаны общеизвестными, следует полагать, что Роспатент имеет право (или обязан?) осуществлять проверку указанных в заявлении сведений. Указание на то, что Роспатент имеет право вынести решение об отказе в признании представляемого обозначения общеизвестным товарным знаком, содержится также в п. 4 ст. 1513 ГК РФ.
2. В соответствии с п. 2 данной статьи Роспатент, признав обозначение общеизвестным товарным знаком, вносит сведения о нем в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.
Этот Перечень специально придуман для того, чтобы отделить общеизвестные товарные знаки от "обычных" товарных знаков, которые подлежат обязательной государственной регистрации и вносятся в Государственный реестр товарных знаков, в то время как общеизвестные товарные знаки, как полагают, в соответствии со ст. 6.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, должны охраняться без государственной регистрации. На самом деле включение Перечня общеизвестных товарных знаков в Государственный реестр товарных знаков не может считаться нарушением норм Парижской конвенции. Ведение особого Перечня общеизвестных товарных знаков создает лишь практические трудности.
Порядок ведения указанного Перечня и сведения, которые в него включаются, законом не определены.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи Роспатент обязан в течение одного месяца после включения общеизвестного товарного знака в указанный Перечень выдать правообладателю свидетельство на общеизвестный товарный знак.
Форма этого свидетельства и перечень указываемых в нем сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Следует считать, что этим органом является Министерство образования и науки РФ.
Очевидно, что форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и указываемые в нем сведения должны в основном совпадать с тем, что имеет место в свидетельстве на обычный товарный знак.
4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, незамедлительно после их внесения в указанный Перечень публикуются в официальном бюллетене Роспатента. Следует считать, что этот бюллетень должен быть доступен любому лицу.
5. Полагаем, что любые изменения в правовом статусе общеизвестного товарного знака (в частности, заключенные договоры) должны в обязательном порядке отражаться в указанном Перечне, вноситься в свидетельство и публиковаться в указанном официальном бюллетене Роспатента.
5. Особенности правовой охраны коллективного знака
Статья 1510. Право на коллективный знак
Комментарий к статье 1510
1. Право на коллективный знак, несомненно, введено в российское законодательство в соответствии со ст. 7.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, но это право сформулировано как российская национальная норма, которая подлежит применению независимо от указанной конвенции.
2. Хотя в ст. 1510 и 1511 ГК РФ говорится о "коллективном знаке", более точное его название - "коллективный товарный знак".
3. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи определяется, кто может выступать в качестве заявителя коллективного знака. Им может быть "объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано".
Следует считать, что создание и деятельность этого объединения не должны противоречить и российскому законодательству.
Как следует из п. 1 ст. 1511 ГК РФ, указанное объединение лиц должно иметь документ, именуемый "устав коллективного знака". Это обстоятельство, однако, не означает, что данное объединение должно быть признано юридическим лицом. Следовательно, заявителем коллективного товарного знака может быть как юридическое лицо, так и объединение, не являющееся юридическим лицом.
4. В соответствии с абз. 2 п. 1 коллективный знак - это товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, которые производятся или реализуются лицами, входящими в данное объединение.
Таким образом, право на коллективный знак, если оно будет признано, будет принадлежать не заявителю - указанному объединению, а отдельным лицам, входящим в данное объединение. Сам заявитель - объединение не получает никаких исключительных прав на пользование коллективным знаком, хотя оно и именуется "правообладатель" в абз. 2 п. 2 ст. 1511 ГК РФ.
Являются ли лица, входящие в указанное объединение, самостоятельными, независимыми друг от друга владельцами исключительного права на коллективный знак или они должны согласовывать друг с другом порядок использования коллективного знака (например, объемы использования) - этот вопрос может решаться в уставе коллективного знака, указанном в п. 1 ст. 1511 ГК РФ.
К взаимоотношениям между лицами, входящими в указанное объединение, применимы нормы, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 1229 ГК РФ. См. п. 11 - 18 комментария к ст. 1229 ГК РФ.
5. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи указывается, что товары, для обозначения которых должен применяться коллективный знак, должны обладать "едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками". Слова "единые" и "общие" здесь являются синонимами.
Под "иными характеристиками" имеются в виду размеры, цвет и т.п.
В абзаце 3 п. 1 устанавливается, что коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
6. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что право на коллективный знак не может быть ни отчуждено, ни предоставлено по лицензии. Следует считать, что данная норма не исключает возможности распорядиться исключительным правом на коллективный знак иным способом (см. ст. 1233 ГК РФ).
Следует полагать, что указанное объединение лиц после подачи заявки на коллективный знак может расширить перечень лиц, входящих в объединение, что даст право вновь включенным лицам пользоваться коллективным знаком (см. абз. 2 п. 2 ст. 1511 ГК РФ).
7. В пункте 3 устанавливается, что лицо, входящее в объединение, имеет право, наряду с коллективным знаком, пользоваться "своим товарным знаком". Следует считать, что понятие "свой товарный знак" включает и знак, полученный по лицензии.
Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака
Комментарий к статье 1511
1. Комментируемая статья посвящена лишь особенностям государственной регистрации коллективного знака. Все остальные нормы, относящиеся к регистрации товарного знака (ст. 1492 - 1507 ГК РФ), применяются и к коллективным знакам.
2. В соответствии с п. 1 данной статьи к заявке на коллективный знак прилагается устав коллективного знака, который должен содержать, как минимум, все указанные в данном пункте сведения. В основном все эти сведения понятны и в особых комментариях не нуждаются.
Следует полагать, что устав коллективного знака должен иметь подписи всех лиц, входящих в объединение, а также указывать на то, что объединение имеет право подать заявку на коллективный знак.
По своей правовой природе устав коллективного знака является либо договором простого товарищества (гл. 55 ГК РФ), либо учредительным документом о создании юридического лица.
3. В соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи в случае регистрации коллективного знака в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство дополнительно вносятся сведения о лицах, имеющих право пользования коллективным знаком.
Эти сведения, равно как и выписка из устава коллективного знака об общих характеристиках товаров, маркируемых коллективным знаком (конечно, обычно эти характеристики относятся к качеству товаров), публикуются в официальном бюллетене Роспатента.
4. Абзац 2 п. 2 предусматривает, что правообладатель (т.е. лицо, на имя которого зарегистрирован коллективный знак) уведомляет Роспатент об изменениях в уставе коллективного знака.
Следует полагать, что эти изменения могут касаться, в частности, выхода (исключения) отдельных лиц из объединения и вступления в объединение новых лиц.
Очевидно, что ко всем таким уведомлениям применяются нормы, указанные в ст. 1505 ГК РФ.
5. Пункт 3 анализируемой статьи относится к одному случаю досрочного прекращения охраны коллективного знака. Эта норма - явно "не на месте".
Поскольку все случаи досрочного прекращения правовой охраны товарных знаков, в том числе и этот случай, рассматриваются в ст. 1514 ГК РФ, комментарий к п. 3 ст. 1511 ГК РФ дан в п. 3 комментария к ст. 1514 ГК РФ.
6. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность преобразования заявки на коллективный знак в заявку на "обычный" товарный знак, а зарегистрированный коллективный знак - в "обычный" товарный знак. Допустимы и противоположные преобразования.
Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. До принятия этого акта - в отношении преобразования заявок - сохраняют силу Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 (см. п. 6.7 Правил).
6. Прекращение исключительного права на товарный знак
Статья 1512. Основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку
Комментарий к статье 1512
1. Комментируемая статья устанавливает случаи, когда правовая охрана, предоставленная товарному знаку, может быть оспорена и признана недействительной ab ovo, с самого начала, т.е. с момента возникновения.
В отличие от этого ст. 1514 ГК РФ предусматривает случаи досрочного прекращения правовой охраны товарного знака на будущее время.
2. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается, что оспаривание предоставления правовой охраны товарному знаку означает, что оспаривается, во-первых, решение о государственной регистрации товарного знака и, во-вторых, основанное на этой регистрации исключительное право на товарный знак. Оба эти объекта неразрывно связаны друг с другом и оспариваются они всегда вместе.
3. Абзац 2 п. 1 предусматривает, что если правовая охрана товарного знака признана недействительной, то это влечет отмену решения Роспатента о регистрации товарного знака. Следовательно, и исключительное право на товарный знак тем самым отменяется, признается несуществующим и несуществовавшим.
4. Именно так сформулирована сфера действия (гипотеза) комментируемой статьи.
Определив таким образом сферу действия комментируемой статьи, законодатель совершил очень серьезную ошибку: забыл о том, что в России правовая охрана товарным знакам во многих случаях (около 10 тыс. регистраций ежегодно!) предоставляется не на основе государственной регистрации товарных знаков в Государственном реестре товарных знаков, ведущемся в Роспатенте (г. Москва), а на основе международной регистрации товарных знаков в Международном бюро ВОИС (г. Женева, Швейцария).