ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5167
Скачиваний: 5
3. В пункте 2 комментируемой статьи сформулировано исключительное право на коммерческое обозначение в его негативной функции: не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Вполне очевидно, что не допускается несанкционированное (неразрешенное) использование чужого коммерческого обозначения, поскольку, согласно п. 5 комментируемой статьи, правообладатель вправе предоставлять другим лицам право использования соответствующего коммерческого обозначения.
Следует полагать, что запрет касается также использования коммерческого обозначения, тождественного средствам индивидуализации другого лица, а не только сходного с ними до степени смешения.
Использование в комментируемой норме оборота "в частности" означает, что при квалификации нарушения старших прав ("соответствующее исключительное право возникло ранее") должно приниматься во внимание такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товаров.
Одним из критериев установления факта нарушения чужих исключительных прав на средства индивидуализации является способность коммерческого обозначения вводить в заблуждение заинтересованных лиц и потребителей относительно принадлежности предприятия определенному лицу.
Следует полагать, что запрет касается также использования, в частности, товарного знака, фирменного наименования, нарушающих старшее исключительное право (т.е. возникшее ранее) на коммерческое обозначение.
4. В пункте 3 комментируемой статьи определены правовые последствия нарушения исключительного права на коммерческое обозначение: правонарушитель обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Указанные неблагоприятные последствия аналогичны тем, которые предусмотрены п. 4 ст. 1474 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на фирменное наименование.
Следует отметить, что законодатель не счел нужным вводить в отношении нарушителей исключительного права на коммерческое обозначение такой альтернативной санкции, как выплата компенсации вместо возмещения убытков, как это предусмотрено в п. 4 ст. 1515 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на товарный знак и в п. 2 ст. 1537 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на использование наименования места происхождения товара.
5. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность перехода исключительного права на коммерческое обозначение, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
По смыслу комментируемой нормы переход исключительного права на коммерческое обозначение может происходить по договору продажи предприятия, т.е. совместно с предприятием, в порядке универсального правопреемства, т.е. при наследовании или реорганизации юридического лица, собственника предприятия, и по иным основаниям, указанным законом, например при обращении взыскания на имущество правообладателя.
Следует отметить неразрывную связь коммерческого обозначения с предприятием, на котором оно используется. Этот вывод подтверждается абзацем вторым п. 4 комментируемой статьи, согласно которому в случае, если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Следует также отметить, что, в отличие от коммерческого обозначения, распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования, не допускается (см. комментарий к п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Напротив, в государствах с развитым правопорядком разрешена передача права на фирменные наименования, но только совместно с предприятием. При этом следует учитывать тот факт, что в этих государствах фирменное наименование призвано индивидуализировать предприятие, а не юридическое лицо.
6. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность распоряжения исключительным правом на коммерческое обозначение путем предоставления правообладателем права на его использование другому лицу.
Причем такая возможность допускается в двух формах: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.
Сказанное лишний раз подтверждает неразрывную связь коммерческого обозначения с предприятием, для индивидуализации которого оно предназначено, поскольку комментируемая норма не предусматривает предоставление лицензии на использование коммерческого обозначения независимо от предприятия.
Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение
Комментарий к статье 1540
1. В комментируемой статье закреплены отдельные правила, определяющие действие исключительного права на коммерческое обозначение во времени и пространстве, т.е. установлены его определенные территориальные и временные пределы.
2. Пункт 1 комментируемой статьи содержит декларацию о том, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории России.
Указанную норму следует понимать таким образом, что действие исключительного права на коммерческое обозначение ограничено территорией России, оно не действует за рубежом.
Вместе с тем сказанное не означает, что действие какого-либо конкретного коммерческого обозначения обязательно распространяется на всю территорию Российской Федерации. Такие случаи единичны, равно как и единичны случаи действия на всей территории России исключительного права на фирменные наименования.
Такой феномен связан с самой природой исключительного права на коммерческое обозначение, поскольку по своему определению масштабы его известности ограничены пределами определенной территории (см. комментарий к п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Поэтому называть право на коммерческое обозначение исключительным можно с большой долей условности.
Для возникновения исключительного права на коммерческое обозначение необходимо, чтобы предприятие, которое оно предназначено индивидуализировать, находилось на территории России.
Из вышеизложенного следует, что иностранные коммерческие обозначения, указывающие на территориальное месторасположение предприятий за рубежом, не действуют на территории России.
В таких случаях исключена вероятность применения ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, поскольку последняя действует в отношении фирменных наименований, а коммерческие обозначения в ней далее не упомянуты.
3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит норму о том, что исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его в течение года.
Указанная норма перекликается с нормой п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой юридическое лицо, которое в течение последних 12 мес., предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
В комментируемой норме не указаны иные основания для прекращения исключительного права на коммерческое обозначение. Нет также ответа на вопрос, с какого момента отсчитывается годичный срок для целей прекращения исключительного права на коммерческое обозначение. Не ясен вопрос о том, кто правомочен инициировать дело о прекращении исключительного права на коммерческое обозначение и в каком органе это должно происходить. И самое главное - не установлен момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение.
Следует полагать, что, как и в случае с фирменным наименованием, действие исключительного права на коммерческое обозначение во времени не ограничено каким-либо конкретным сроком. В принципе указанный срок напрямую зависит от длительности существования предприятия, которое коммерческое обозначение индивидуализирует.
Инициаторами прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение могут быть любые заинтересованные лица, в принципе конкуренты правообладателя, которые могут возбуждать соответствующие дела в судах.
Упомянутый годичный срок неиспользования коммерческого обозначения может быть исчислен в любой период времени на протяжении действия исключительного права с даты обнаружения такого неиспользования. Причем таких годичных периодов неиспользования коммерческого обозначения может быть несколько.
Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение, учитывая положения п. 1 ст. 1539 ГК РФ, следует определять с момента начала использования коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке.
Поскольку коммерческие обозначения не регистрируются, сведения о них не вносятся в учредительные документы и реестры и не публикуются, не говоря уже о том, что на них не выдаются охранные документы, факты использования коммерческого обозначения в сфере деятельности предприятия должны быть тщательно задокументированы.
Одним из надежных средств доказывания фактов использования коммерческого обозначения является процедура принятия нотариусом соответствующих документов на хранение с выдачей соответствующего свидетельства согласно ст. 97 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357).
Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак
Комментарий к статье 1541
1. Комментируемая статья посвящена вопросам соотношения права на коммерческое обозначение с правами на другие средства индивидуализации - правами на фирменное наименование и товарный знак.
В отличие от ст. 1476 ГК РФ, в которой регламентируется соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания, в комментируемой статье знаки обслуживания не упоминаются.
Однако при анализе данной статьи знаки обслуживания должны приниматься во внимание, поскольку, как указано в п. 2 ст. 1477 ГК РФ, правила ГК РФ о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, т.е. обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
Чаще всего в качестве коммерческого обозначения используется специальная (отличительная) часть фирменного наименования, необходимая для отличия одного юридического лица от другого юридического лица. Коммерческие обозначения и фирменные наименования являются близкими по содержанию и форме средствами индивидуализации. На практике одни и те же обозначения могут играть роль и фирменных наименований, и коммерческих обозначений.
Вместе с тем это самостоятельный объект исключительных прав, имеющий различные функции: фирменное наименование индивидуализирует юридические лица, а коммерческое обозначение - предприятие, принадлежащее юридическим лицам.
Фирменное наименование, являющееся не только правом, но и обязанностью юридического лица, определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц.
Действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, которое оно индивидуализирует, в том числе при его создании, реорганизации или прекращении.
Коммерческое обозначение, являющееся факультативным для его правообладателя, возникает из факта использования обозначения путем его указания, как правило, на вывесках, бланках, счетах и иной документации.
Действие исключительного права на коммерческое обозначение зависит от непрерывности использования обозначения в течение одного года. В случае прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименование, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.
3. В предложении первом п. 2 комментируемой статьи установлено, что коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке (равно как и в знаке обслуживания).
Для усиления своих позиций на рынке хозяйствующие субъекты зачастую регистрируют товарные знаки, содержащие элементы своих коммерческих обозначений, а также фирменных наименований, если те и другие совпадают при использовании.
В случае использования коммерческого обозначения в качестве вывески предприятия правообладатель может зарегистрировать его как словесный знак, либо изобразительный знак, либо их комбинацию.
4. В предложении втором п. 2 комментируемой статьи предписано, что коммерческое обозначение, включенное в товарный знак (равно как и в знак обслуживания), охраняется независимо от охраны товарного знака (равно как и от знака обслуживания), т.е. сформулирована норма об автономии охраны коммерческого обозначения от охраны товарного знака или знака обслуживания.
Комментируемая норма должна быть истолкована таким образом, что если, например, товарный знак, содержащий элементы коммерческого обозначения, не используется правообладателем, то последствия неиспользования такого товарного знака, которые могут наступить в соответствии со ст. 1486 ГК РФ (возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака), не влияют на действительность правовой охраны данного коммерческого обозначения.
Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ