ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5162
Скачиваний: 5
Следует особо подчеркнуть, что законодатель не счел нужным подключить к финансированию создания единой технологии средства местных бюджетов или частных лиц, поэтому по общему правилу участие муниципальных образований и частных лиц в правовой конструкции единой технологии невозможно.
В комментируемой статье речь идет о бюджетных средствах, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
Имеются в виду, в частности, государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 - 768 ГК РФ), договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 - 778 ГК РФ).
Что касается средств, выделяемых в виде субсидий, то понятие "субсидия" раскрыто в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823): бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В комментируемой статье, равно как и в других статьях данной главы, не раскрыты понятия "за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации".
Если толкование словосочетания "за счет" средств соответствующего бюджета не вызывает особых вопросов (подразумевается, что единая технология создана полностью за счет средств соответствующего бюджета), то словосочетание "с привлечением средств" соответствующего бюджета на практике вызовет неоднозначную оценку того, в каком объеме финансировалось получение того или иного результата интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Однако по общему правилу установлено, что бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе.
2. В абзаце втором комментируемой статьи предписано, что правила комментируемой главы 77 ГК РФ не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением бюджетных средств на возмездной основе в форме бюджетного кредита.
Анализируемая норма предусматривает исключение из общего правила безвозмездного финансирования создания единой технологии, т.е. когда такое финансирование носит возмездный характер. По определению, сформулированному в ст. 6 БК РФ, бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной или возмездной основе.
Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности
Комментарий к статье 1544
1. Судя по названию комментируемой статьи, в ней должна идти речь о правах лица, организовавшего создание единой технологии, однако, по существу, в ней предусмотрены преимущественно обязанности указанного лица.
Содержание права на технологию раскрыто в п. 3 ст. 1542 ГК РФ (см. комментарий к указанному пункту), которое сводится к праву лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности. Иными словами, право на технологию следует понимать как сумму только исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (обязательные элементы).
Как известно, в состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие охране на основании режима исключительных прав, например технические данные, другая информация (п. 1 ст. 1542 ГК РФ) (факультативные элементы).
Однако технические данные, как и другие виды информации, не могут быть предметом гражданского оборота, поскольку такой объект, как "информация", ошибочно, на мой взгляд, исключен законодателем из перечня объектов гражданских прав в ст. 128 ГК РФ.
По сути, значительная часть единой технологии, представленной в виде технической документации, которая всегда сопровождает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, остается без правовой охраны.
Если исходить из буквального прочтения комментируемой статьи, то право на технологию следует понимать как сумму позитивных функций исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
Иными словами, лицу, организовавшему создание единой технологии, принадлежат права использования входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности, подтвержденные либо охранным документом (патентом, свидетельством), либо введенным режимом сохранения тайны.
Однако в данной статье ничего не сказано о принадлежности лицу, организовавшему создание единой технологии, права запрета третьим лицам несанкционированного использования соответствующего результата, составляющего самую привлекательную для правообладателя часть исключительного права на интеллектуальную собственность, его негативную функцию.
Примечательно, что при таком обилии обязанностей, обременяющих право на технологию, законодатель не счел нужным вменить в обязанность организатора единой технологии принимать надлежащие меры по защите от контрафакции, т.е. нарушения исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
Исходя из общих норм гражданского права, следует полагать, что в содержание права на технологию входят правомочия (одновременно и обязанность) организатора единой технологии запрещать третьим лицам несанкционированное использование ими исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает принадлежность права на технологию лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъектов РФ (исполнителю), за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит России или субъекту РФ.
В связи с вышеизложенным следует обратить внимание на неточность, допущенную законодателем в формулировке ссылки только на п. 1 ст. 1546 ГК РФ, поскольку в этом пункте указаны только случаи принадлежности права на технологию Российской Федерации. О принадлежности права на технологию субъекта РФ говорится в п. 2 ст. 1546 ГК РФ.
В комментируемой норме не определен статус исполнителей, которые организуют создание единой технологии за счет или с привлечением бюджетных средств.
Следует полагать, что исполнителями создания единой технологии (или, иными словами, субъектами права на технологию) могут быть любые юридические или физические лица с учетом соответствующих законодательных ограничений, например в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которой изложен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430).
Следует особо подчеркнуть, что в качестве исполнителей создания единой технологии могут выступать частные лица, что соответствует концепции государственно-частного партнерства, получившей в последнее время широкое распространение в мировой практике.
Вместе с тем во всех случаях создания единой технологии необходимо участие распорядителей бюджетных средств, заказчиков создания единой технологии, поскольку именно государственное финансирование является определяющим признаком единой технологии.
Организационная деятельность по созданию единой технологии осуществляется по трем основным направлениям, хотя в каждом конкретном случае возможно их сочетание.
Во-первых, исполнитель может своими силами (служебные результаты интеллектуальной деятельности) разработать единую технологию, поскольку в ее состав могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.
Во-вторых, организационная деятельность исполнителя может быть направлена на заключение договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.
В-третьих, исполнитель может направить свои усилия на приобретение уже существующих результатов интеллектуальной деятельности с целью создания единой технологии.
3. Пункт 2 комментируемой статьи возлагает на исполнителя обязанность незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.
В данной норме приведен примерный перечень подобных мер: подача заявки на выдачу патентов (например, на изобретения, полезные модели или промышленные образцы); подача заявки на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (например, на топологию интегральной микросхемы); введение в отношении соответствующей информации режима сохранения тайны (например, введение режима коммерческой тайны в отношении секрета производства); заключение договора об отчуждении исключительных прав и лицензионных договоров с обладателем исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
Примечательно, что упомянутая выше обязанность возлагается на исполнителя и в тех случаях, когда право на технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту РФ (п. 3 ст. 1546 ГК РФ).
Вместе с тем каких-либо санкций за невыполнение указанной обязанности в отношении исполнителя в законе не предусмотрено. Единственное неблагоприятное последствие для исполнителя - переход права на технологию Российской Федерации или субъекту РФ (п. 1 и 2 ст. 1546 ГК РФ).
4. Пункт 3 комментируемой статьи в принципе предусматривает обязанность лица, которому принадлежит право на технологию (т.е. исполнителю), выбирать тот способ правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.
Указанная обязанность возлагается на исполнителя в тех случаях, когда ГК РФ допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.
В качестве примера можно привести выбор оптимального пути (с точки зрения экономики или национальной безопасности) правовой охраны объекта либо нормами патентного права (гл. 72 ГК РФ), либо нормами о праве на секрет производства (гл. 75 ГК РФ).
Следует отметить, что данная обязанность исполнителя также носит декларативный характер, поскольку не подкреплена какими-либо реальными неблагоприятными последствиями для исполнителя.
Статья 1545. Обязанность практического применения единой технологии
Комментарий к статье 1545
1. В комментируемой статье предусмотрена еще одна обязанность исполнителя создания единой технологии (или субъекта права на технологию) - обязанность практического применения единой технологии, т.е. внедрения единой технологии.
Термин "внедрение" не раскрыт в ГК РФ, равно как и других законодательных актах Российской Федерации.
В СССР термин "внедрение" применялся в связи с планированием использования изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве. Внедрение изобретений в зависимости от их значимости предусматривалось в перспективных и годовых планах различного уровня (Госплан СССР, советы министров союзных республик, министерства, предприятия, учреждения).
Инновационное развитие, ориентированное на создание новых технологий, является одним из главных условий экономического могущества промышленно развитых государств, которые стремятся его сохранить и усилить различными способами, в том числе финансированием и прямой регламентацией практической реализации достижений науки и техники.
Давно отмечено, что крупный бизнес обычно не применяет новые технологии до тех пор, пока механизм конкуренции не вынудит его обратиться к достижениям научно-технического прогресса. Поэтому и в условиях рыночной экономики реализация современных направлений научно-технического прогресса (в прорывных отраслях экономики) возможна лишь при вмешательстве государства.
В самом общем виде понятие "внедрение" можно определить как доведение результата интеллектуальной деятельности до рыночной продукции, т.е. его товарную материализацию.
Для внедрения большинства результатов интеллектуальной деятельности, составляющих единую технологию, требуется проведение определенных подготовительных работ, включающих разработку технологической документации, изготовление и испытание опытных образцов, организацию производства и т.п.
В абзаце втором п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что обязанность практического применение единой технологии несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.
Таким образом, следует заключить, что право на технологию обременено обязанностью практического применения единой технологии.
Передача или переход права на технологию может осуществляться любыми предусмотренными ГК РФ способами, в том числе путем заключения гражданско-правовых договоров, в случае универсального правопреемства (например, при реорганизации юридического лица - исполнителя создания единой технологии), путем распоряжения правом на технологию, принадлежащим России (п. 5 ст. 1546 ГК РФ).
2. В пункте 2 комментируемой статьи сформулирована отсылочная норма о том, что содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством РФ.
Представляется более корректным, если бы законодатель определил на законодательном уровне основные рамочные элементы обязанности практического применения единой технологии, особенно это касается условий наступления ответственности за неисполнение этой обязанности.
Статья 1546. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию
Комментарий к статье 1546
1. Комментируемая статья содержит правила, определяющие принадлежность права на технологию за публично-правовыми образованиями - Российской Федерацией и субъектами РФ - как особыми субъектами гражданского права.
Кроме того, в ней отражены особенности участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях, связанных с управлением и распоряжением правом на технологию.
2. В пункте 1 данной статьи установлены три основания, по которым право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит Российской Федерации.
В первом случае право на технологию принадлежит Российской Федерации изначально, поскольку вопрос о том, связана ли непосредственно единая технология с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации, должен решаться, очевидно, не в процессе создания единой технологии или после ее создания.