Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5273

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если бы это было так, то в этом случае следовало бы считать, что договоры авторского заказа бывают двух типов: в одном случае (договор первого типа) такой договор обязывает автора создать произведение, передать его материальный носитель заказчику и либо предусматривает отчуждение исключительного права на произведение заказчику, либо предоставляет ему право использовать произведение; в другом случае (договор второго типа) такой договор обязывает автора создать произведение и передать его материальный носитель заказчику, но не содержит никаких положений, касающихся отчуждения или предоставления авторских прав.

Но в таком случае два принципиально разных договора носили бы одинаковые названия, что является недопустимым. Договоры о создании и отчуждении материального носителя авторского произведения, не затрагивающие вопросов отчуждения или предоставления авторских прав вообще, являются разновидностью договоров подрядного типа.

В связи с этим содержащееся в абз. 1 п. 1 упоминание о возможности отнесения договоров авторского заказа к договорам об отчуждении автором оригинала своего произведения следует считать досадной ошибкой. К тому же это упоминание выражено не очень четко и сопровождается оговорками.

Следует полагать, что договоры авторского заказа не могут ограничиваться отчуждением заказчику оригинала произведения; они всегда должны предусматривать отчуждение исключительных прав на произведение или предоставление права использования произведения.

См. п. 5 комментария к ст. 1288 ГК РФ.

8. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи содержит перечень тех правомочий, которые принадлежат собственнику оригинала произведения. Эти правомочия возникают у собственника в силу закона; они возникают у него потому, что он является собственником оригинала как материальной вещи, а не потому, что они были переданы (предоставлены) ему автором или иным правообладателем. Автор или иной правообладатель произведения, а равно и лицензиат, получивший право использования произведения, не могут ни лишить, ни ограничить собственника оригинала в осуществлении этих правомочий.

Эти правомочия необходимы собственнику оригинала для того, чтобы он мог нормально осуществлять свои правомочия собственника.

9. Правомочия собственника оригинала произведения состоят в следующем: он вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения:

- демонстрировать оригинал произведения;

- воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его (собственника) коллекции (очевидно, имеется в виду коллекция оригиналов произведений, принадлежащих этому собственнику);

- передавать его другим лицам для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. Под "демонстрацией" в данной норме следует понимать "публичный показ" (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) оригинала, но только на выставке.


Разумеется, при любом таком свободном использовании оригинала произведения должны соблюдаться личные неимущественные права автора.

10. Следует считать, что указанные правомочия, закрепляемые абз. 2 п. 1 комментируемой статьи за собственниками, исходя из общего смысла этой статьи, а также на основе норм об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) принадлежат и законным владельцам оригиналов произведений, не являющихся собственниками, в частности лицам, имеющим право хозяйственного ведения или оперативного управления, арендаторам, ссудополучателям и т.п. (но, конечно, не хранителям и не перевозчикам).

11. Пункт 2 комментируемой статьи относится к тому случаю, когда собственник оригинала произведения одновременно обладает исключительным правом на произведение, однако этот собственник (и обладатель исключительных прав) не является ни автором, ни наследником автора (понятие наследника содержится в п. 3 данной статьи). Далее, если такой собственник заключает договор об отчуждении оригинала произведения, то презюмируется, что в соответствии с этим договором к приобретателю переходит и исключительное право на произведение. Таким образом, предполагается, что это - договор об отчуждении исключительного права. Указанная презумпция действует и в том случае, если сам договор назван договором об отчуждении оригинала произведения, однако она не действует, если собственник оригинала имеет не исключительное право на произведение, а право на использование произведения по лицензионному договору.

12. Данная презумпция может быть изменена или отменена договором.

Во-первых, в договоре об отчуждении оригинала может быть указано, что приобретателю оригинала предоставляется право использования произведения, что само по себе считается отменяющим презумпцию об отчуждении исключительного права.

Во-вторых, в договоре об отчуждении оригинала произведения может содержаться указание о том, что никакие авторские права к приобретателю не переходят.

Однако и в первом, и во втором случаях, отменяющих презумпцию отчуждения исключительных прав, у нового собственника оригинала произведения возникают правомочия, предусмотренные в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.


Статья 1292. Право доступа


Комментарий к статье 1292


1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен праву доступа к оригиналу произведения изобразительного искусства.

Право доступа упомянуто в ст. 1226 ГК РФ, где оно отнесено не к категории исключительных прав и не к категории личных неимущественных прав, а к третьей категории интеллектуальных прав - "иные права".

О понятии оригинала произведения см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ.

2. Право доступа принадлежит только автору, а не его правопреемникам (и не наследникам). Введение права доступа объясняется двумя причинами.

Во-первых, автор имеет право еще раз осмотреть свое произведение, что вдохновит его на создание новых произведений, в частности авторских повторов, и чтобы закрепить свое впечатление - воспроизвести оригинал.


Во-вторых, автор вправе копировать свое произведение, которое ранее либо вовсе не копировалось, либо хотя и копировалось, но ранее созданные копии неполно или неверно отражают оригинал. В этих пределах и для удовлетворения этих интересов автора и введено право доступа.

3. Хотя в данной норме указывается, что требование о праве доступа автор может предъявить к собственнику, под собственником следует понимать также и иного владельца, у которого оригинал находится в оперативном управлении, хозяйственном ведении, в аренде или в безвозмездном пользовании (музей, картинная галерея и т.п.). Именно к такому владельцу автор может предъявлять соответствующие требования.

В свою очередь, собственник (владелец) оригинала вправе запретить такие способы воспроизведения оригинала, которые могут нанести ему ущерб (механически-контактное копирование, воздействие яркого света или высокой температуры).

Собственник (владелец) вправе также потребовать возмещения своих расходов, связанных с обеспечением доступа к оригиналу произведения.

4. Нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи, предоставляют автору произведения архитектуры право потребовать от собственника здания или сооружения (являющегося экземпляром произведения архитектуры) допустить его к этому зданию или сооружению для того, чтобы можно было осуществить фото- или видеосъемку этого объекта.

Указанное право автора прямо не названо в данном пункте правом доступа; оно отличается по своему содержанию от права доступа, установленного п. 1 комментируемой статьи.

О понятии "собственник" см. п. 3 комментария к данной статье.

Предусмотренное в п. 2 комментируемой статьи право автора относится только к произведениям архитектуры; оно не распространяется на произведения градостроительства и садово-паркового искусства.

Хотя в п. 2 употреблено выражение "оригинал произведения", термин "оригинал" не имеет того значения, которое придается ему в сфере изобразительного искусства (см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ).

Право автора получить доступ к своему зданию или сооружению ограничено тем, что при этом может осуществляться лишь фото- и видеосъемка.

Копирование "от руки" и другие способы воспроизведения не предусмотрены.

Собственник (владелец) здания или сооружения имеет право требовать возмещения своих расходов, связанных с осуществлением автором своего права.

Нормы, содержащиеся в п. 2, сопровождаются оговоркой "если договором не предусмотрено иное". О каком договоре идет речь, становится ясным из ст. 1294 ГК РФ.


Статья 1293. Право следования


Комментарий к статье 1293


1. Комментируемая статья посвящена праву следования. Это право упомянуто в ст. 1226 ГК РФ среди "других интеллектуальных прав", не относящихся ни к исключительным правам, ни к личным неимущественным правам.


Сам термин "право следования", по-видимому, являющийся простым переводом французского термина "droit de suite" (применяется и в английском языке; нем. Folgerecht), не выражает сути этого права. В официальном русском переводе Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений это право именуется "правом долевого участия", что лучше выражает его суть.

2. В пункте 1 данной статьи устанавливается, что право следования принадлежит автору произведения изобразительного искусства. Это право возникает в том случае, когда оригинал произведения изобразительного искусства публично перепродается: "при публичной перепродаже".

Термин "перепродается" означает любую продажу оригинала, право собственности на который уже не принадлежит автору. Часто, создав оригинал произведения, автор уступает его (возмездно или безвозмездно) другому лицу. На эти случаи право следования не распространяется. Не действует право следования и в других случаях, когда право собственности на оригинал произведения переходит от автора к другому лицу не по воле автора.

"Публичной" следует считать такую перепродажу, когда в ней в качестве продавца, покупателя или посредника участвует "галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация". Любые торги (ст. 447 - 449 ГК РФ), в том числе закрытые, следует считать "публичной перепродажей".

3. Само право следования заключается в том, что автор вправе при каждой публичной перепродаже оригинала произведения получить от продавца определенный процент от цены перепродажи. Этот процент ("процентные отчисления") определяется от "цены перепродажи".

Это значит, что:

- при первой "перепродаже" этот процент исчисляется от всей цены сделки;

- при второй и каждой последующей перепродаже - от цены сделки за минусом цены предшествующей публичной перепродажи.

В данной норме устанавливается, что Правительство РФ имеет право (и обязано) определить "размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты".

Это означает, что Правительство РФ вправе также определить различные размеры процентных отчислений за разные виды произведений или в зависимости от цены перепродажи.

Подпункт 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ предусматривает возможность получения организацией по коллективному управлению правами государственной аккредитации на сбор процентных отчислений по праву следования. Однако эта норма не дает Правительству РФ права установить, что сбор процентных отчислений по праву следования должен осуществляться только аккредитованной организацией.

4. Пункт 2 комментируемой статьи распространяет право следования на авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Следует считать, что здесь имеются в виду оригиналы, а не копии этих рукописей. См. также п. 2 комментария к ст. 1291 ГК РФ.


5. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что право следования неотчуждаемо. Это, в частности, означает, что автор не может заранее отказаться от получения причитающихся ему сумм. Вместе с тем автор вправе не предъявить требования о выплате причитающейся ему суммы после того, как у него возникло право на ее получение. Не может автор и уступить другому лицу свое право следования.

Однако после смерти автора право следования переходит по наследству.

6. В соответствии со ст. 14ter Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений иностранный автор, пользующийся охраной в России на основе этой Конвенции, имеет право следования в России только в том случае, если право признается по законодательству той страны, к которой принадлежит этот автор.

7. Право следования является изъятием из "принципа исчерпания" исключительных прав (ст. 1272 ГК РФ).


Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства


Комментарий к статье 1294


1. Комментируемая статья относится к трем категориям произведений:

- произведениям архитектуры;

- произведениям градостроительства;

- произведениям садово-паркового искусства.

Далее в комментарии к данной статье они именуются "указанные (эти) произведения".

В данной статье устанавливаются некоторые дополнительные исключительные права, личные неимущественные права и "иные права" на указанные произведения (ст. 1226 ГК РФ).

2. В абзаце 1 п. 1 содержится напоминание о том, что авторы указанных произведений имеют исключительное право на использование своих произведений в соответствии с п. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ. Это положение не должно пониматься ограничительно: авторы указанных произведений имеют также исключительные права на использование, основанные на п. 1 ст. 1270, а равно и на ст. 1229 ГК РФ. В числе этих исключительных прав на использование принадлежащих авторам указанных произведений в абз. 1 п. 1 особо упоминаются следующие два правомочия:

1) право разработки документации для строительства;

2) право реализации проекта произведений указанных категорий.

Второе из этих правомочий ранее указывалось и пояснялось в подп. 10 п. 2, а также в п. 3 ст. 1270 ГК РФ, а вот первое правомочие названо впервые.

По своей сути это право (на разработку документации для строительства) является имущественным, но принадлежит оно только автору; ни к наследникам, ни к правопреемникам автора это право не переходит.

Правомочие по разработке документации для строительства частично совпадает с правомочием на переработку (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), с правомочием по практической реализации проектов указанных категорий произведений (подп. 10 п. 2, а также п. 3 ст. 1270), а также с правомочием на участие в реализации проекта (п. 3 комментируемой статьи).

Содержание всех этих правомочий должно определяться с учетом норм, содержащихся в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 2 и др.), а также в Градостроительном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г. (ст. 48 и др.).