Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5263

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим к п. 5 комментируемой статьи полностью применим, mutatis mutandis, комментарий к ст. 1282 ГК РФ.

Следует полагать, что абз. 2 п. 3 ст. 1282 ГК РФ не распространяется на записи исполнений, перешедших в общественное достояние.

10. Истечение срока действия исключительного права на исполнение влечет и прекращение права на получение вознаграждения в соответствии со ст. 1326 ГК РФ.


Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии


Комментарий к статье 1319


Комментируемая статья буквально, но с заменой терминологии, повторяет нормы, содержащиеся в ст. 1284 ГК РФ, применяемые в сфере авторского права.

В связи с этим к этой статье полностью применимы положения, содержащиеся в комментарии к ст. 1284 ГК РФ.


Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания


Комментарий к статье 1320


1. Комментируемая статья распространяет на исполнения, созданные в порядке выполнения служебного задания, нормы ст. 1295 ГК РФ, относящиеся к служебным произведениям. Поэтому комментарий к ст. 1295 ГК РФ полностью применим к служебным исполнениям. Однако этот комментарий применяется mutatis mutandis.

2. В отличие от ст. 1295 ГК РФ, которая устанавливает, что произведение является служебным, если оно создано в пределах трудовых обязанностей, и не требует при этом наличия конкретного служебного задания на создание произведения, комментируемая статья устанавливает, что исполнение является служебным, если оно создано исполнителем в порядке выполнения служебного задания; о трудовых обязанностях исполнителя при этом ничего не упоминается.

Создание служебных исполнений по своей сути и правовой природе не отличается от создания служебных авторских произведений.

В этой связи следует считать, что служебное задание может быть дано исполнителю только в пределах его трудовых обязанностей. Любое служебное задание, выходящее за рамки его трудовых обязанностей, приводит к появлению исполнения, которое не может считаться служебным.

3. Более того, следует учитывать, что служебное исполнение может быть создано даже при отсутствии конкретного служебного задания: исполнение считается служебным, если оно создано в пределах (в рамках) служебных обязанностей.

В комментируемой статье "служебное задание" применяется как синоним "служебных (трудовых) обязанностей".

Действительно, предположим, что актер-исполнитель, участвующий в представлении в порядке исполнения своих трудовых обязанностей, исполняет какой-либо номер повторно, на бис. Невозможно предположить, что такой повтор исполнения не будет считаться служебным исполнением.


Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1321


1. Комментируемая статья, как и ст. 1231 и 1256 ГК РФ, относится к сфере международного частного права: она решает вопросы о действии исключительного права на исполнение при наличии "иностранных элементов".


2. В соответствии с ч. 2 анализируемой статьи исключительное право на исполнение признается и действует в России, если исполнитель является гражданином России ("критерий гражданства"). Учитывается то гражданство, которое исполнитель имел во время исполнения. Последующее изменение гражданства значения не имеет. Не имеет значения и территория, на которой осуществляется исполнение.

Если хотя бы один из соисполнителей отвечает критерию гражданства, исключительное право на исполнение действует в России.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что исключительное право на исполнение возникает и действует на территории России, если исполнение имело место на территории России ("территориальный принцип"). Гражданство исполнителя в данном случае значения не имеет.

Поскольку повторное исполнение создает новое исполнение, новый объект права, слово "впервые" употреблено законодателем в ч. 3 данной статьи ошибочно: это слово не несет правовой нагрузки.

Если исполнение осуществляется за рубежом и запись этого "живого" исполнения осуществляется в России либо такое исполнение включено в сообщение в эфир или по кабелю, то это исполнение не отвечает "территориальному принципу".

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи исключительное право на исполнение действует на территории России, если исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в России по любым основаниям, указанным в ст. 1328 ГК РФ.

5. Таким образом, ч. 4 комментируемой статьи вводит принцип: "Если в России действует исключительное право на фонограмму, то действует и исключительное право на исполнение, зафиксированное на этой фонограмме".

В связи с этим следует определить, будет ли такое исполнение охраняться в России после истечения срока действия права на фонограмму?

Ответ может быть двояким. С одной стороны, логично предположить, что прекращение правовой охраны фонограммы влечет прекращение охраны исполнения, охраняемого в связи с охраняемостью фонограммы. С другой - можно предположить, что правовая охрана такого исполнения "отрывается" от правовой охраны фонограммы и продолжает существовать отдельно. Статья 1318 ГК РФ говорит в пользу второго толкования, поскольку в ней не предусматривается досрочного прекращения срока действия исключительного права на исполнение.

6. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что исключительное право на исполнение действует на территории России, если исполнение включено в сообщение в эфир или по кабелю, которое охраняется по любым основаниям, указанным в ст. 1332 ГК РФ.

Эта норма не распространяется, однако, на те случаи, когда в сообщения в эфир или по кабелю включена запись исполнения в виде фонограммы.

Следовательно, ч. 5 относится к тем охраняемым в России сообщениям в эфир или по кабелю, в которые включены исполнения, осуществляемые "вживую" или на основе видеозаписи, но не на основе фонограммы. Так как понять логику законодателя в данном случае очень трудно, эту норму надо просто запомнить.


7. Поскольку ч. 5 комментируемой статьи вводит принцип, в соответствии с которым в определенных случаях исключительное право на исполнение действует в России, если получает охрану сообщение в эфир или по кабелю, включающее это исполнение, то следует ответить на вопрос о том, каков будет срок действия этого исключительного права: не прекратит ли оно действовать после истечения срока действия исключительного права на сообщение в эфир или по кабелю? Ответ может быть двояким. См. выше, п. 5 комментария к данной статье.

8. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что исключительное право на исполнение может возникать и действовать на территории России в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Сама эта норма лишь повторяет - применительно к исключительному праву на исполнение - общие нормы о примате международных договоров и, в частности, норму, содержащуюся в абз. 1 п. 1 ст. 1231 ГК РФ.

Основные международные договоры России в этой области указаны в п. 12 комментария к ст. 1304 ГК РФ.

См. также п. 3 ст. 1304 ГК РФ и комментарий к нему (п. 13).


§ 3. Право на фонограмму


Статья 1322. Изготовитель фонограммы


Комментарий к статье 1322


1. Комментируемая статья устанавливает, что изготовителем фонограммы является "лицо". Как следует из части первой ГК РФ, лицо - это либо физическое лицо (гражданин), либо юридическое лицо (организация). У граждан имеется имя (ст. 19 ГК РФ), у юридических лиц - наименование (ст. 54 ГК РФ). У изготовителя фонограммы, как следует из второй фразы комментируемой статьи, может иметься имя или наименование. Следовательно, изготовителем фонограммы может быть признан как гражданин, так и юридическое лицо.

2. В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ создавать результаты интеллектуальной деятельности могут лишь граждане: они называются авторами.

Поскольку изготовителем фонограммы может быть и юридическое лицо, изготовитель фонограммы не является автором, а сама фонограмма не является результатом интеллектуальной деятельности.

3. В первой фразе комментируемой статьи указано, что изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за "первую запись" звуков или отображений этих звуков.

Выделенные нами слова - "первая запись" - означают, что до этого фонограммы не было, что изготовитель фонограммы изготовил ее экземпляр не путем копирования, не путем повторения ранее существовавшей записи, а создал первую запись (см., однако, п. 3 ст. 1324 ГК РФ: фонограммой считается и переработка существующей фонограммы).

Хотя изготовителем фонограммы будет признано и то лицо, которое создало некачественную первую запись, не об этих лицах сейчас идет речь. Для изготовления качественной первой записи требуются навыки и дорогостоящее оборудование.

Исключительное право закрепляется за изготовителем фонограммы в связи с его усилиями и расходами, связанными с созданием первой записи звуков.


4. В комментируемой статье эти усилия изготовителя фонограммы названы так: изготовитель фонограммы "взял на себя инициативу и ответственность за первую запись". Подобное выражение имеется во французском законодательстве и в одном международном соглашении, сформулированном под влиянием французской правовой доктрины.

Очевидно, отсюда это выражение проникло и в текст ГК РФ. Такое заимствование следует признать крайне неудачным. Действительно, хотя ГК РФ относит к юридическим фактам гражданского права самые разнообразные действия, однако признать юридическим фактом такое действие, которым лицо "берет на себя инициативу и ответственность", - это просто невозможно понять!

На самом деле изготовитель фонограммы либо сам создает фонограмму для себя, либо поручает ее создание своему работнику (в рамках его служебных обязанностей), либо, выступая заказчиком, заключает договор с исполнителем (подрядчиком) на изготовление фонограммы. Во всех этих случаях все права на созданную фонограмму возникают у изготовителя фонограммы и для него. Ни у работника, ни у исполнителя (подрядчика) по договору никаких прав на фонограмму не возникает.

Только так и можно толковать выражение "взять на себя инициативу и ответственность за первую запись".

5. В ранее действовавшем российском законодательстве применялся термин "производитель фонограммы". Этот же термин используется в официальных русских текстах некоторых международных соглашений. Термин "изготовитель фонограммы" нельзя считать более благозвучным или более точным. Оба термина являются синонимами.

6. Вторая фраза комментируемой статьи содержит презумпцию: при отсутствии доказательства иного изготовителем фонограммы считается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы или на ее упаковке. Слова "обычным образом" означают, что при этом не обязательно должно прямо указываться, что, например, "Иванов является изготовителем фонограммы"; достаточно простого проставления имени - "Иванов" либо проставления имени вместе со знаком правовой охраны смежных прав - см. ст. 1305 ГК РФ.

Конечно, указанная презумпция является опровержимой.


Статья 1323. Права изготовителя фонограммы


Комментарий к статье 1323


1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возникновение у изготовителя фонограммы четырех видов субъективных прав.

Перечень этих прав является исчерпывающим.

2. В качестве первого такого права названо исключительное право на фонограмму. Его содержание раскрывается в ст. 1324 ГК РФ.

3. В качестве второго субъективного права изготовителя фонограммы названо право указывать свое имя (наименование) на экземплярах фонограммы и (или) на их упаковке.

Имя (наименование) изготовителя фонограммы может указываться либо само по себе, либо с указанием на то, что указанное лицо является изготовителем фонограммы, либо с проставлением знака охраны смежных прав (ст. 1305 ГК РФ). Способ осуществления этого права может определяться в договоре о распоряжении исключительным правом; этот договор может предусматривать также отказ изготовителя фонограммы от указания своего имени (наименования).


4. Третье право изготовителя фонограммы - право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Содержание этого права в ГК РФ не раскрывается; поэтому, очевидно, можно по аналогии применять норму, содержащуюся в подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ, и считать, что изготовитель фонограммы может препятствовать использованию фонограммы с изменениями, приводящими к извращению ее смысла и к нарушению целостности восприятия фонограммы. Указанное право является более узким, чем авторское право на неприкосновенность произведения.

5. Четвертое (и последнее) право изготовителя фонограммы - право на обнародование фонограммы (подп. 4 п. 1). Изготовитель фонограммы имеет право осуществить действия, которые впервые сделают фонограмму доступной для всеобщего сведения. Эти действия могут быть осуществлены самим изготовителем фонограммы или иным лицом - с согласия изготовителя фонограммы. При этом сам способ обнародования правового значения не имеет. Это может быть опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю. Среди способов обнародования упоминается также и "публичный показ". Содержание этого термина неясно. В авторском праве "публичный показ" означает демонстрацию произведения в статическом состоянии. Это толкование к правам изготовителя фонограммы не может быть применено. Поэтому следует считать, что "публичный показ" есть разновидность публичного исполнения.

6. В подпункте 4 п. 1 указывается на то, что одним из способов обнародования является опубликование (выпуск в свет) экземпляров фонограммы. Это выпуск в гражданский оборот экземпляров фонограммы с согласия изготовителя фонограммы, причем в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

При применении нормы, содержащейся в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, не имеет значения, каким способом обнародована фонограмма - путем опубликования (выпуска в свет) материальных носителей или иным способом.

Однако в ст. 1325 и 1326 ГК РФ говорится об опубликованных фонограммах, а не обо всех обнародованных фонограммах, поэтому указанные статьи применяются только к опубликованным (выпущенным в свет) фонограммам.

Право на обнародование и право на опубликование могут быть реализованы только один раз.

7. Статья 1268 ГК РФ, относящаяся к авторским произведениям, более подробно характеризует понятия "обнародования" и "опубликования". Эти более подробные понятия могут по аналогии применяться к правам изготовителя фонограммы.

8. В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что при осуществлении своих прав изготовитель фонограммы обязан соблюдать права авторов произведений, вошедших в фонограмму, а также права исполнителей, исполнения которых использованы в фонограмме. Изготовитель фонограммы не вправе использовать фонограмму, нарушая авторские и исполнительские права, хотя сама фонограмма и в этом случае пользуется правовой охраной. Но, конечно, в этом случае права изготовителя фонограммы оказываются "парализованы".