Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5260

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому необходимо отметить, что сфера применения п. 4 ст. 1330 является в высшей степени неясной. Очевидно, однако, что сфера действия исключения, предусмотренного в п. 3 ст. 1317 ГК РФ, не может быть расширена.

См. также комментарий к п. 4 ст. 1317 ГК РФ.

17. В пункте 5 комментируемой статьи устанавливается, что организации вещания осуществляют свои права с соблюдением прав тех лиц, охраняемые объекты которых включены в сообщения передач: авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм, других организаций вещания.

Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 1315 и в п. 2 ст. 1323 ГК РФ.

В целях выполнения нормы, содержащейся в п. 5, на практике в договоры включают следующее условие:

"Лицо, передающее различные материальные носители, содержащие результаты интеллектуальной деятельности, должно гарантировать, что при их использовании не будут нарушаться права третьих лиц". На профессиональном жаргоне говорят, что должна быть произведена "очистка" прав (Clearance, Reinheit).

18. В пункте 6 комментируемой статьи устанавливается, что права организаций вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских, исполнительских и фонограммных прав на объекты, включенные в сообщения передачи.

В частности, прекращение и переход к другому лицу этих последних прав не оказывает влияния на права организаций вещания.

Аналогичные нормы содержатся в п. 3 ст. 1315 и в п. 3 ст. 1323 ГК РФ.


Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние


Комментарий к статье 1331


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что исключительное право на сообщения радио- и телепередач действует в течение пятидесяти лет. Возникает исключительное право с даты сообщения передачи в эфир или по кабелю, а прекращается 31 декабря пятидесятого года, считая с года передачи сообщения.

Пункт 1 данной статьи содержит именно такие нормы, которые, к сожалению, выражены неясно и неточно.

2. В течение этого срока исключительное право на сообщение передачи может перейти к правопреемнику организации вещания (при реорганизации, по договору и т.п.). Это не меняет срока действия исключительного права. Именно эта норма содержится в п. 2 комментируемой статьи.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи по истечении срока действия исключительного права на сообщение передачи, это сообщение переходит в общественное достояние (Public Domain), и к нему "соответственно применяются правила ст. 1282 ГК РФ".

Однако применить ст. 1282 ГК РФ к указанным сообщениям оказывается не просто.

Конечно, не возникает никаких проблем при применении к перешедшим в общественное достояние сообщениям первой фразы п. 2 ст. 1282 ГК РФ: "находящиеся в общественном достоянии объекты могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения".


Но как применить к таким объектам вторую фразу п. 2 ст. 1282 ГК РФ: "При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения"?

Поскольку кроме исключительного права, закрепляемого за организациями вещания, никаких личных и иных прав закон за ними не закрепляет, следует считать, что вторая фраза п. 2 ст. 1282 ГК РФ к находящимся в общественном достоянии сообщениям передач не применима. Не применимы здесь и нормы п. 3 ст. 1282 ГК РФ.


Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1332


1. В комментируемой статье предусматривается, что исключительное право на сообщение передачи действует на территории России в следующих двух случаях:

1) если организация вещания имеет место нахождения на территории России и осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории России.

При толковании этой нормы могут быть применены по аналогии нормы второй, третьей и четвертой фразы подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ. См. также п. 14 комментария к ст. 1270 ГК РФ;

2) если предоставление исключительного права предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. С 26 мая 2003 г. Россия участвует в Международной (Римской) конвенции от 26 октября 1961 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. В ней участвуют около 80 стран.

В соответствии с этой Конвенцией Россия предоставляет на своей территории национальный режим иностранным обладателям исключительного права на эфирные сообщения передач, переданные в эфир после 25 марта 2003 г. Россия присоединилась к этой Конвенции с рядом оговорок: см. СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5217.


§ 5. Право изготовителя базы данных


Статья 1333. Изготовитель базы данных


Комментарий к статье 1333


1. Комментируемая статья, как следует из ее названия, определяет понятие изготовителя базы данных. На самом деле ее содержание намного шире: в ней перечислены также основные права, закрепляемые за изготовителем базы данных, и, кроме того, содержатся нормы, позволяющие сформулировать понятие базы данных.

2. Следует различать два понятия: "база данных как объект авторского права" и "база данных как объект смежного права". Это разные понятия.

Понятие "база данных как объект авторского права" дается в абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ. Это совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы можно было найти и обработать с помощью ЭВМ (см. п. 4 комментария к ст. 1260 ГК РФ).

"База данных как объект смежного права" с технической точки зрения - это разновидность базы данных как объекта авторского права.

База данных как объект смежного права обладает одним дополнительным признаком. Он указан в п. 1 ст. 1334 ГК РФ и состоит в том, что база данных как объект смежного права обязательно является результатом вложения в ее создание значительных затрат: финансовых, материальных, организационных или иных. Условно такую базу данных можно назвать "дорогостоящей".


Для того чтобы дать какие-то ориентиры практике относительно того, какую базу данных считать "дорогостоящей", в последней фразе абз. 1 п. 1 ст. 1334 ГК РФ указывается, что если база данных содержит не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), то считается, что она потребовала существенных затрат на свое создание, т.е. является "дорогостоящей". Однако эта презумпция является опровержимой: возможно, что если включаемые элементы (материалы) являются очень простыми, для признания базы данных "дорогостоящей" потребуется свыше 10 тысяч таких элементов; возможны, однако, и иные, прямо противоположные, случаи.

Такие "дорогостоящие" базы данных охраняются как объект смежного права. Никакие иные базы данных смежным правом не охраняются, а потому для различения разных баз данных охраняемые смежным правом базы данных мы будем именовать "особыми базами данных".

3. Субъект права на особые базы данных в комментируемой статье назван "изготовителем", вероятно, по аналогии с изготовителем фонограммы.

Изготовителем особой базы данных, как следует из второй фразы п. 1 комментируемой статьи, может быть либо гражданин, либо юридическое лицо.

Следовательно, особая база данных не является результатом интеллектуальной деятельности, поскольку первоначальными владельцами прав на такие результаты могут быть только граждане.

Таким образом, особая база данных - это не результат творческих усилий изготовителя, а результат организационных усилий изготовителя: он организовал работу по созданию базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Хотя нельзя исключать, что всю работу по созданию особой базы данных выполнит физическое лицо, которое и должно в этом случае признаваться изготовителем, более естественным в качестве фигуры изготовителя выглядит работодатель, поскольку подобрать, обработать и расположить 10 тысяч (!) материалов вряд ли под силу одному какому-либо гражданину.

Служебные фрагменты ("наработки") особой базы данных ГК РФ даже не упоминает, поскольку очевидно, что все права на них принадлежат работодателю - ст. 1470 ГК РФ должна применяться к данным случаям, причем прямо, а не по аналогии.

4. Во второй фразе п. 1 комментируемой статьи содержится презумпция того, что изготовителем особой базы данных считается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на материальном носителе особой базы данных или на его упаковке. Слова "обычным образом" означают, что при этом не обязательно именовать указанное лицо изготовителем особой базы данных; достаточно, в частности, чтобы имя (наименование) лица стояло в заголовке или в титрах этой базы данных.

Указанная презумпция является опровержимой.

При применении указанной презумпции следует учитывать, что имя (наименование) определенного лица, проставленное на материальных носителях (упаковке) особой базы данных, может означать не только изготовителя, но и владельца авторских прав.


5. Пункт 2 данной статьи закрепляет за изготовителем особой базы данных два правомочия:

- исключительное право, содержание которого раскрыто в ст. 1334 ГК РФ, и

- личное право на указание на материальных носителях или на упаковке особой базы данных имени (наименования) изготовителя.


Статья 1334. Исключительное право изготовителя базы данных


Комментарий к статье 1334


1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи содержатся некоторые положения, относящиеся к базам данных как к объектам смежного права. Эти положения отмечены и проанализированы в комментарии к ст. 1333 ГК РФ (см. п. 2 этого комментария).

2. В первой фразе абз. 1 п. 1 сформулировано имущественное право, принадлежащее изготовителю особой базы данных: это право извлекать из данной базы материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

Выражение "извлекать... материалы" при этом имеет особый смысл, который поясняется во второй фразе абз. 2 п. 1. Оказывается, что "извлечение материалов" - это перенос на другой материальный носитель всего содержания особой базы данных или существенной части составляющих ее материалов.

Таким образом, перенос одного из материалов, отдельных материалов и даже "несущественной" части особой базы данных на другой (новый) материальный носитель не является нарушением исключительного права изготовителя. Что такое "несущественная" часть - 5 - 10% от общего массива особой базы данных или иное количество материалов - все это будет определять суд.

3. Но сам по себе перенос всего массива или существенной части особой базы данных на другой материальный носитель еще не составляет использования исключительного права. Дополнительно требуется, чтобы этот перенесенный материал использовался.

Одного намерения такого последующего использования недостаточно: это ясно видно из первой фразы абз. 1 п. 1 и из первой фразы абз. 2, хотя вторая фраза абз. 2 п. 1 в этом отношении менее ясна.

Указанное последующее использование может осуществляться "в любой форме и любым способом" (первая фраза абз. 1 п. 1) или - что одно и то же - "с использованием любых технических средств и в любой форме" (вторая фраза абз. 2 п. 1). Иными словами, форма, способ, применяемые технические средства этого последующего использования не имеют значения при решении вопроса о том, использовано ли исключительное право.

4. Первая фраза абз. 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает общий запрет, адресованный любым третьим лицам, осуществлять то использование особой базы данных, которое составляет содержание исключительного права. Это запретительная, негативная часть исключительного права, которая существует наряду с позитивной, разрешительной частью этого права.

5. Из пункта 1 комментируемой статьи следует, что изготовителю особой базы данных предоставляется право запрета, полного или в существенной части, копирования особой базы данных, независимо от сохранения последовательности расположения отдельных информационных материалов (элементов). Изготовителю особой базы данных принадлежит и соответствующее позитивное право.


В этом состоит принципиальное отличие исключительного смежного права на особую базу данных от исключительного авторского права на базу данных. Последнее (авторское) право охраняет и защищает лишь определенную последовательность расположения информационных элементов (материалов).

6. Во второй фразе абз. 1 п. 1 указывается, что изготовитель особой базы данных может распоряжаться своим исключительным правом, т.е. отчуждать его, закладывать его или выдавать на него лицензии.

7. В первой фразе абз. 2 п. 1 упоминаются ограничения исключительного права: разрешения правообладателя не требуется в случаях, "предусмотренных настоящим Кодексом".

Случаи свободного использования особой базы данных указаны в п. 3 комментируемой статьи.

8. Пункт 2 анализируемой статьи устанавливает, что исключительное право изготовителя особой базы данных "признается и действует" независимо от наличия и действия любых иных исключительных прав на те объекты, которые включены в состав этой особой базы данных.

Речь здесь может идти о самых разных объектах, на которые существуют исключительные права: объекты авторского права, смежных прав, объекты патентного права, средства индивидуализации и т.д.

Объектами авторского права (произведениями) могут быть как сама особая база данных (составное произведение), так и отдельные включенные в нее базы данных (не являющиеся особыми базами данных), а также отдельные информационные элементы (материалы), из которых состоит особая база данных, а также программы для ЭВМ, с помощью которых осуществляется поиск в особой базе данных.

На элементы (материалы), включенные в особую базу данных, могут существовать исполнительские права, фонограммные права, права организаций вещания.

Авторское право на особую базу данных, а также на отдельные входящие в нее базы данных может принадлежать изготовителю особой базы данных - как работодателю (на основе ст. 1295 ГК РФ) или на основе договора заказа (ст. 1296 ГК РФ).

Вообще изготовитель особой базы данных может осуществлять свои исключительные права лишь в том случае, если он имеет (приобрел) права на использование всех объектов исключительных прав, которые включены в особую базу данных. В противном случае исключительное право изготовителя оказывается "парализованным".

Независимость исключительного права изготовителя особой базы данных от наличия и действия иных исключительных прав на объекты, входящие в данную базу данных, проявляется в том, что переход любых иных исключительных прав к другому лицу не влияет на существование и объем исключительного права изготовителя этой особой базы данных.

9. В первом абз. п. 3 комментируемой статьи указываются случаи, когда особая база данных может быть использована свободно, без нарушения при этом исключительного права изготовителя особой базы данных, установленного в п. 1 данной статьи.