Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5212

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России проблемы с выбором между двумя системами охраны селекционных достижений отчетливо проявились в 2003 г. после внесения изменения в ст. 4 Патентного закона, согласно которому был отменен закрытый перечень объектов изобретения, в результате чего появилась возможность выдачи патента на трансгенные растения и животные, т.е. на объекты живой природы.

Исключение из патентования сортов растений и пород животных и биологических способов их получения в соответствии с п. 6 ст. 1350 ГК РФ способствует более четкому разграничению сфер действия патентного права и права не селекционное достижение. Ведь п. 3 ст. 4 ранее действовавшего Патентного закона РФ не признавал патентоспособными только сорта растений и породы животных, что оставляло лазейку для косвенной охраны сортов растений и пород животных через способы их получения.

3. В СССР селекционные достижения приравнивались по правовой охране к изобретениям, т.е. в отличие от России была реализована патентно-правовая модель селекционных достижений (п. 22 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г. N 584 (СП СССР. 1973. N 19. Ст. 109)), с учетом того обстоятельства, что на новые селекционные достижения выдавались авторские свидетельства, а на улучшенные селекционные достижения - свидетельства.

4. Исходя из новой классификации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, принятой в части четвертой ГК РФ (ст. 1226), права на селекционные достижения объединены общим родовым понятием "интеллектуальные права".

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи авторы селекционного достижения, отвечающего условиям предоставления правовой охраны, предусмотренным ГК РФ, принадлежат следующие интеллектуальные права: исключительное право; право авторства.

Исключительное право на селекционное достижение является имущественным правом; его содержание раскрыто в ст. 1421 ГК РФ (см. комментарий к ней).

Следует особо указать на несколько гипертрофированный характер главенствующей роли автора в сфере селекционной деятельности, особенно в части принадлежности ему исключительного права, что не присуще законодательствам государств с развитым правопорядком. В связи с вышеизложенным следует полагать, что положение о принадлежности автору исключительного права необходимо толковать таким образом, что автор получает это право только после выдачи ему патента. В противном случае, если толковать эту норму буквально и изолированно от других норм, автор, не являющийся патентообладателем, может всегда претендовать на исключительное право наряду с действительным патентообладателем, что противоречит принципам правовой охраны селекционных достижений.

Право авторства представляет собой личное неимущественное право; его содержание раскрыто в ст. 1418 ГК РФ (см. комментарий к ней).


Законодатель не счел нужным формулировать легальное определение селекционного достижения, как это было сделано в ст. 1 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях в отношении как селекционного достижения, так и охраняемого селекционного достижения. Указанное обстоятельство служило основой в доктрине для обозначения новых биологических объектов, не прошедших государственное испытание (апробацию) в качестве результатов селекционной деятельности, а новых сортов растений или пород животных, созданных в результате целенаправленной творческой деятельности, отвечающих условиям охраноспособности и признанных компетентным органом, выдающим охранный документ, - в качестве селекционных достижений (см.: Синельникова В.Н. Проблемы селекционного законодательства. М., 1991. С. 56).

В настоящее время сборное (комплексное) понятие селекционного достижения можно вывести логическим путем через перечень объектов интеллектуальных прав на селекционные достижения и условий охраноспособности селекционных достижений, изложенных, соответственно, в ст. 1412 и 1413 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

Как уже отмечалось, селекционные достижения считаются результатами интеллектуальной деятельности, но в то же время они существенно отличаются от классических результатов интеллектуальной деятельности, имеющих нематериальный характер.

В большинстве стран мира правовая охрана селекционных достижений - это специальная (особого рода) охрана, отличающаяся по многим аспектам от правовой охраны других результатов интеллектуальной деятельности. Особые условия охраноспособности селекционных достижений составляет их специфику как объекта охраны, представляющего собой биологический материал, подверженный как человеческому влиянию, так и естественным воздействиям. На первый взгляд, сорт растений или порода животных как объект охраны непосредственно связаны с конкретным растением или животным и не могут быть представлены в качестве нематериального объекта, свойства, присущего всем результатам интеллектуальной деятельности.

Однако это мнимое противоречие, вытекающее из специфики права селекционера. Предметом охраны все же является объект, определяемый совокупностью существенных признаков, зафиксированных в описании селекционного достижения. Таким образом, правовая охрана предоставляется определенным признакам (свойствам) растений или животных (нематериальный элемент), воспроизведенным в отдельных особях (материальный элемент), которые обладают такими признаками (свойствами). Следовательно, в сфере селекционных достижений нематериальный элемент неразрывно связан с материальным элементом, в котором он только и может проявляться в рамках совокупности особей одного вида, искусственно созданного человеком.


5. В пункте 2 комментируемой статьи закреплен примерный перечень прав, которые в случаях, предусмотренных ГК РФ, принадлежат автору селекционного достижения. К указанным правам относятся следующие: право на получение патента (см. комментарий к ст. 1420); право на наименование селекционного достижения <1> (см. комментарий к ст. 1419); право на вознаграждение за использование служебного селекционного достижения (см. комментарий к ст. 1430).

--------------------------------

<1> Специфика права на селекционное достижение такова, что присвоение наименования селекционного достижения является, скорее всего, обязанностью селекционера, чем его правом, о чем более подробно будет сказано ниже.


В состав других прав автора селекционного достижения можно также включить право на вознаграждение авторов селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного по заказу (см. комментарий к п. 4 ст. 1431), право на вознаграждение автору селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (см. комментарий к ст. 1432).


Статья 1409. Действие исключительного права на селекционные достижения на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1409


1. В комментируемой статье, являющейся новеллой части четвертой ГК РФ, выражен территориальный принцип действия исключительного права на селекционное достижение.

Территориальный предел действия - это один из признаков, наряду с объектом охраны (см. комментарий к п. 2 ст. 1415 ГК РФ) и сроком действия (см. комментарий к ст. 1424 ГК РФ) исключительного права, выявляющего его специфику и отличие, например, от объектов вещного права.

Территориальный предел действия исключительного права, как правило, составляет территория государства, компетентный орган которого предоставил исключительное право или право селекционера, удостоверенное патентом или иным охранным документом (например, свидетельством).

За пределами территории, на которую распространяется действие исключительного права или права селекционера, соответствующее селекционное достижение может быть безвозмездно использовано любым лицом.

В связи с вышеизложенным вполне очевидна необходимость получения национальных охранных документов в каждом государстве, где имеются экономические интересы селекционера, или использования возможности региональных систем правовой охраны селекционных достижений, например правовой охраны сортов растений ЕС, основанной на Регламенте Совета ЕС N 2100/94 от 27 июля 1994 г.

Введение нормы о территориальном характере действия исключительного права на селекционные достижения полезно также и с точки зрения необходимости правильного толкования других норм ГК РФ (например, ввоз на территорию России как одна их форм контрафакции - см. комментарий к ст. 1421 ГК РФ, исчерпание прав как одна из форм ограничения прав патентообладателя - см. комментарий к ст. 1422 ГК РФ).


2. Из текста комментируемой статьи следует, что на территории России действуют не только патенты, выданные федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, но и патенты, имеющие силу на ее территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Указанная норма сформулирована по образцу и подобию нормы ст. 1346 ГК РФ относительно действия исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы на территории России.

Однако если в отношении изобретений таким международным договором Российской Федерации является Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 г., в соответствии с которой на территории России, как и на территории других государств - участников Конвенции, действуют евразийские патенты, выданные Евразийским патентным ведомством, то в отношении селекционных достижений такой международный договор Российской Федерации отсутствует.

Иными словами, в отношении селекционных достижений не создана региональная система правовой охраны с участием Российской Федерации.

Следует особо указать, что на иных принципах по сравнению с другими региональными системами действует принятое на Экономическом совете СНГ 16 марта 2001 г. в г. Москве Соглашение о правовой охране сортов растений. В соответствии со ст. 3 указанного Соглашения охрана права на сорт растений осуществляется в соответствии с национальными законодательствами сторон; охрана может осуществляться также на основе взаимного признания сторонами охранных документов с учетом результатов экспертизы компетентных органов других Сторон согласно двусторонним или многосторонним соглашениям.

Указанное Соглашение вступило в силу 29 ноября 2004 г. в отношении Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Следовательно, международными договорами Российской Федерации для целей применения комментируемой статьи будут двусторонние или многосторонние соглашения о взаимном признании охранных документов на сорт растений в рамках Соглашения о правовой охране сортов растений от 16 марта 2001 г. при условии присоединения к нему Российской Федерации.

Что же касается региональной системы правовой охраны селекционных достижений на постсоветском пространстве на основе единого патента или иного единого охранного документа, выдаваемого наднациональным органом, то перспектива создания такой системы в обозримом будущем маловероятна.

3. Некоторые авторы ошибочно полагают, что международным договором Российской Федерации, в соответствии с которым на территории Российской Федерации действуют патенты, является Конвенция УПОВ, к которой Россия присоединилась в 1998 г.

Несмотря на наличие в Конвенции УПОВ многих материально-правовых норм, обязательных для Договаривающихся Сторон (например, предоставление национального режима - ст. 4; критерии, которым должен удовлетворять новый сорт (новизна, отличимость, однородность, стабильность) - ст. 5 - 9), указанная Конвенция не предусматривает выдачу единого охранного документа, который бы действовал на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе и на территории Российской Федерации.


Положения УПОВ лишь способствуют облегчению регистрации новых сортов растений на территориях Договаривающихся Сторон на основе истребования права конвенционного приоритета, закрепленного в ст. 11 Конвенции УПОВ. Указанное право конвенционного приоритета заключается в том, что селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся сторон ("первая заявка"), пользуется в течение 12 месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка").

И только компетентный орган Договаривающейся Стороны, в который поступит последующая заявка, правомочен выдать по ней охранный документ на новый сорт растений или отказать в его выдаче.


Статья 1410. Автор селекционного достижения


Комментарий к статье 1410


1. Первое предложение комментируемой статьи, в принципе, воспроизводит абзац третий ст. 22 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях. Главное отличие заключается в том, что вместо термина "физическое лицо" использован термин "селекционер-гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту части четвертой ГК РФ, в том числе в общей норме п. 1 ст. 1228 ГК РФ, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Указание законодателем гражданина в качестве автора связано, собственно, с интеграцией норм об исключительных правах в ГК РФ. В связи с этим для целей комментария настоящей статьи необходимо обратиться к общим нормам части первой ГК РФ, например п. 2 ст. 1, в котором граждане и физические лица фигурируют в качестве синонимов. Кроме того, следует принимать во внимание норму п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следовательно, безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов.

Следует отметить, что гражданское законодательство не устанавливает особых возрастных ограничений для граждан (физических лиц) в плане их признания авторами селекционных достижений. Однако в этих случаях необходимо прибегать к общим нормам ГК РФ: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности, в то время как от имени малолетних, а также граждан, признанных недееспособными, права авторов могут осуществлять только их законные представители.

2. Как и прежде, непременным условием признания за селекционером-гражданином (физическим лицом) статуса автора является его творческий труд при создании, выведении или выявлении селекционного достижения.