Файл: ГК_3_комм_р6_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1090

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. В связи с тем, что в комментируемой статье говорится об ответных ограничениях в отношении юридических лиц, возникает вопрос, могут ли такие меры приниматься в отношении иностранной организации, не являющейся юридическим лицом. Поскольку согласно ст. 1203 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье) к деятельности такой организации, не являющейся юридическим лицом, применяется российское право, в том числе правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, к таким организациям должны применяться и правила об ответных ограничениях (реторсии).


Глава 67. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ


Статья 1195. Личный закон физического лица


Комментарий к статье 1195


1. Глава 67 ГК РФ посвящена правовому положению лиц в международном частном праве. В ней сосредоточены коллизионные нормы, позволяющие определить статус физических лиц, юридических лиц и государства в отношениях, осложненных иностранным элементом.

Комментируемая статья определяет общее понятие "личный закон физического лица" (lex personalis), используемое в различных коллизионных нормах данной главы. Личный закон физического лица - право того государства, с которым физическое лицо имеет наибольшую связь. До принятия части третьей ГК РФ это понятие не было прямо закреплено в гражданском законодательстве, однако всегда представляло собой устойчивый правовой термин.

Помимо норм комментируемой главы упоминание о личном законе гражданина содержится также в ст. 399 ГПК РФ, однако его содержание определяется гражданским процессуальным законодательством.

2. В качестве критериев определения личного закона физического лица используются его гражданство и место жительства. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Общим правилом, закрепленным в комментируемой статье, является правило о законе гражданства (lex patriae).

Основания и порядок приобретения, а также прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>. В соответствии со ст. 11 названного Закона гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации и по некоторым иным основаниям.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.


3. Специальное правило для случаев наличия у физического лица одновременно двух и более гражданств, одно из которых - гражданство Российской Федерации, закреплено в п. 2 и 3 комментируемой статьи. Разумеется, в такого рода ситуациях российский орган государственной власти, осуществляющий применение права, при определении личного закона физического лица должен руководствоваться положениями российского права.


4. Трудности с определением личного закона физического лица могут возникнуть в случае, когда такое лицо имеет одновременно несколько иностранных гражданств. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Однако и эта правовая категория - место жительства физического лица - не является в достаточной мере определенной.

Так, например, германское гражданское право допускает, что место жительства гражданина может находиться в нескольких местах одновременно. В соответствии со ст. 103 французского Гражданского кодекса изменение места жительства происходит "вследствие действительного проживания в другом месте, связанного с намерением установить там свое основное обзаведение".

Как указывается в ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Между тем в целом ряде ситуаций установить такое место нет почти никакой возможности, в частности тогда, когда образ жизни гражданина нескольких государств связан с его постоянными перемещениями. Кроме того, с точки зрения того понимания ст. 20 ГК РФ, которое сложилось в настоящее время, место жительства не может быть определено иначе как помещение - жилое или нежилое <1>. В частности, не принято считать местом жительства гражданина населенный пункт.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан".


Проживание в гостинице, пусть даже длительное, в российской правовой системе не рассматривается в качестве постоянного проживания, поскольку в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гостиницы, санатории, дома отдыха являются местами пребывания.

В то же время, однако, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" допускается временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. В таком случае местом жительства (несмотря на его "временный" характер) иностранного гражданина или лица без гражданства следует считать территорию Российской Федерации.

Не меньшее значение проблема установления места жительства имеет для определения личного закона лиц без гражданства. Известная традиционная привязка, отсылающая к месту жительства лица, в таком случае требует аналогичных разъяснений.

5. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" <1> беженцем считается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.


--------------------------------

<1> Российская газета. 03.06.1997.


Комментируемая статья устанавливает, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.


Статья 1196. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица


Комментарий к статье 1196


1. Правоспособность физического лица - способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности - определяется его личным законом. Таким образом, например, возможность быть автором, наследником, собственником тех или иных вещей - объектов гражданских прав, иметь иные права и обязанности определяется личным законом (см. комментарий к ст. 1195 ГК). В то же время объем правоспособности физического лица в соответствии с его личным законом может существенно отличаться от объема правоспособности граждан того государства, где лицо пребывает. Такие же различия могут иметь начало и конец правоспособности физической личности.

М.М. Богуславский, упоминая о предоставлении ст. 62 Конституции РФ национального режима иностранцам, отмечает, что "гражданская правоспособность иностранца в Российской Федерации определяется в принципе российским законодательством, а не личным законом иностранца. Применение к иностранцу личного закона, в частности закона государства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующих правил международного договора, участницей которого является Россия" <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник М.М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (5-е издание, переработанное и дополненное).


<1> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998. С. 112 - 113.


2. Равенство правоспособности граждан одного государства - единый общий принцип, существующий в современных правовых системах <1>. В то же время правовое положение иностранцев и апатридов, как правило, существенно отличается от правового положения граждан.

--------------------------------

<1> См., например: Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т. 1. 4-е изд. / Отв. ред. Е.Л. Васильев, А.С. Комаров. М., 2004. С. 116 - 117.


В Российской Федерации действует принцип национального режима с изъятиями - по общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это правило закреплено в ст. 62 Конституции РФ, в комментируемой статье, а также в ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Следует уточнить, что ст. 62 Конституции РФ допускает отступления от принципа национального режима также в соответствии с международными договорами РФ.


3. Исключений из принципа национального режима немало.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" прежде всего ограничивает свободу передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации (ст. 11) и, как следствие, право выбора места пребывания и жительства (ст. 30, 31).

Возможность иностранцев и апатридов временно проживать на территории Российской Федерации зависит от целого ряда обстоятельств. Одним из таких обстоятельств является состояние здоровья иностранца, что послужило основанием для оспаривания положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в Конституционном Суде РФ. Гражданин Украины Х., зарегистрированный по месту жительства в городе Одессе, заключил брак с гражданкой Российской Федерации; у них родилась дочь, имеющая гражданство Российской Федерации. Жена и дочь этого лица постоянно проживают в городе Москве, сам же он пребывал на территории Российской Федерации временно. В связи с тем что гражданин Украины Х. имеет заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией, паспортно-визовое управление ГУВД разъяснило ему, что в соответствии с п. 8 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание <1> при подаче заявления иностранный гражданин представляет сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; отсутствие же сертификата в соответствии с п. 13 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Таким образом, возможность реализации целого ряда личных неимущественных прав, регулируемых гражданским и семейным законодательством, была поставлена в зависимость от состояния здоровья иностранного гражданина. Рассматривая заявление гражданина Украины Х., Конституционный Суд РФ отметил, что правоприменительными органами и судами (исходя из гуманитарных соображений) должны учитываться "семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции" <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".


<2> Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 155-О "По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".


Земельным кодексом РФ установлены ограничения для иностранцев в сфере земельных отношений. Согласно ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. На основании ст. 28 ЗК РФ иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность только за плату.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Для иностранцев и лиц без гражданства устанавливаются ограничения по ряду видов экономической деятельности. Трудовая деятельность иностранцев на территории Российской Федерации ограничена правилом об обязанности работодателей и заказчиков работ (услуг) получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации".


Иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации (ст. 56 Кодекса торгового мореплавания, ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта).

В соответствии с Воздушным кодексом РФ <1> в состав летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа, при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна РФ. Создаваемым на территории Российской Федерации юридическим лицом - авиационным предприятием - не может руководить иностранец или лицо без гражданства. Количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не может превышать одну треть состава руководящего органа.