Файл: ГК_3_комм_р6_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1086

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9) финансовый агент в договоре финансирования под уступку денежного требования - банк или иная кредитная организация, иная коммерческая организация, которая передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания отдельных услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование (ст. 824, 825 ГК);

10) банк в договорах банковского вклада (депозита) и банковского счета. По договору банковского вклада банк принимает денежную сумму, поступившую от другой стороны (вкладчика) либо поступившую для вкладчика (ст. 834, 835 ГК). По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (ст. 845 ГК);

11) хранитель в договоре хранения - сторона, которая обязуется хранить вещь, переданную ему другой стороной договора (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 ГК);

12) страховщик в договоре страхования - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" порядке (ст. 6 Закона);

13) поверенный в договоре поручения - сторона, которая в рамках договора поручения обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия за вознаграждение, если оно предусмотрено законом или условиями самого договора (ст. 971 ГК);

14) комиссионер в договоре комиссии - сторона, которая по поручению другой стороны (комитента) и за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК);

15) агент в агентском договоре - сторона, которая обязуется за вознаграждение совершать (по поручению принципала) юридические и иные действия от имени и за счет принципала либо от своего имени, но за счет принципала (ст. 1005 ГК);

16) правообладатель в договоре коммерческой концессии - сторона, которая обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК);


17) залогодатель в договоре залога - сторона, которая передает имущество залогодержателю - кредитору по обеспеченному залогом обязательству, имеющему право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами залогодателя (ст. 334 ГК);

18) поручитель в договоре поручительства - сторона, которая обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК);

19) лицензиар в лицензионном договоре - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, который предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК).

5. В п. 5 настоящей статьи предусматривается правило определения применимого права к таким договорам, которые содержат элементы различных договоров, т.е. к смешанным договорам. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

По общему правилу к смешанным договорам применению подлежит право одной страны, с которой договор в целом наиболее тесно связан. На такую взаимосвязь может быть указано в международных договорах, это может вытекать из условий договора, а также из других взаимоотношений сторон (например, предыдущая переписка и т.п.). Так, согласно п. 1 ст. 3 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге настоящая Конвенция применяется, когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах, причем эти государства, а также государство, в котором поставщик имеет свое коммерческое предприятие, являются договаривающимися государствами; или как договор поставки, так и договор лизинга регулируются правом одного из договаривающихся государств.

Иное может вытекать из:

- закона;

- условий или существа договора;

- совокупности обстоятельств дела.

Так, например, в договоре может быть предусмотрено применение права разных стран к различным элементам договоров. При возникновении противоречия между такими элементами применению подлежат коллизионные нормы (см. комментарий к ст. 1210 ГК).

6. Пункт 6 комментируемой статьи имеет чрезвычайно важное значение при применении международных обычаев, например обычаев Инкотермс 2000. Если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, например CIF, CFR, DDU, DDP и др., при отсутствии в договоре иных указаний (например, их расшифровки) считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в соответствующих странах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для устранения этого Международная торговая палата дает толкование обычаев, производит их унификацию.


Толкование торговых терминов Инкотермс осуществлено Международной торговой палатой (впервые в 1936 г.), а Торгово-промышленной палатой РФ на основании Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Постановления Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 28 июня 2001 г. N 117-13 Инкотермс 2000 признаны торговым обычаем, принятым в Российской Федерации.

Положение п. 6 комментируемой статьи позволяет трактовать вышеназванные термины в соответствии с толкованием Международной торговой палаты, если иное не предусмотрено в договоре, несмотря на то, что в п. 22 Инкотермс установлена обязанность коммерсантов, желающих использовать настоящие правила, предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 2000. Однако такая ссылка в договоре важна, поскольку редакция 2000 г. не является единственной, и важно определить, какой редакцией руководствуются стороны.

Наряду с международными торговыми обычаями, унифицированными в Инкотермс, на практике применяются Унифицированные правила по инкассо (в ред. 1995 г.), Унифицированные правила для документарного аккредитива (в ред. 1993 г.), Унифицированные правила для договорных гарантий 1978 г., Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. и др.


Статья 1212. Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя


Комментарий к статье 1212


1. Нормы настоящей статьи стали новеллами международного частного права в Российской Федерации, поскольку ранее российское коллизионное законодательство не содержало положений, определяющих особенности отношений, осложненных иностранным элементом, с участием потребителей.

В последние годы наблюдаются тенденция унификации законодательства разных стран о защите прав потребителей, а также усиление ответственности за нарушение прав потребителей. Так, в 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей в качестве основы для разработки законодательства в этой области. В том же году была принята Директива ЕС 85/374 "О сближении законодательства и подзаконных актов государств-членов об ответственности за некачественные продукты", согласно ст. 21 которой Комиссия ЕС вправе пересматривать ее каждые пять лет. Так, например, в 1999 г. были внесены дополнения Директивой 1999/32/ЕС в части распространения понятия "продукт" на все движимые вещи, в том числе включенные в состав других движимых и недвижимых вещей, а также на электроэнергию <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004. С. 52.


В 1996 г. в рамках МЕРКОСУР были приняты четыре Постановления (Постановления N 123/96, 124/96, 125/96, 126/96 группы МЕРКОСУР), закрепившие определения основных понятий, которые подлежат использованию национальными законодателями в сфере охраны прав потребителей. Так, например, товаром, на который распространяется действие Постановлений, признается любое движимое или недвижимое имущество, телесное или бестелесное <1>.


--------------------------------

<1> Там же. С. 89.


Нормы о правах потребителя содержатся и в других международных договорах, в частности в Гаагской конвенции о праве, применимом к ответственности изготовителя 1973 г. <1>, в международных договорах о перевозках - Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г.; Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа от 13 декабря 1974 г. (в основном нормы материального права) и др.

--------------------------------

<1> Российская Федерация не участвует.


В некоторых международных договорах содержится прямое указание об их неприменении к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с п. "a" ст. 2 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. положения Конвенции не применяются к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования.

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге <1> в соответствии с п. 4 ст. 1 применяется к сделкам финансового лизинга на любое оборудование, за исключением того, которое должно быть использовано в основном для личных, семейных или домашних целей арендатора.

--------------------------------

<1> Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 32. Ст. 4040.


2. Нормы комментируемой статьи известны правопорядку других государств, в частности Венгрии, Германии, Канады (Квебек), Лихтенштейна, Швейцарии и др.

Так, например, в § 13 ГГУ под потребителем понимается "любое физическое лицо, которое заключает сделку с целью, не связанной ни с его предпринимательской, ни с его самостоятельной профессиональной деятельностью".

3. В комментируемой статье закреплен принцип автономии воли, который характерен для договорных отношений в международном частном праве и конкретизирован в ст. 1210 ГК РФ. В то же время, учитывая, что потребитель является более слабой стороной в договорных отношениях, нежели субъект предпринимательской деятельности, правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом, должно обеспечивать некий баланс интересов и защищать менее сильного участника этих отношений. В п. 1 настоящей статьи в виде ограничения принципа автономии воли предусмотрена обязательность применения императивных норм страны места жительства потребителя, направленных на защиту его прав. При этом имеются в виду любые императивные нормы страны, обеспечивающие права потребителя, например в Российской Федерации - обязательные для сторон правила, установленные законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 422 ГК), а не только сверхимперативные нормы, предусмотренные ст. 1192 ГК РФ.


В Российской Федерации такие императивные нормы содержатся прежде всего в Законе РФ "О защите прав потребителей", а также в подзаконных актах, в частности в Постановлениях Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам" <1>, от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" <2> и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 482.


Понятие потребителя практически совпадает с тем понятием, которое дано в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Действие настоящей статьи не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц, использующих, приобретающих или заказывающих либо имеющих намерение использовать, приобрести или заказать товары для предпринимательских целей, для организаций и за их счет, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.

4. Место жительства потребителя определяется в соответствии со ст. 20 ГК РФ. Положение п. 1 комментируемой статьи о применении императивных норм права страны места жительства потребителя имеет приоритет перед принципом автономии воли при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подп. 1 - 3 п. 1 настоящей статьи, и важное значение при электронной торговле (через Интернет), дистанционным способом, по образцам, каталогам, с доставкой на дом и т.д.

Под офертой, упоминаемой в подп. 1, понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК). Разновидностью оферты является публичная оферта, т.е. содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.