Файл: ГК_3_комм_Марышева_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4006

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон Украины о международном частном праве подчиняет предпринимательскую и другую деятельность иностранных юридических лиц в Украине ее законодательству относительно юридических лиц Украины, если иное не установлено законом.


Статья 1203. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву


Комментарий к статье 1203


1. Статья 1203 восполняет пробел в отечественном коллизионном праве. В ОГЗ 1991 г. не было коллизионного правила, позволявшего устанавливать статут иностранной организации, не являющейся юридическим лицом. ОГЗ 1961 г. определяли гражданскую правоспособность иностранных предприятий и организаций, не ограничивая их круг юридическими лицами, лишь при совершении сделок по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям.

Участие иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, в международном гражданском обороте обусловливает постановку вопроса о личном законе таких "квазисубъектных" образований, их государственной принадлежности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Аухатов А.Я. Указ. соч.


"Фигура" иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по праву страны, где такая организация создана, обозначена в российском законодательстве о внешнеторговой деятельности, о валютном контроле и валютном регулировании, об инвестициях. В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под иностранным лицом, занимающимся внешнеторговой деятельностью, понимается, в частности, не являющееся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которая не принадлежит к российским лицам. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" называет в числе нерезидентов организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" включает в состав иностранных инвесторов иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая в силу этого законодательства вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Все эти нормы - в отличие от ст. 1203 - применяются в рамках отдельных видов деятельности, образующих предмет специального регулирования (регулирование внешнеторговой, инвестиционной деятельности, валютное регулирование). Назначение приведенных норм - определить круг иностранных участников такой деятельности, подпадающих под соответствующие правовые режимы, не ограничиваемые сферой гражданско-правовых отношений. Этой цели служат и дополнительные признаки, вводимые в указанные определения: "местонахождение за пределами Российской Федерации", "право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации". Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <1> предусмотрено участие - в качестве стороны соглашения о разделе продукции (инвестора) - создаваемого на основе договора о совместной деятельности и не имеющего статуса юридического лица объединения юридических лиц, которое вкладывает собственные, заемные или привлеченные средства (имущество и (или) имущественные права) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и является пользователем недр на условиях соглашения.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.


2. Правила ст. 1203 не имеют аналогов в Модели ГК для стран СНГ. Совпадающие с ними нормы предусмотрены в ГК Армении. Такое же, как и в ст. 1203, определение личного закона иностранной организации содержится в Гражданских кодексах Белоруссии и Казахстана. Что касается нормы о применении к ее деятельности правил соответствующего кодекса, регулирующих деятельность юридических лиц, то в ГК Белоруссии она отсутствует, а в ГК Казахстана несколько отличается от правила ст. 1203.

В силу Закона Украины о международном частном праве личным законом иностранной организации, которая не является юридическим лицом в соответствии с правом государства, в котором такая организация создана, считается право этого государства. К ее деятельности на территории Украины применяется законодательство Украины, регулирующее деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из требований законодательства либо существа правоотношений.

3. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, как и личный закон юридического лица (см. комментарий к ст. 1202), определяется на основе критерия инкорпорации - по праву страны, где эта организация учреждена. Представляется, что сходным образом (в сравнении со сферой действия личного закона юридического лица) должна определяться и сфера действия личного закона упомянутой организации. Личному закону организации, не являющейся юридическим лицом, подчиняются ее статус как субъекта права, требования к наименованию, вопросы создания, реорганизации и ликвидации, содержание правоспособности, порядок приобретения гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения, способность отвечать по своим обязательствам.

4. ГПК и АПК допускают обращение организаций, не являющихся юридическими лицами, в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Как предусмотрено в ст. 400 ГПК, процессуальная правоспособность иностранной организации определяется на основе ее личного закона. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена (и в этом случае определяющим является критерий инкорпорации). Иностранные лица, в том числе иностранные организации, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями (ч. 2 ст. 398 ГПК, ч. 1 ст. 254 АПК).

5. К организациям, не являющимся юридическими лицами, принадлежат, например, торговые товарищества в Австрии, Великобритании, Германии, США. В Соглашении между Российской Федерацией и Австрийской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений термин "инвестор" в отношении Австрийской Стороны (при осуществлении капиталовложений на территории Российской Федерации) означает любое юридическое лицо или товарищество торгового права, основанное на объединении лиц, созданное в соответствии с законодательством Австрийской Республики и имеющее свое местонахождение на ее территории. Заметим, что Федеральный закон Австрии 1978 г. о международном частном праве содержит норму, определяющую личный закон юридического лица, какого-либо другого объединения лиц или имущества, которое может быть носителем прав и обязанностей.


Положения Закона Эстонии о международном частном праве, определяющие статут юридического лица, применяются также к иным организованным объединениям лиц и пулам, а к договорным объединениям, не имеющим организационной структуры, подлежат применению положения названного Закона относительно договоров.

Регламент ЕС 1985 г. санкционировал создание европейских объединений с общей экономической целью. Такое объединение (как и его предшественники - создаваемые на национальном уровне, например, с 1967 г. во Франции объединения с общей экономической целью) может функционировать, не имея статуса юридического лица. В октябре 2001 г. Советом Европейского союза был утвержден регламент об Уставе европейской компании, с которым связано рождение в Европейском союзе наднациональной организационно-правовой формы юридического лица <1>.

--------------------------------

<1> Асосков А.В. Устав европейской компании - новый этап развития права Европейского союза // Законодательство. 2002. N 8. С. 62 - 74.


6. В ст. 1203 речь идет лишь об иностранных организациях - в отличие от ст. 1202 ГК, где раскрывается понятие личного закона любого юридического лица - как российского, так и иностранного. Отсутствие в составе адресатов российских организаций, не являющихся юридическими лицами, обусловлено обозначенным в части первой Кодекса кругом субъектов гражданского права. Степень участия подобных образований (например, некоторых общественных и религиозных объединений) в гражданско-правовых отношениях может практически исключать потребность в придании им качества субъекта таких правоотношений, как и потребность в постановке вопроса об их личном законе.

Не является юридическим лицом простое товарищество, статус которого определяется договором простого товарищества (договором о совместной деятельности). При отсутствии соглашения сторон о выборе применимого права к этому договору на основании п. 1 и подп. 2 п. 4 ст. 1211 ГК применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (этим правом в отношении такого договора считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где в основном осуществляется деятельность простого товарищества). Полное же товарищество с введением в действие части первой ГК отнесено к юридическим лицам, тогда как ранее действовавший Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1>, предоставляя полному товариществу право на собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и обязывая его осуществлять государственную регистрацию, отказывал ему в статусе юридического лица.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.


7. Правила, сформулированные в ч. 2 ст. 1203, позволяют восполнить пробел, который может возникнуть в случаях, когда к деятельности иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, подлежит применению российское право. В этих случаях применяются правила ГК, регулирующие деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения. Термины "закон" и "иные правовые акты" следует понимать в значениях, определяемых соответственно в п. п. 2 и 6 ст. 3 ГК. К числу правил Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц и подлежат (в контексте ст. 1203) применению к иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, принадлежит и норма п. 1 ст. 2 о применении правил, установленных гражданским законодательством, к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом и (в силу ст. 7 ГК) международным договором Российской Федерации. Как представляется, в ч. 2 ст. 1203 речь идет о правилах ГК, которые, во-первых, применимы к решению тех вопросов деятельности иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, которые возникают вне сферы действия ее личного закона и, во-вторых, регулируют деятельность юридических лиц, соотносимую по своим правовым характеристикам (в каждом случае) с деятельностью упомянутой организации. В связи с этим небезынтересно отметить, что ГК Казахстана предусматривает применение к деятельности иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, правил ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из законодательства этой Республики или существа обязательства.



Статья 1204. Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом


Комментарий к статье 1204


1. Норма ст. 1204 является в российском законодательстве новой. Цель ее состоит в том, чтобы распространить действие норм раздела VI ГК (регламентирующих отношения в области международного частного права) на отношения с участием государства, т.е. закрепить в сфере международного частного права тот подход, который принят в гл. 5 ГК, в частности в ст. 124, согласно которой Российская Федерация, ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов. Статья 1204 предусматривает, что государство не может претендовать на какое-либо исключительное или привилегированное положение по сравнению с другими субъектами гражданского права и в случае, когда эти отношения осложнены иностранным элементом, например в случае применения российских коллизионных норм, правил о взаимности, обратной отсылке, оговорке о публичном порядке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. С. 402.


2. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, как и юридические лица, осуществляют свои полномочия в области гражданско-правовых отношений через свои органы. В соответствии со ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и ее субъектов в гражданско-правовых отношениях могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1> (ст. 1) Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Конституция РФ (п. "г" ч. 1 ст. 114) и названный Закон (ст. 14) предусматривают, что Правительство РФ управляет государственной собственностью. Из этого следует, что от имени Российского государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, вправе выступать Правительство РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.


3. Действие ст. 1204 распространяется не только на российское, но и на иностранное государство. Норма этой статьи будет применяться к гражданско-правовым отношениям, в которых участвует иностранное государство, при условии что к этим отношениям подлежат применению нормы российского права.


4. Статья 1204 предусматривает, что к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства могут применяться иные установленные законом правила, нежели нормы названной статьи. Такие "иные правила" относительно выбора материального права, применимого к договору с участием Российского государства, устанавливает п. 2 ст. 1213 ГК, согласно которому к договорам по поводу находящихся на территории России земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется российское право. Применение российского права предусматривает и Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в соответствии с п. 3 ст. 1 которого содержание прав и обязанностей сторон по соглашению о разделе продукции подчиняется только российскому праву.

Модель ГК для стран СНГ (ст. 1214) также устанавливает, что правила, посвященные международному частному праву, к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства применяются на общих основаниях, если иное не предусмотрено законом. Аналогичные нормы содержат Гражданский кодекс Армении (ст. 1275), Гражданский кодекс Белоруссии (ст. 1114), Гражданский кодекс Казахстана (ст. 1102), Гражданский кодекс Киргизии (ст. 1187), Гражданский кодекс Узбекистана (ст. 1178).

5. Статья 1204 не охватывает касающейся участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, проблемы, которая связана с юрисдикционными иммунитетами государства как особого субъекта права. Начиная с 70-х годов прошлого столетия в ряде стран (Австралия, Великобритания, Канада, Пакистан, Сингапур, США, ЮАР) были приняты законодательные акты, посвященные таким иммунитетам. Эти законы, основанные на теории функционального иммунитета иностранного государства, устанавливают изъятия из принципа иммунитета иностранного государства. В настоящее время в России ведется работа по принятию соответствующего закона.

2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 59/38 одобрила Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности и призвала государства стать ее участниками. Российская Федерация подписала эту Конвенцию, но не ратифицировала ее.


Глава 68. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ

И ЛИЧНЫМ НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ


Статья 1205. Общие положения о праве, подлежащем применению к вещным правам


Комментарий к статье 1205


1. Нормы ст. 1205 в отличие от действовавшей ранее ст. 164 ОГЗ 1991 г. охватывают не только право собственности, но и иные вещные права. Кроме того, регулирование вещных прав теперь содержится уже в трех статьях, которые лишь в общих чертах соответствуют первым трем частям ст. 164 ОГЗ 1991 г. Помимо структурных имеются также изменения, затронувшие коллизионное регулирование вещных прав. Нормы, соответствующей п. 2, в ранее действовавшем законодательстве не было.