Файл: ГК_3_комм_Марышева_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3999

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении Соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" // СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2578.


Механизм защиты права иностранных инвесторов, предусмотренный в международных договорах и национальном законодательстве, помогает обеспечить предсказуемость судебных и арбитражных решений в вопросах защиты прав иностранных инвесторов как собственников капиталовложений.

6. В п. 2 комментируемой статьи вопросы квалификации объекта вещных прав как движимого или недвижимого имущества решаются на основе закона страны места нахождения имущества. Норма п. 2 является исключением из общего правила ст. 1187 (см. комментарий к этой статье).

Если принадлежность вещи к движимому или недвижимому имуществу определяется по российскому праву, то применяется ст. 130 ГК, согласно которой все, что прочно связано с землей, относится к недвижимому имуществу. "Прочно" означает, что объект невозможно переместить без того, чтобы не нанести несоразмерный ущерб ему или его назначению. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. Подлежащие государственной регистрации морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты также считаются недвижимостью (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК). В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" <1> государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда. Закон может отнести к этой категории и иное имущество.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.


В соответствии с Водным кодексом недвижимостью являются водные объекты, которые определены в указанном Кодексе как природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1).

К недвижимым вещам относятся и недра, находящиеся в земле. Извлеченные полезные ископаемые как вещи, не связанные с землей, следует относить к категории движимого имущества. В отношении этой категории имущества заключаются сделки, в которых устанавливается режим полезных ископаемых, извлеченных на поверхность земли, по условиям соответствующего соглашения о разделе продукции.

Предприятие как самостоятельный объект вещных прав также относится к недвижимым вещам. При этом в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 132 ГК).


ГК устанавливает границу между движимым и недвижимым имуществом методом исключения. Все, что не является недвижимостью, следует относить к движимому имуществу. Особо подчеркивается принадлежность к категории движимых вещей денег и ценных бумаг. Общим положением гражданского права является также и то, что регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК). С регистрацией недвижимого имущества, а также сделок, совершаемых с недвижимым имуществом, как правило, связано возникновение вещного права (см. комментарий к ст. 1206).

Защита вещного права может вызвать вопрос о квалификации иных категорий и институтов гражданского права. Так, при осуществлении иностранными лицами инвестиционной деятельности возникает проблема квалификации имущества как "инвестиции". Понятие "инвестиция", как правило, охватывает специально обособленное имущество, в отношении которого собственник реализует свое вещное право и которое включает движимые и недвижимые вещи, денежные средства, ценные бумаги, права требования. В праве различных государств наилучшим способом обособления имущества иностранного лица, квалифицируемого как инвестиция, признается регистрация его в качестве такового в момент, когда возникло правоотношение с иностранным инвестором.

В Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" до недавнего времени этой цели служил особый порядок регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 20). С принятием единого порядка регистрации юридических лиц <1> и с внесением соответствующих изменений в названный Федеральный закон <2> последний перестал выполнять задачи по обособлению имущества в качестве иностранной инвестиции. Таким образом, иностранный собственник, чтобы обратиться к средствам защиты своих инвестиций, должен в каждом случае доказывать, что имущество, в отношении которого нарушены его права, является инвестицией.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

<2> См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 117-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3034.


Квалификация понятий при разрешении инвестиционных споров, если речь не идет о понятиях движимого и недвижимого имущества, осуществляется на основе правил ст. 1187 (см. комментарий к этой статье) и иным по сравнению с предусмотренным в общей коллизионной норме п. 2 образом.

Перечень возможных коллизионных критериев, к которым можно было обращаться в случае защиты вещных прав, содержался в ранее действовавшей норме п. 4 ст. 164 ОГЗ 1991 г. В ней, в частности, предусматривалось, что в подобных случаях по выбору собственника может быть применено: право страны, где находится имущество собственника; право страны, в суде которой заявлено требование; право страны, в которой транспортное средство внесено в государственный реестр. Статья 1205 не содержит такой нормы о выборе применимого права.



Статья 1206. Право, подлежащее применению к возникновению и прекращению вещных прав


Комментарий к статье 1206


1. В п. 1 ст. 1206 предусматривается применение коллизионного принципа lex rei sitae в случаях возникновения и прекращения права собственности и иных вещных прав, т.е. в ситуациях, которые ранее регулировались п. 2 ст. 164 ОГЗ 1991 г. Таким образом, вместе со ст. 1205 комментируемая статья охватывает весь спектр проблем правового регулирования вещного правоотношения: возникновение, содержание, осуществление, прекращение и защиту вещного права. Так же как и ст. 1205, она не ограничивается регулированием права собственности, а касается всех вещных прав (см. комментарий к ст. 1205).

2. Вопрос о возникновении вещного права играет самостоятельную роль прежде всего для целей признания его в иностранном государстве: если право возникло на территории одного государства, оно получает признание в другом.

Нередко для признания права собственности, возникшего на территории какого-либо государства, необходимо заключить международный договор. Так, при разделе имущества бывшего СССР потребовалось заключение международного договора между бывшими союзными республиками, чтобы обеспечить признание в третьем государстве права собственности каждой республики на имущество, находящееся в этом государстве.

Признание вещного права, вытекающее из п. 1, необходимо и в силу действия принципа numerus clausus, согласно которому каждое государство само определяет в законе круг субъективных прав, признаваемых вещными. В разных странах круг этих прав различный (см. комментарий к ст. 1205). В Англии существует право доверительной собственности, отсутствующее в российском законодательстве. Право залога по закону ряда иностранных государств является вещным. Согласно п. 1 это право подлежит защите как вещное, если в момент его возникновения заложенная вещь находилась в стране, где право залога отнесено к категории вещного права. Спор, связанный с защитой права доверительного собственника в российском суде, будет разрешаться в соответствии с нормами английского права исходя из его признания таковым, если вещь, переданная в доверительную собственность, в момент возникновения этого права находилась на территории Англии.

Особо следует сказать о действии данной нормы в отношении так называемых иных вещных прав, которые могут составлять часть правомочий собственника. Например, владение во многих правовых системах обеспечивается самостоятельным институтом "охрана владения" <1>, под которым подразумевается не правомочие собственника, а фактическое обладание вещью. В праве многих государств владению предоставляется самостоятельная защита с помощью специальных владельческих исков. Это делается для стабильности имущественного оборота. Причем право всех государств исходит из презумпции добросовестного владения. Наиболее точно это сформулировано в ст. 2279 Французского Гражданского кодекса, согласно которой "владение равнозначно правооснованию".


--------------------------------

<1> См.: Гражданское право капиталистических государств. М., 1993. С. 242.


При виндикации вещи из недобросовестного владения может возникнуть проблема, связанная с возникновением права собственности - присутствует ли вообще основание его возникновения и если присутствует, то не является ли оно юридически порочным. В этой ситуации может возникнуть и коллизионный вопрос. Так, в случае рассмотрения виндикационного иска собственника к владельцу вещи истец, как правило, ссылается на отсутствие основания владения или на неправомерность владения вещью. Владелец, который не обязан доказывать обоснованность своего владения в силу презумпции его добросовестности, все-таки должен предъявить основание возникновения права суду. Вопрос о том, что служит основанием и является ли оно правомерным, будет в этом случае решаться в соответствии с правом страны, где вещь находилась в момент возникновения права собственности или иного вещного права, как это предусматривается в п. 1 комментируемой статьи.

3. Основания возникновения вещных прав в разных странах примерно одинаковы. По российскому праву, как и по праву других стран, они сводятся к перечню возможных первоначальных и производных способов приобретения права собственности и иных вещных прав.

К первоначальным способам относятся: создание новой вещи, переработка, сбор и добыча общедоступных для этих целей вещей, приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе вещей, от которых собственник отказался. В практической жизни такая градация помогает определить основание возникновения вещных прав. Например, добыча полезных ископаемых относится к первоначальным способам возникновения вещного права. Моменту извлечения полезного ископаемого на поверхность земли с некоторых пор стали придавать специальное значение, поскольку с этого момента (в случае признания месторождения пригодным к коммерческой эксплуатации) возникает право собственности на добытую продукцию у лица, осуществляющего добычу. Соглашения о разделе продукции, заключаемые государством - собственником недр с инвестором на эксплуатацию месторождения, являются основанием возникновения у этих лиц (участников соглашения) права собственности на добытую продукцию.

Соглашение о разделе продукции появилось как самостоятельный вид гражданско-правового договора во многом благодаря потребности определить момент возникновения вещного права у сторон этого соглашения. Участники соглашения одновременно приобретают первоначально возникшее у них право собственности на добытую продукцию. До появления в практике соглашений о разделе продукции неоднократно возникали споры между государством-концедентом и концессионером о праве собственности на добытую продукцию. Аналогичная ситуация возникает и в области рыбного, охотничьего промысла (в отношении объектов животного мира) и сбора растений, осуществляемых в процессе предпринимательской деятельности.


В сфере материального производства, где основанием возникновения права собственности является создание новой вещи, также возможны спорные коллизионные вопросы. Если вещь создается в результате переработки (спецификация также является первоначальным способом возникновения вещного права) чужих материалов, то возникает вопрос о том, кто будет собственником вещи, появившейся в результате такой переработки. Этот вопрос также будет решаться в соответствии с правом государства места нахождения вновь созданной вещи, т.е. страны, где возникло право собственности на соответствующий объект.

Для решения вопроса, связанного с возникновением права собственности на вновь созданную вещь, законодательство ряда государств прибегает к такому приему, как соизмерение стоимости материалов, использованных при создании новой вещи, и стоимости работы при их переработке. Однако в других государствах законом допускаются и иные варианты решения вопроса о происхождении вещи.

4. Прекращение вещного права часто требует определения, на основании чего оно прекращается. Если при возникновении вещных прав достаточно их признания, то когда они прекращаются и претензии возникают у их правообладателей, вопросы правомерности прекращения вещных прав нередко требуют специального регулирования.

Как общее правило, прекращение вещного права определяется по законам страны, где имущество находилось в момент прекращения вещного права, как это предусматривается в п. 1. Однако есть такие способы прекращения вещных прав, которые так же, как и их возникновение, требуют специального признания со стороны другого государства. К ним относится национализация, под которой подразумевается отчуждение у частных лиц имущества с целью передачи его в собственность государства. Вопросы признания акта национализации решаются с применением норм международного права.

В международном праве были выработаны общие критерии признания актов национализации. Законность актов национализации признается, если она осуществляется на основании законов, которые принимаются в общественных интересах, и если собственнику национализируемого имущества выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Эта норма содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН <1>. Она почти дословно была воспроизведена в Законе РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" как необходимая гарантия прав иностранных собственников - инвесторов <2>. В действующем Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" она в таком виде отсутствует.

--------------------------------

<1> См.: Res. 1803 (XVII) On Permanent sovereinty over Natural Resources // UN Doc. A/5217 (1962).

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 29. Ст. 1008.


Указанная норма международного публичного права по-разному имплементирована в национальное право. В английском праве, например, отказ в выплате компенсации иностранному собственнику не может рассматриваться как препятствие для признания самого акта национализации. Основанием для отказа в признании актов национализации могут быть только дискриминация лиц по признакам их иной государственной принадлежности (гражданства) или расовая дискриминация, нарушение международных конвенций о правах человека.