ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2883
Скачиваний: 3
<1> Настольная книга нотариуса. В 2 т. Т. II: Учебно-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 239.
5. Указание на то, что для принятия наследства законным представителем доверенности не требуется, представляется само собой разумеющимся. Нет и не может быть субъекта, могущего выдать доверенность законному представителю. Законное представительство возникает при наступлении определенного юридического факта как бы автоматически, в силу указания закона. Так, в силу п. 1 ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия (см. также ст. 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <1>; далее - Закон об опеке и попечительстве).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.
6. Формальный способ принятия наследства является наиболее предпочтительным, ибо при его использовании совершенно очевидна воля наследника на принятие наследства. Однако жизнь богаче любой теоретической конструкции, и нет никакой необходимости везде и всегда требовать предельной формализации отношений, тем более в такой деликатной сфере, как наследственные отношения. В ряде случаев наследник не обращается к нотариусу или иному уполномоченному должностному лицу с заявлением о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство, но он (наследник) совершает действия, из которых явствует его воля стать правопреемником наследодателя. Реализуя право наследования, он совершает действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (иногда такой способ принятия наследства называют неформальным).
В п. 2 комментируемой статьи дан далеко не полный перечень таких действий. С одной стороны, перечислены наиболее типичные из них, а с другой - "задается некая планка". Если наследник совершил перечисленные и подобные им действия, то логично предположить, что он принял наследство. Так, очевидно, что нельзя расположить в одном логическом ряду действия, указанные в п. 2 рассматриваемой статьи, и, предположим, явку на похороны, участие в расходах на погребение, осмотр объектов, входящих в наследственное имущество, и т.п. Из названных действий (несение расходов на погребение и др.) отнюдь не усматривается воля на принятие наследства. Если же, например, наследник вступает во владение наследственным имуществом, то, скорее всего, он желает стать его собственником, правопреемником наследодателя.
7. Действия, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, могут быть совершены как в отношении всего имущества, входящего в состав наследственной массы, так и какой-то его части. О существовании какого-либо имущества, являющегося частью наследства, наследник, совершающий указанные действия, может и не знать. Но поскольку принятие части наследства означает принятие всего наследственного имущества (абз. 1 п. 2 ст. 1152 ГК), постольку совершение таких действий в отношении части наследства свидетельствует о принятии наследственного имущества в целом.
8. Рассматривая перечень действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует обратить внимание на то, что некоторые из них являются более или менее определенными. Так, когда говорится о вступлении во владение наследственным имуществом, то, очевидно, речь идет о вещах, о том, что субъект имеет их у себя физически, господствует над ними, они находятся в его хозяйстве, доступны его физическому, техническому и иному воздействию. Если, например, наследник поселяется в доме, принадлежавшем наследодателю, то, значит, он вступает во владение этим домом. Но если наследник и ранее проживал в этом доме совместно с наследодателем и продолжает жить в нем, то считается, что он принял наследство (хотя при этом нет вступления во владение, оно было и продолжается). О вступлении во владение могут свидетельствовать и такие действия, как помещение вещей наследодателя в место, избранное наследником (например, наследник перенес какие-то вещи в свою квартиру), пользование вещами, поскольку оно сопряжено с владением, и т.д.
Расходы на содержание наследственного имущества могут, в частности, состоять в затратах на ремонт. О долгах наследодателя в комментируемой статье говорится в широком смысле. Имеются в виду как обязанности наследодателя, возникшие из оснований, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 8 ГК) (из договоров купли-продажи, подряда и др., обязательств по возмещению вреда и т.д.), так и основанные на нормах других отраслей права (в том числе налогового, административного и т.д.). О фактическом принятии наследства свидетельствуют, например, передача наследником кому-либо денежной суммы, которую наследодатель обязался уплатить по договору купли-продажи, оплата штрафов (например, за нарушение Правил дорожного движения), налогов, которые должен был уплатить наследодатель, и т.д.
Денежные средства, полученные наследником от третьих лиц, могли причитаться наследодателю в силу существования гражданско-правовых (обязательств из договоров, неосновательного обогащения и др.) или иных отношений.
Когда в законе говорится о расходах на содержание наследственного имущества и об оплате долгов наследодателя как обстоятельствах, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, то отмечается, что наследник за свой счет производит расходы и оплачивает долги. Соответствующие затраты наследник может произвести и за счет наследственного имущества. Это означает, что наследник вступил в управление им (стало быть, принял наследство). Вообще, когда говорится о фактическом принятии наследства путем вступления в управление наследственным имуществом, то ранее отмеченной определенности нет и быть не может. По-видимому, вступление в управление наследством означает, что наследник стал вести себя в отношении вещей, принадлежавших наследодателю, как собственник, стал осуществлять права, принадлежавшие наследодателю, исполнять имевшиеся у него обязанности, т.е. стал относиться к унаследованному имуществу как к своему.
Принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц может быть выражено в совершении как фактических, так и юридически значимых действий (хотя и фактические действия имеют юридическое значение - свидетельствуют о принятии наследства). К первым относятся, например, помещение вещей под замок и печать наследника, установление охранной сигнализации в квартире, принадлежавшей наследодателю, и т.д. К юридически значимым действиям по сохранению наследственного имущества относится, например, обращение наследника к нотариусу с заявлением о необходимости принятия мер по охране наследства (см. ст. ст. 1171 - 1173 ГК и комментарий к ним). Защита наследства от посягательств или притязаний третьих лиц может выражаться в действиях по самозащите права, в обращении в суд (об истребовании имущества и т.п.), а если закон предусматривает защиту гражданских прав в административном порядке, то в обращении в соответствующий орган и т.д. Очевидно, что совершение таких действий одновременно свидетельствует о вступлении наследника в управление наследством.
Следует еще раз подчеркнуть, что перечень действий, совершение которых означает фактическое принятие наследства, далеко не исчерпывающий. К ним относятся также любые другие действия, свидетельствующие о том, что наследник желает стать правопреемником наследодателя.
Все указанные и иные действия могут быть совершены наследником лично либо по его поручению другими лицами.
9. Факт совершения действий по фактическому принятию наследства может подтверждаться различного рода справками (из местной администрации, налоговой инспекции и т.д.), квитанциями (об оплате жилищно-коммунальных услуг, о получении долга или, напротив, об уплате долга и т.п.), расписками, договорами (например, о ремонте дома, входящего в состав наследственного имущества) и другими документами. В суде, кроме того, фактическое принятие наследства может подтверждаться свидетельскими показаниями (например, о том, что наследник поселился в квартире наследодателя, произвел ее ремонт, взял какие-то вещи, входящие в состав наследства, производил какие-то работы на садовом участке, принадлежавшем наследодателю, и т.д.).
Особо следует сказать о фактическом принятии жилых помещений (домов, квартир). Чаще всего для подтверждения того, что наследник проживает в жилом помещении, входящем в состав наследства, представляется справка о том, что он состоит на регистрационном учете ("прописан") по соответствующему адресу. К сожалению, нередко такая справка воспринимается как неопровержимое доказательство фактического принятия наследства. В связи с этим необходимо отметить следующее.
Во-первых, если гражданин только состоит на регистрационном учете, но проживает в другом месте, то факта принятия наследства нет.
Во-вторых, гражданин может состоять на регистрационном учете, но не проживать в жилом помещении, сохраняя на него право (в связи с призывом на военную службу, особым характером работы (в геологических, изыскательских партиях, экспедициях и т.д.), длительной командировкой, учебой, выездом для исполнения обязанностей опекуна (попечителя), осуждением к лишению свободы и т.д.). Сам по себе факт состояния на регистрационном учете не означает фактического принятия наследства. Для того чтобы наследство считалось принятым, необходимо, чтобы наследник подал заявление (см. п. 1 настоящего комментария) либо совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (предъявил иск об истребовании имущества, входящего в состав наследства, оплатил долги наследодателя и т.д.).
В-третьих, наследник, состоящий на регистрационном учете, может отказаться от принятия наследства или не принимать его.
10. Совершение действий, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи, - это все же предположение о наличии воли на принятие наследства (презумпция). В российском праве любая презумпция может быть опровергнута. Поэтому совершение таких действий свидетельствует о фактическом принятии наследства, пока не доказано (не установлено) иное. Так, наследник может принимать меры по сохранению наследственного имущества, вступить во владение им и т.п., но если он заявил отказ от наследства (ст. 1157 ГК), то значит, принятия наследства не произошло. Чаще, конечно, наследник утверждает, что путем совершения указанных действий он принял наследство, а другие наследники отвергают это утверждение. Спор решается судом. И если будет установлен факт совершения таких действий, то следует констатировать, что принятие наследства состоялось.
Статья 1154. Срок принятия наследства
Комментарий к статье 1154
1. После открытия наследства имущество, принадлежавшее наследодателю, оказывается бессубъектным. Стало быть, существует неопределенность в том, чьи теперь вещи наследодателя, кто является носителем его прав, кто должен исполнять его обязанности. Соответственно затруднения испытывают должники наследодателя и его кредиторы. Такое положение не должно существовать долго, ибо в силу отмеченных обстоятельств оно отрицательно сказывается на гражданском обороте в целом. Это с одной стороны. А с другой - необходим некий период времени, чтобы наследники узнали об открытии наследства, сформировалась их воля стать правопреемниками наследодателя, были совершены действия, свидетельствующие о принятии наследства (подача заявления или фактическое принятие наследства - ст. 1153 ГК).
В рассматриваемой статье установлен срок, в течение которого наследники, желающие стать правопреемниками наследодателя, должны изъявить волю - принять наследство. Это срок, в течение которого может быть реализовано право наследования. По истечении этого срока, как принято считать, право прекращается (пресекательный срок). Правда, это странное прекращение права. Во-первых, суд может восстановить срок. Во-вторых, с согласия всех наследников, принявших наследство, наследник, пропустивший срок, может принять наследство, минуя судебную процедуру (ст. 1155 ГК).
2. По общему правилу срок для принятия наследства составляет шесть месяцев со дня открытия наследства.
Как известно, при объявлении гражданина умершим наследство открывается в день вступления в законную силу решения суда, а если днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - то в день смерти, указанный в решении суда (п. 1 ст. 1114 ГК). Однако и в том и в другом случае срок принятия наследства исчисляется со дня вступления в силу решения суда об объявлении гражданина умершим и также равен шести месяцам. На первый взгляд такое установление момента начала течения срока выглядит алогичным для тех ситуаций, когда наследство открывается в день предполагаемой гибели. Однако в этом есть юридическая, да и житейская логика. До момента вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим день его предполагаемой гибели еще не установлен и он еще не объявлен умершим. Следовательно, наследники еще не могут принимать наследство (до вступления решения суда в силу). А если бы срок для принятия наследства исчислялся со дня предполагаемой гибели, то наследники вообще были бы лишены возможности принять наследство, поскольку в соответствующих случаях гражданин может быть объявлен умершим только по истечении шести месяцев после того, как он пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (п. 1 ст. 45 ГК).
3. У некоторых наследников право наследования возникает не со дня открытия наследства, а позже.
Так, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ (ст. 1111). Стало быть, если завещано все имущество завещателя в пользу одного или нескольких лиц, то по общему правилу только у этих лиц и возникает право наследования. При отказе этих лиц принять наследство начинают "работать" нормы о наследовании по закону, право наследования появляется у наследников по закону. Они могут принять наследство в течение шести месяцев. Срок должен исчисляться со дня возникновения у них права наследования. Таким днем в данном случае является день отказа от наследства лицом, которому было завещано имущество.
Такие же правила действуют и в других случаях, когда право наследования у кого-либо появляется вследствие отказа наследников от принятия наследства (если наследник, указанный в завещании, отказывается от наследства, то в течение указанного срока наследство может принять подназначенный наследник; если при наследовании по закону все наследники предшествующей очереди отказались от наследства, то возникает право наследования последующей очереди, которое может быть осуществлено в течение указанного срока).
Как представляется, более сложно определить начало течения срока для принятия наследства, если есть обстоятельства, предусмотренные ст. 1117 ГК РФ, на которые содержится отсылка в п. 2 комментируемой статьи. В п. 1 ст. 1117 ГК РФ названы лица, которые не наследуют ни по закону, ни по завещанию. Следовательно, у них нет права наследования; такое право со дня открытия наследства возникает у других наследников (подназначенных наследников, наследников последующей очереди). С этого дня течет шестимесячный срок для принятия наследства. Если же суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя, то при отсутствии наследников той же очереди, что и гражданин, отстраненный от наследования, право принять наследство возникает у наследников последующей очереди. Это право возникает с момента вступления в законную силу решения суда об отстранении от наследования. Именно с этого дня следует исчислять шестимесячный срок для принятия наследства.