ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4625
Скачиваний: 3
В последнем случае при определении срока подачи заявления товарному складу надлежит руководствоваться правилами гл. 11 ГК РФ. Согласно этим правилам если товар был получен со склада во вторник 10 марта 2009 г., то заявление должно быть подано складу не позднее пятницы 13 марта 2009 г., точнее, до 24 часов 13 марта 2009 г., а если заявление подается непосредственно товарному складу в месте его нахождения (например, курьером), то до истечения того часа 13 марта 2009 г., когда на товарном складе прекращается принятие подобного рода заявлений (обычно не позднее окончания рабочего времени на товарном складе).
Абзацем 2 п. 2 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому при отсутствии заявления о недостаче или повреждении товара считается, если не доказано иное, что товар возвращен складом в соответствии с условиями договора складского хранения.
Указанное положение послужило для некоторых авторов основанием для вывода о том, что, если заявление товаровладельца о недостаче или повреждении товара "было направлено своевременно, действует презумпция в пользу товаровладельца. Это означает, что не он должен доказать наличие и причины нарушения, а хранитель - то, что нарушение в действительности не имело места либо хотя и произошло, но по обстоятельствам, за которые он не несет ответственности. Неисполнение указанных требований лишает товаровладельца установленной в его пользу презумпции" <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг" (Книга 3) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002.
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2008. С. 759.
Однако из п. 2 комментируемой статьи если и следует презумпция, то не в пользу товаровладельца, а в пользу товарного склада. Суть ее в том, что при отсутствии заявления товаровладельца о недостаче или повреждении товара считается, что товар возвращен товаровладельцу без недостачи и повреждений, если товаровладельцем не доказано иное. Другими словами, коль скоро товаровладелец не сделал заявления о недостаче или повреждении товара, именно на него ложится бремя доказывания наличия недостачи или повреждения. Отсутствие заявления само по себе не препятствует доказыванию товаровладельцем наличия недостачи или повреждения товара.
Из п. 2 комментируемой статьи, предусматривающего презумпцию о соответствии товара договору складского хранения при отсутствии соответствующего заявления, отнюдь не следует "обратная" презумпция, согласно которой при наличии заявления товаровладельца о недостаче или повреждении товара считается, что товар возвращен не в соответствии с условиями договора складского хранения и товаровладельцу не нужно доказывать наличие недостачи или повреждения товара.
Статья 912. Складские документы
Комментарий к статье 912
1. Пункт 1 комментируемой статьи, с одной стороны, устанавливает обязанность товарного склада выдать в подтверждение принятия товара на хранение складской документ, а с другой - дает перечень складских документов, в который входят:
- двойное складское свидетельство;
- простое складское свидетельство;
- складская квитанция.
Указанные складские документы по их юридическим свойствам могут быть подразделены на два вида:
1) складские документы, имеющие статус ценных бумаг, - этот вид представлен двойными складскими свидетельствами и простыми складскими свидетельствами (складские документы, являющиеся ценными бумагами, можно обобщенно именовать складскими свидетельствами) <1>;
--------------------------------
<1> Двойным и простым складским свидетельствам по действующему ГК РФ посвящены, в частности, следующие научные и практические работы: Гудков Ф.А. Складские свидетельства: Методики практического применения. М., 1997; Минченков М.А., Хайрулин С.А. Практическое руководство по операциям с двойными и простыми свидетельствами. М., 2005; Котелевская А.А. Правовое регулирование двойных и простых складских свидетельств: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 2006.
2) складские документы, не имеющие статуса ценных бумаг, - этот вид представлен складскими квитанциями.
Товаровладелец имеет право выбора вида складского документа, которым оформляются прием товаров на хранение и, соответственно, сам договор складского хранения.
2. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого.
Двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей (складское свидетельство и залоговое свидетельство) после разделения такового и простое складское свидетельство являются ценными бумагами, которые относятся к числу товарораспорядительных ценных бумаг.
На складские свидетельства как на ценные бумаги распространяются общие нормы о ценных бумагах, предусмотренные гл. 7 ГК РФ, с учетом, конечно, специальных правил о складских свидетельствах.
3. Правовая природа складских свидетельств как ценных бумаг, будучи прямо отраженной в ГК РФ, не вызывает сомнений, чего нельзя сказать о видовых характеристиках складских свидетельств как ценных бумаг.
Довольно распространенным (особенно в первые годы осмысления складских свидетельств после их закрепления в части второй ГК РФ) было мнение о том, что двойное складское свидетельство является именной, а не ордерной ценной бумагой (эта точка зрения нашла отражение даже в проекте Федерального закона "О двойных и простых складских свидетельствах", принятом в первом чтении 16 декабря 1998 г. Государственной Думой).
Однако квалификация двойного складского свидетельства как именной ценной бумаги не соответствует юридической природе этой ценной бумаги и противоречит ГК РФ, из которого однозначно следует, что двойное складское свидетельство и каждая из его частей - ордерные (а не именные) ценные бумаги.
Ценная бумага является ордерной, если удостоверенные ею права принадлежат названному в данной бумаге лицу, которое может само осуществлять эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ст. 145 ГК). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи - индоссамента (ст. 146 ГК).
Установленный гл. 47 ГК РФ правовой режим двойных складских свидетельств и его частей (складского свидетельства и залогового свидетельства) дает основание для уверенного вывода об их ордерной природе. В самом деле, держатели этих ценных бумаг могут как сами реализовать удостоверенные ценными бумагами права (ст. 914 ГК), так и назначить своими распоряжениями (приказами) других управомоченных лиц. Статья 915 ГК РФ прямо устанавливает, что "складское свидетельство и залоговое свидетельство могут передаваться вместе или порознь по передаточным надписям". Гражданский кодекс РФ не оставляет никаких сомнений в том, что в отношении двойных складских свидетельств (его частей) термин "передаточная надпись" употреблен в том же значении, что и термин "передаточная надпись" в п. 3 ст. 146 ГК РФ, т.е. в значении передаточной надписи (индоссамента), посредством которой могут передаваться права по ордерным ценным бумагам. Но как раз возможность передать ценную бумагу (и, соответственно, удостоверенные ею права) другому лицу путем совершения передаточной надписи (индоссамента), а не в порядке общегражданской цессии и делает ценную бумагу ордерной.
Возможно, мотивом отнесения двойных складских свидетельств к группе именных ценных бумаг послужило то обстоятельство, что в соответствии со ст. 913 ГК РФ в каждой части двойного складского свидетельства должно быть указано имя (наименование) товаровладельца, от которого принят товар на хранение (такой аргумент встречается в литературе). Однако указание в ценной бумаге имени лица, которому принадлежат удостоверенные бумагой права, не является признаком только именной ценной бумаги. В ордерной ценной бумаге также указывается имя правообладателя, о чем прямо говорится в подп. 3 п. 1 ст. 145 ГК РФ. Например, в векселе указывается имя (наименование) векселедержателя, и это не мешает векселю быть ордерной (даже типичной ордерной) ценной бумагой.
В дореволюционном российском законодательстве, а затем в советском законодательстве периода новой экономической политики и, соответственно, в научной и учебной литературе двойные складские свидетельства всегда рассматривались в качестве ценных бумаг, которые могут передаваться по передаточным надписям (индоссаментам), т.е. ордерных ценных бумаг в том значении, которое им придается в ст. ст. 145, 146 ГК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Зимелева М.В. Поклажа в товарных складах. М.: Финансовое изд-во, 1927. С. 76.
Ордерная природа двойных складских свидетельств обусловлена их экономическим значением. Складские свидетельства возникли и развивались и как средство повышения динамичности торгового оборота, и как инструмент торгового кредита, основанного на вексельных схемах и залоговом праве.
Складские свидетельства могли выполнить свое экономическое предназначение, только будучи высокооборотоспособными ценными бумагами, каковыми и являются ордерные и предъявительские ценные бумаги. Повышенная оборотоспособность ценной бумаги как раз и достигается возможностью уступить ее посредством передаточной надписи или простым вручением без соблюдения сравнительно более сложных правил уступки прав в порядке общегражданской цессии, применяемых в отношении именных ценных бумаг.
Вопрос о том, является ли двойное складское свидетельство ордерной или именной ценной бумагой, имеет принципиальное значение. От него зависят не только порядок обращения этих ценных бумаг, но и правовой режим ответственности участников оборота складских свидетельств, и в конечном счете степень их надежности и экономико-юридической привлекательности (ценности).
4. Как ценные бумаги, двойное и простое складские свидетельства, обе части двойного свидетельства, особенно залоговое свидетельство (варрант), имеют сходство с векселями, и прежде всего с точки зрения порядка их обращения. Не случайно по российскому дореволюционному законодательству и по советскому законодательству периода новой экономической политики многие правила об обращении векселей субсидиарно применялись и в отношении складских свидетельств. Такой же прием использован и в законодательстве ряда зарубежных стран (см., например, ст. ст. 1796, 1797 Гражданского кодекса Италии). ГК РФ к регулированию обращения складских свидетельств вексельные правила субсидиарно не привлекает. Но поскольку сам ГК РФ обращение складских свидетельств достаточно детально не регулирует, а специального законодательства в этой сфере пока нет, соответствующие вексельные правила могут быть использованы как ориентир в аналогичных ситуациях, возникающих в процессе обращения складских свидетельств. Вполне возможно, что многие правила обращения складских свидетельств, действовавшие ранее в России, а также применяющиеся в зарубежных странах, окажут влияние на практику обращения складских свидетельств и, возможно, укоренятся в качестве обычаев делового оборота.
5. Складское свидетельство как ценная бумага олицетворяет собой хранящийся на складе товар. Благодаря этому свойству товар, сданный на склад под двойное складское свидетельство, может быть передан новому приобретателю (покупателю) без изъятия товара со склада путем передачи приобретателю двойного складского свидетельства, в котором складское и залоговое свидетельства не отделены друг от друга, либо складского и залогового свидетельств, отделенных друг от друга, либо только складского свидетельства. Сданный на склад под двойное складское свидетельство товар не может быть отчужден без надлежащей передачи складского свидетельства.
6. Товар, принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, может быть в течение срока его хранения предметом залога путем залога соответствующего свидетельства при обеспечении предоставляемого по свидетельству кредита (займа).
Залог товара, принятого на хранение по двойному складскому свидетельству, производится путем залога части двойного складского свидетельства - залогового свидетельства, отделенной от другой части двойного складского свидетельства - складского свидетельства.
Залог товара, принятого на хранение по двойному складскому свидетельству посредством залога неразделенного двойного складского свидетельства, части двойного складского свидетельства, именуемой складским свидетельством, или же самостоятельный залог указанных ценных бумаг (т.е. вне связи с хранимым на складе товаром) юридически невозможен, так как не соответствует существу складских свидетельств и противоречит § 2 гл. 47 ГК РФ, который исходит из того, что сданный на склад под двойное складское свидетельство товар не может быть заложен иначе как путем отделения залогового свидетельства от складского и передачи залогового свидетельства с первой передаточной надписью на нем залогодержателю, который вследствие этого становится держателем залогового свидетельства.
Допущение самостоятельного залога складского свидетельства без использования специально предназначенного для этих целей залогового свидетельства приводит к возникновению юридически некорректной ситуации, при которой залоговое свидетельство после отделения от него обособленного залога складского свидетельства оказывается незадействованным, что создает возможность для залога залогового свидетельства уже путем совершения на нем передаточной надписи. В результате один и тот же товар будет заложен дважды, что не соответствует природе двойного складского свидетельства и правилам ГК РФ, которые устанавливают специальный режим залога хранимого на складе товара, ориентированный на залог товара только с использованием залогового свидетельства (это, в частности, следует из п. 3 ст. 914 ГК). Кроме того, возможность двойного залога хранимого на складе товара снижает надежность складских и залоговых свидетельств как ценных бумаг.
Залог складского свидетельства возможен только для обеспечения обязательства по возврату суммы займа (кредита), выданного по данному залоговому свидетельству. Само залоговое свидетельство после его первой передачи товаровладельцем в залог становится долговым документом, на основе которого одновременно возникают долговое денежное обязательство товаровладельца по возврату суммы займа (кредита), полученного им от залогодержателя, а также залоговое обязательство товаровладельца, обеспечивающее исполнение товаровладельцем своего долгового обязательства перед залогодержателем (подробнее об этом см. п. 4 комментария к ст. 914 ГК).