Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4552

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично в перечне банковских счетов не поименован расчетный субсчет. Таким образом, расчетный субсчет, который в советский период открывался для обособленных подразделений юридических лиц согласно Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N 28, действующим российским законодательством не предусмотрен. Следовательно, в соответствии с изменившимися правилами юридическое лицо вправе открывать по месту нахождения своего обособленного подразделения расчетный счет. При необходимости круг операций по такому счету может быть ограничен в договоре банковского счета (п. 3 ст. 845 ГК).

5. Допустимо выделить банковские счета с общим и специальным правовыми режимами. Под правовым режимом банковского счета следует понимать установленный законом порядок открытия (закрытия) счетов и перечень банковских операций, выполняемых по счету.

Счета с общим правовым режимом подчиняются общим правилам. Они открываются без каких-либо ограничений в порядке, установленном комментируемой статьей и Инструкцией ЦБ РФ N 28-И. Круг операций по счетам с общим правовым режимом определяется ст. 848 и гл. 46 ГК РФ.

Счета со специальным правовым режимом подчиняются специальным правилам. Так, например, к числу счетов со специальным правовым режимом можно отнести счета бюджета соответствующего уровня. Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 155 БК РФ счета бюджетов могут быть открыты только в Банке России. Они могут открываться в кредитных организациях только в случае отсутствия учреждений ЦБ РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Соответствие указанной нормы Конституции РФ подтверждено Постановлением КС РФ от 17 июня 2004 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и арбитражного суда Республика Хакасия". Во-вторых, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, числящихся на счете федерального бюджета РФ, по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений невозможно без согласия Федерального казначейства (ст. 242.3 БК). Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в данном случае не применяется, п. 2 ст. 854 ГК РФ не действует.

Однако, если счета должнику, финансируемому из федерального бюджета, открыты не в Федеральном казначействе, а в ЦБ РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (ч. 13 ст. 242.3 БК).

Развернутый перечень счетов со специальным правовым режимом см. в п. 3 комментария к ст. 848 ГК РФ.


6. В п. 2 комментируемой статьи имеются три нормы, регулирующие порядок заключения договора банковского счета:

во-первых, из его абз. 1 следует, что банк обязан заключить договор банковского счета с любым клиентом, если это не противоречит закону и банковским правилам;

во-вторых, из его абз. 2 вытекает, что в отдельных случаях могут существовать исключения из общего правила об обязанности банка заключать договор по требованию клиента;

в-третьих, в соответствии с его абз. 3 и п. 4 ст. 445 ГК РФ клиент может обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора банковского счета, если банк необоснованно уклоняется от выполнения своей обязанности.

7. Правило абз. 1 п. 2 комментируемой статьи ограничивает принцип свободы договора банка в части его права на добровольное вступление в договорные отношения (ст. 421 ГК).

Различное толкование правила абз. 1 п. 2 настоящей статьи на практике привело к появлению противоречивых выводов о том, является ли договор банковского счета публичным. Представляется более правильной точка зрения, согласно которой договор банковского счета нельзя признать публичным по следующим формальным основаниям. Статья 426 ГК РФ содержит два признака публичного договора. Во-первых, коммерческая организация обязана заключить такой договор по требованию потребителя при наличии у нее соответствующих возможностей. Во-вторых, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Первый признак публичного договора в правовом режиме договора банковского счета имеется (п. 2 комментируемой статьи), а второй отсутствует.

8. В развитие абз. 2 п. 2 комментируемой статьи в законодательстве имеются следующие исключения из общего правила об обязательности заключения договора банковского счета для банка.

Во-первых, кредитная организация обязана отказать клиенту в заключении договора банковского счета, если при этом нарушаются следующие запреты, установленные для кредитных организаций ч. 5 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ).

Кредитным организациям запрещается:

- открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

- устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Во-вторых, кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях, установленных п. 5.2 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ:


- отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

- непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;

- наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ.

На практике банки довольно часто отказывают в заключении договора банковского счета по причине отсутствия постоянно действующего органа управления юридического лица по указанному им адресу. Для того чтобы установить этот факт, банки проводят проверки, результаты которых оформляются актами. В судебной практике имеются примеры, когда суды признают отказ в заключении договора банковского счета необоснованным, если факт отсутствия органа управления юридического лица был обнаружен банком только по его фактическому адресу, без проверки юридического адреса (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2008 г. по делу N А64-1419/08-8).

В-третьих, в соответствии с п. п. 11 и 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, по счетам налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой адвокатов банк не вправе открывать этой организации и этим лицам новые счета.

Нарушение банком указанного правила влечет привлечение виновного лица к ответственности по п. 1 ст. 132 НК РФ. Факт сообщения налоговому органу об открытии нового счета в этом случае не освобождает от административной ответственности (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2008 г. N А52-1026/2008).

Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

В-четвертых, основанием для отказа в заключении договора банковского счета следует считать отсутствие у банка иной фактической или законной возможности принять клиента на банковское обслуживание, например:

- в отношении банка применена санкция в виде запрета на осуществление операций по открытию новых счетов и вкладов (п. 4 ст. 74 Закона о Банке России);

- открытие счета приведет к нарушению обязательных экономических нормативов, установленных ЦБ РФ;

- у банка отсутствуют необходимые производственные и технические возможности для приема вклада (свободные операционистки, вместительные операционные залы и т.п.).


9. Договор банковского счета на практике оформляется, как правило, двумя способами: путем составления и подписания договора в виде единого документа и без такого документа. Отсутствие договора банковского счета в виде единого документа, подписанного сторонами, не означает отсутствия договорных отношений. Подача клиентом заявления об открытии счета является офертой (предложением заключить договор), а разрешительная надпись руководителя банка - акцептом (согласием заключить договор). Такое распоряжение может быть дано как в виде отдельного документа, так и на заявлении клиента об открытии счета.

10. Для открытия банковского счета в соответствии с п. 1.2 Инструкции ЦБ РФ N 28-И клиент должен не только заключить с банком договор банковского счета, но и представить ему определенный пакет документов. Перечень документов, необходимых для открытия банковского счета, определен данной Инструкцией в зависимости от вида открываемого счета и правового положения клиента банка.

Например, в соответствии с п. 4.1 Инструкции ЦБ РФ N 28-И для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы юридического лица;

в) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

г) банковская карточка;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете; в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи - документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия банковского счета.

11. В отдельных случаях при открытии счета банки требуют дополнительные документы, составленные не более одного месяца назад. Соответственно, на практике возник вопрос: вправе ли банк отказать в открытии расчетного счета клиенту, мотивировав отказ тем, что просрочены даты справки Госкомстата о статистических кодах, выписки из ЕГРЮЛ и каков срок действия таких справок и выписок для банка?

В соответствии с подп. "ж" п. 4.1 Инструкции ЦБ РФ N 28-И для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк должен быть представлен пакет документов, установленный этой Инструкцией, который включает в том числе свидетельство о государственной регистрации юридического лица.


В указанном перечне документов отсутствуют справки органов статистики о статистических кодах и выписки из ЕГРЮЛ.

Кроме того, в соответствии с п. 1.2 Инструкции ЦБ РФ N 28-И банк обязан потребовать от клиента документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации клиента в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Перечень сведений, необходимых для идентификации юридического лица, установлен ст. 7 данного Закона и приложением N 2 к Положению ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П. Законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые должны быть представлены в банк в целях идентификации клиента - юридического лица при открытии ему банковского счета. Это могут быть любые документы, содержащие указанные сведения. Перечень конкретных документов, которые банк истребует для идентификации клиента, как правило, содержится во внутрибанковских правилах. Поэтому представляется, что указанные документы были запрошены банком в целях идентификации клиента - юридического лица. Отсюда следует, что перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета юридического лица, включает две группы документов: во-первых, установленных законодательством; во-вторых, определенных банком самостоятельно. В результате в разных банках может применяться разный перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета юридического лица.

Форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Срок действия указанного документа действующим законодательством не предусмотрен.

Форма выписки из ЕГРЮЛ, а также порядок ее предоставления установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц". Сроки действия такой выписки действующим законодательством не предусмотрены.

При открытии банковских счетов банки иногда требуют от клиента представления справок от территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о кодах, присвоенных юридическому лицу. При этом следует иметь в виду, что письмом Федеральной службы государственной статистики от 9 июня 2009 г. N АК-01-22/2019 "Об открытии расчетных счетов хозяйствующим субъектам" установлено следующее. С введением нового законодательства в области государственной регистрации хозяйствующих субъектов отменено обязательное предоставление юридическими лицами сведений о кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), которые устанавливаются органами государственной статистики и используются для формирования официальной статистической информации. С целью получения сведений об идентификации юридических лиц, установленной органами государственной статистики, Федеральной службой государственной статистики разработана и размещена на сайте ФГУП "Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики" (ГМЦ Росстата) в прямом доступе для министерств, ведомств и Банка России информационная система для пользователей (ИСП), сформированная на основе Статистического регистра Росстата (адрес: http://www.gmcgks.ru/webstatreg) (письмо Росстата от 18 марта 2009 г. N АК-01-21/867).