Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4554

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационная система для пользователей позволяет органам государственной власти и Банку России для выполнения своих функций получать данные о кодах ОК ТЭИ юридических лиц, а также формировать необходимые данные. При этом не требуется запрашивать у хозяйствующего субъекта документ о кодах ОК ТЭИ, как предусмотрено сложившейся практикой. Учитывая предоставленный Банку России доступ к ИСП, Федеральной службой государственной статистики признано целесообразным довести до кредитных организаций информацию об использовании ИСП для открытия расчетных счетов хозяйствующим субъектам. Отсюда следует, что в настоящее время банки не должны требовать от клиентуры представления справок от территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о кодах, присвоенных юридическому лицу. Эти сведения банки вправе получить самостоятельно. В любом случае действующее законодательство не содержит сведений о сроке действия таких справок.

Законодательством предусмотрено, что банки обязаны обеспечить достоверность сведений об идентификации клиента. Так, в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 28-И должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности в случаях и в порядке, установленных указанной Инструкцией, банковскими правилами и должностной инструкцией. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию.

Следует учитывать, что законодательство возложило на кредитные организации обязанность не только собирать, но и регулярно обновлять сведения, позволяющие идентифицировать клиента. В п. 2.2 Положения ЦБ РФ N 262-П указано, что все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления, поэтому клиенты должны представлять в банк документы, которые прямо не отменены издавшим их органом (см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2010 г. по делу N А78-6096/2010).

Учитывая изложенное, на практике срок действия справок и иных документов, представляемых клиентом в банк при открытии счета, определяется банком произвольно. Как правило, банки принимают документы, составленные не более одного месяца назад. Легитимность таких требований, безусловно, может вызывать вопросы. Однако следует учесть, что кредитная организация не связана конкретным перечнем документов и их четким содержанием. Получается, что только кредитная организация может сделать однозначный вывод, идентифицирован клиент в достаточной степени или нет и насколько достоверные и актуальные сведения он представил. Так, в соответствии с п. 1.5 Положения ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П обязанность кредитной организации по идентификации клиента считается выполненной надлежащим образом, если кредитная организация может на основании соответствующих документов и сведений, в том числе указанных в Приложении N 3 к вышеназванному Положению, сумеет подтвердить, что ею приняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации клиентов и выгодоприобретателей.


В соответствии с п. 5.2 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае непредставления соответствующим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 данного Закона сведения, либо представления им недостоверных документов.

На основании изложенного обоснован вывод, что клиенты банков должны с пониманием относиться к требованиям банков о представлении ими актуальных документов, необходимых для открытия банковских счетов.

12. Счет может быть открыт как в рублях, так и в иностранной валюте, валютный счет является счетом со специальным правовым режимом.

Порядок открытия счетов в иностранной валюте и рублевых счетов нерезидентов регулируется Законом о валютном регулировании. Им предусмотрено, что резиденты вправе без ограничений открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках (подп. 2 п. 3 ст. 9), также в банках-нерезидентах с обязательным последующим уведомлением налоговых органов (п. п. 1 и 2 ст. 12).

13. На территории РФ нерезиденты вправе открывать банковские счета в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках (ст. 13 Закона о валютном регулировании). Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории РФ, устанавливает ЦБ РФ. Такой порядок определен Инструкцией ЦБ РФ N 28-И. Указанная Инструкция распространяется на счета и вклады любых клиентов, как резидентов, так и нерезидентов, что следует из ее преамбулы. Однако Инструкция не употребляет терминов валютного права - "резидент" или "нерезидент". Она устанавливает порядок открытия счетов:

во-первых, юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством РФ (могут быть как резидентами, так и нерезидентами);

во-вторых, юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим местонахождение за пределами территории Российской Федерации (нерезиденты);

в-третьих, физическим лицам - гражданам Российской Федерации (могут быть как резидентами, так и нерезидентами);

в-четвертых, физическим лицам - иностранным гражданам или лицам без гражданства (могут быть как резидентами, так и нерезидентами).

14. На практике возник вопрос: требуется ли представлять в банк разрешение на работу и документ, подтверждающий право физического лица - иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, для открытия в уполномоченном банке расчетного счета индивидуальному предпринимателю-иностранцу? Для открытия некоторых счетов иностранным юридическим и физическим лицам, лицам без гражданства, имеющим постоянное место пребывания за рубежом (нерезиденты), требуется выполнить некоторые специальные требования. В этом случае в текст Инструкции ЦБ РФ N 28-И дополнительно включаются соответствующие специальные нормы (см., например, п. 4.2). Отсюда следует, что, если данная Инструкция не содержит таких специальных правил для открытия счетов иностранным гражданам, применяется общее правило.


Так, п. 4.7 Инструкции ЦБ РФ N 28-И установлены единые требования для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю, которые должны применяться как к российскому, так и к иностранному гражданину или лицу без гражданства. В числе документов, которые необходимо представить в банк для открытия расчетного счета, - разрешение на работу и документ, подтверждающий право физического лица - иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, отсутствуют.

Для вывода о том, что п. 4.7 Инструкции ЦБ РФ N 28-И следует применять и для открытия расчетных счетов индивидуальным предпринимателям-иностранцам, имеются основания, вытекающие из иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Из Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) следует, что иностранный гражданин может заниматься на территории РФ деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и поучить разрешение на работу в случаях, указанных в упомянутом Законе. Порядок регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя определяется ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1> (далее - Закон о регистрации). В частности, в число документов, представляемых иностранным гражданином в регистрирующий орган, входит копия документа, подтверждающего право физического лица - иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Следовательно, если иностранный гражданин представляет в банк документ о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, как это предусмотрено в подп. "д" п. 4.7 Инструкции ЦБ РФ N 28-И, то миграционная карта или вид на жительство у иностранного гражданина уже имеется. Поэтому можно согласиться с Банком России, который не устанавливает какой-либо обязанности иностранного гражданина представлять в банк указанные документы для открытия ему счета индивидуального предпринимателя.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.


Вопрос о необходимости представления в банк копии разрешения на работу для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю может показаться спорным. Иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории РФ индивидуальную предпринимательскую деятельность без разрешения на работу, за исключением случаев, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан. Иными словами, разрешение на работу требуется не всегда и может быть получено после регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.


Представляется, что разрешение на работу не требуется для открытия индивидуальному предпринимателю-иностранцу расчетного счета по следующим формальным основаниям. Как уже было указано выше, право устанавливать порядок открытия счетов нерезидентов принадлежит Банку России в соответствии со ст. 13 Закона о валютном регулировании. Банк России реализовал свое право и не посчитал нужным указать разрешение на работу в качестве одного из документов, которые должны быть представлены в банк. В противном случае банку пришлось бы в каждом конкретном случае выяснять, требуется ли этот документ индивидуальному предпринимателю для осуществления его трудовой деятельности на территории России. По общему правилу п. 3 ст. 845 ГК РФ банк лишен права контроля над денежными средствами клиента. Поэтому расчетный счет индивидуальному предпринимателю-иностранцу должен быть открыт банком на балансовом счете N 40802 после представления им документов, перечисленных в п. 4.7 Инструкции ЦБ РФ N 28-И.

15. Банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета (ч. 1 ст. 86 НК). Форма сообщения банка утверждена Приказом Минфина России от 28 сентября 2009 г. N ММ-7-6/475@ "Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета". Электронное сообщение передается банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, и Центр информационных технологий Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка. Механизм передачи электронного сообщения установлен Положением ЦБ РФ от 7 сентября 2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".

16. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о регистрации сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны представляться банками в регистрирующий орган не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Порядок представления этих сведений см. в п. 20 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630, и п. 14 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438. Сообщения в Государственный реестр подаются в электронном виде по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 28 сентября 2009 г. N ММ-7-6/475@ "Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета".


17. При реорганизации юридического лица открытый ему расчетный счет подлежит переоформлению с учетом изменившегося правового положения клиента банка. Для этого прежний расчетный счет закрывается. Новый расчетный счет должен быть открыт на балансовом счете, соответствующем изменившемуся правовому положению клиента. При этом договор банковского счета не прекращается. Однако в него при необходимости могут быть внесены соответствующие изменения. Одновременно клиент должен представить в банк документы, подтверждающие произведенную реорганизацию, устав в новой редакции, документ, подтверждающий государственную регистрацию реорганизованного юридического лица, справку из налогового органа и т.п.


Статья 847. Удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете


Комментарий к статье 847


1. Из п. 1 комментируемой статьи следует, что банковским счетом может распоряжаться не только сам клиент, но и другие лица, действующие от его имени, при условии представления клиентом в банк документов, подтверждающих их правомочия.

Распоряжение счетом может осуществляться уполномоченными лицами путем:

- оформления расчетных и кассовых документов на списание средств со счета;

- акцепта платежного требования - при акцептной форме безналичных расчетов;

- получения информации, составляющей банковскую тайну;

- реализации иных прав клиента - стороны по договору банковского счета, если полномочие этих лиц на распоряжение счетом не ограничено законом или правоустанавливающим документом. Так, лица, уполномоченные распоряжаться счетом физического лица на основании доверенности, могут совершать в отношении средств на счете только те действия, которые в принципе могут совершаться через представителя. Например, представитель не может составить завещательное распоряжение на случай смерти доверителя. Оно может быть составлено лично физическим лицом - клиентом банка.

2. Порядок удостоверения права распоряжения денежными средствами может быть различным в зависимости от правового положения клиента банка.

Счетом физического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося частной практикой, может распоряжаться сам клиент и(или) его представитель, уполномоченный на это соответствующей доверенностью. Для подтверждения полномочий самого клиента - физического лица он должен предъявить в банк паспорт или заменяющий его документ. При этом в качестве документа, удостоверяющего личность, может быть представлен даже паспорт гражданина СССР (Определение ВС РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС 03-521).

Образцы подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом физического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося частной практикой, должны быть внесены в карточку с образцами подписей и оттиска печати (при наличии) в качестве лиц, обладающих правом первой подписи.