Файл: ГК_2_комм_Садиков_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5331

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Из установленного законом некоммерческого характера обществ взаимного страхования и соответственно признания их деятельности некоммерческой следует, что они хотя и могут получать доход от этой деятельности, но извлечение прибыли не является их основной целью и полученную прибыль они не вправе распределять между своими членами или участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

6. Установленные п. 5 комментируемой статьи условия совершения обществом страховых операций и страхования интересов лиц, не являющихся членами общества, следует понимать в том смысле, что для этого необходимы реорганизация общества в виде преобразования в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 50 ГК для коммерческих организаций, изменение устава и получение соответствующей лицензии.

Если же общество при самом создании ставит целью не только взаимное страхование своих членов, но и страхование интересов третьих лиц, оно должно сразу же предусмотреть это в учредительных документах, принять организационно-правовую форму коммерческой организации и получить соответствующую лицензию.


Статья 969. Обязательное государственное страхование


Комментарий к статье 969


1. Пункт 1 статьи, допуская установление законом обязательного страхования жизни, здоровья и имущества определенных категорий государственных служащих, не раскрывает, какие именно категории имеются в виду.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ, 2003, N 22, ст. 2063) государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. В настоящее время действует пока что только один закон об обязательном страховании государственных служащих: это Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (СЗ РФ, 1998, N 13, ст. 1474).

2. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи следует понимать в том смысле, что страхователем должен выступать тот орган федеральной исполнительной власти, на который эта обязанность возложена соответствующим законом и которому выделены из соответствующего (по-видимому, федерального) бюджета средства, необходимые для уплаты страховых взносов.

3. Согласно п. 2 статьи в качестве страховщиков могут выступать, во-первых, созданные государством страховые организации, во-вторых, иные организации (например, создаваемые для этих целей специализированные фонды, аналогичные предусмотренному ст. 38 Закона о банках) и, в-третьих, обычные страховые организации.


4. Согласно п. 3 статьи размер страховых взносов по государственному страхованию устанавливается либо соответствующими законами, либо иными правовыми актами, под которыми, согласно п. 6 ст. 3 ГК, понимаются только указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. См. также п. 3 ст. 936 ГК.


Статья 970. Применение общих правил о страховании к специальным видам страхования


Комментарий к статье 970


1. Эта статья выделяет пять видов или, точнее, групп объектов страхования, в отношении которых специальными законами (только законами, ибо статья не содержит отсылки к иным правовым актам, как это сделано в ряде других статей рассматриваемой главы) могут быть установлены правила, отклоняющиеся от норм гл. 48 ГК.

2. Об иностранных инвестициях см. Закон об иностранных инвестициях.

В ст. 970 речь идет о страховании иностранных инвестиций от т.н. некоммерческих рисков. Под некоммерческими рисками, согласно международной практике, обычно понимаются риски политического характера, связанные с экономической и политической нестабильностью, и, как следствие этого, возможность принятия государством репрессивных мер, военные действия, гражданские волнения, запрещения или ограничения перевода прибыли в иностранную валюту и за границу, нарушение принимающим государством контракта с иностранным инвестором, ограничение доступа этого инвестора к судебной защите и т.п. Россия участвует в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

Обычные коммерческие риски могут страховаться иностранными инвесторами в общем порядке, и на такое страхование предусмотренная комментируемой статьей оговорка не распространяется. Статья 19 Закона об иностранных инвестициях подчиняет его национальному режиму.

3. Круг отношений, охватываемых понятием морского страхования, определен в ст. 246 КТМ; морскому страхованию посвящена гл. XV этого Кодекса.

4. Медицинское страхование регулируется Законом РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости РСФСР, 1991, N 27, ст. 920), Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1 (Ведомости РФ, 1993, N 17, ст. 591); Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 N 1018 (СА РФ, 1993, N 44, ст. 4198); Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 N 857 (СЗ РФ, 1998, N 32, ст. 3902), и утвержденными актами Правительства РФ типовыми договорами обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан.

Указанными нормативными актами установлены некоторые особенности обязательного медицинского страхования; структуры страховых отношений - участие в них Федерального и территориальных фондов медицинского страхования, дополнительные обязанности страховщиков (не только оплатить соответствующие расходы, но и организовать медицинскую помощь), порядок уплаты страховых взносов и установления соответствующих тарифов, порядок выдачи лицензий.


5. В настоящее время специальными нормами закона, посвященными страхованию банковских вкладов, являются ст. ст. 38 и 39 Закона о банках. Статья 38 предусматривает создание федерального фонда обязательного страхования вкладов граждан. Участниками этого фонда должны быть банки, привлекающие вклады граждан; порядок создания фонда, формирования и использования его средств должен быть определен федеральным законом, которого пока нет. Статья 39 предусматривает возможность образования банками фондов добровольного страхования вкладов. Деятельность таких фондов, представляющих собой вид взаимного страхования (ст. 968 ГК), согласно ст. 39 Закона о банках должна определяться уставами фондов и федеральными законами.

6. Страхование пенсий в настоящее время существует в двух формах - обязательное и добровольное.

Обязательное страхование пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (СЗ РФ, 2001, N 51, ст. 4832) и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (СЗ РФ, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4920). Согласно первому из них трудовая пенсия в России состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной, причем вторая и третья части образуются за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию. В качестве страховщика, согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выступает Пенсионный фонд РФ. Страхователями являются лица, оплачивающие труд подлежащих обязательному пенсионному страхованию физических лиц, а также самостоятельно оплачивающие свое обязательное пенсионное страхование индивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые другие категории лиц, указанные в ст. 6 названного Закона, а ст. 29 допускает добровольное вступление физического лица в отношения по обязательному пенсионному страхованию как в свою пользу, так и в пользу другого выгодоприобретателя, за которого не уплачиваются страховые взносы другим лицом. К обязательному пенсионному страхованию правила гл. 48 могут быть применены на основании комментируемой статьи в субсидиарном порядке.

Наряду с этим допускается добровольное страхование пенсионных выплат в порядке ст. 934 ГК (его иногда называют накопительным страхованием). Кроме того, в настоящее время предусмотренные Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (СЗ РФ, 1998, N 19, ст. 2071) договоры о пенсионном обеспечении (пенсионные договоры) являются, в сущности, договорами о накопительном страховании, в которых негосударственный пенсионный фонд выступает в качестве страховщика, вкладчик фонда - в качестве страхователя, а участник - в качестве выгодоприобретателя, причем вкладчик может заключить пенсионный договор в свою пользу и одновременно выступать в качестве участника (выгодоприобретателя). Согласно ст. 2 Закона негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией и представляет собой особую, урегулированную самим Законом организационно-правовую форму некоммерческой организации. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит лицензированию. Следует полагать, что к отношениям из пенсионного договора применяются правила гл. 48, если названным Законом не установлено иное. И уж во всяком случае они могут быть применены в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК).



Глава 49. ПОРУЧЕНИЕ


Статья 971. Договор поручения


Комментарий к статье 971


1. Статья содержит понятие договора поручения. Договор поручения относится к числу ранее известных договоров. Тем не менее в ГК этот институт получил дальнейшее развитие и пополнился целым рядом новых правил. Новеллы связаны, в частности, с тем, что новый ГК РФ ввел в оборот понятие "коммерческое представительство", что обусловило необходимость установления правил, связанных с этим представительством.

Договором поручения опосредствуется предоставление юридических услуг. В силу договора поручения одна сторона (поверенный), выступая от имени и за счет другой стороны (доверителя), совершает по его поручению определенные юридические действия, на основе которых у доверителя возникают права и обязанности по сделке, совершенной поверенным. Таким образом, договор поручения есть договор о представительстве одного лица от имени другого. Он лежит в основе отношений представительства. Поэтому нормы, содержащиеся в гл. 49, применяются в совокупности с правилами гл. 10 ГК.

2. Комментируемая статья допускает возможность заключения договора поручения как с указанием срока его действия, так и без такового. Следует, однако, иметь в виду, что поверенный может действовать от имени доверителя лишь при наличии доверенности. Срок же ее действия в соответствии со ст. 186 ГК не может превышать 3 лет. Следовательно, если договор поручения превышает этот срок, необходима новая доверенность.

3. Субъектами договора могут быть и граждане, и юридические лица, если иное не установлено законом. Так, в ст. 27 Закона об инвестиционных фондах предусмотрено, что агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев могут быть только юридические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг, к тому же имеющие лицензию на осуществление брокерской деятельности. Такой агент действует от имени и за счет управляющей компании на основании договора поручения или агентского договора. При этом он вправе выступать в качестве такового лишь со дня опубликования управляющей компанией сведений об агентах в печатном издании, указанном в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Этим же Законом в ст. 28 определены права и обязанности поверенного (агента). Он вправе оказывать услуги одновременно нескольким управляющим компаниям. Одновременно Закон запрещает поверенному (агенту) приобретать инвестиционные паи обслуживаемого инвестиционного фонда, использовать получаемую информацию в собственных интересах или в интересах третьих лиц, передоверять свои полномочия.


Статья 972. Вознаграждение поверенного


Комментарий к статье 972


1. Договор поручения может быть как безвозмездным, так и возмездным. При этом по общему правилу предполагается, что договор является безвозмездным. Возмездным он является лишь постольку, поскольку обязанность уплаты доверителем вознаграждения поверенному прямо предусмотрена законом, иными правовыми актами или договором поручения.


В изъятие из общего правила договор поручения, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон, является возмездным, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, здесь, напротив, действует презумпция возмездности. Такой договор признается возмездным и тогда, когда в нем нет указания о размере вознаграждения или о порядке его уплаты. Это означает, что для возмездного договора поручения соглашение о размере вознаграждения не является существенным условием и при его отсутствии определяется исходя из объема вознаграждения, обычно уплачиваемого за подобного рода юридические услуги.

2. Поверенный, выступающий в качестве коммерческого представителя, наделяется правом удерживать находящиеся у него вещи доверителя в обеспечение своих требований по договору поручения. К такого рода требованиям относится как право на вознаграждение, так и право на возмещение понесенных при выполнении поручения издержек.


Статья 973. Исполнение поручения в соответствии с указаниями доверителя


Комментарий к статье 973


1. Указания доверителя своему поверенному должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными.

Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов к фонду имущества области, акционерному обществу закрытого типа, товариществу с ограниченной ответственностью и к иностранной фирме о признании недействительными договора поручения, договора комиссии и протокола чекового аукциона в части приобретения акций завода оборонного назначения.

Арбитражный суд удовлетворил требования о признании сделок недействительными по основаниям ст. 168 ГК с применением двусторонней реституции. Основанием для признания перечисленных сделок недействительными послужило их несоответствие п. 10.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, в соответствии с которым решение о допуске иностранного инвестора к участию в приватизации предприятий, оборонный заказ которых составляет более 30% общего объема работ, принимается Правительством РФ одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных предприятий.

В данном случае решение о допуске иностранного инвестора к участию в приватизации не принималось. Следовательно, действовавшая через посредников иностранная фирма дала незаконное указание своему поверенному по договору поручения о приобретении акций, не подлежащих продаже иностранному инвестору. В связи с этим все сделки (поручения, комиссии, приватизации) признаны недействительными.

2. Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверитель может заранее предоставить право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом.