ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5312
Скачиваний: 4
После исполнения сделки, а также в случае возложения на него ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение товарищ вправе потребовать от других участников возмещения ему расходов и убытков в порядке, предусмотренном ст. 1046 (см. коммент. к ней).
2. В том случае, когда участники решают открыть факт существования товарищества третьим лицам, начинают действовать общие правила гл. 55.
Глава 56. ПУБЛИЧНОЕ ОБЕЩАНИЕ НАГРАДЫ
Комментарий к главе 56
Отношения, возникающие при публичном обещании награды, урегулированы в составе ГК в качестве отдельной главы впервые. Ранее они трактовались в литературе как односторонняя сделка, имеющая согласно ст. 4 ГК 1964 юридическую силу и подчиненная общим правилам о сделках. Включение публичного обещания награды в ГК отвечает широкому использованию этого института на практике, прежде всего в отношениях граждан.
Статья 1055. Обязанность выплатить награду
Комментарий к статье 1055
1. Публичное обещание награды представляет собой одностороннюю сделку (п. 2 ст. 154 ГК) и должно отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к сделкам (гл. 9 ГК), в частности в отношении формы сделки. Как правило, обещание награды совершается в письменной форме: в местной печати, на специальных стендах и в других отведенных для объявлений местах.
Возможно обещание награды по телевидению и радио. Следует признавать имеющим силу обещание награды, сделанное устно на собраниях, митингах, а также любой группе лиц, хотя бы их круг и был ограничен присутствующими. В этом последнем случае могут возникать трудности с последующим доказыванием условий такой устной односторонней сделки. Надлежит считать, что обещание награды подпадает под действие правила п. 1 ст. 159 ГК, допускающего устную форму сделки при отсутствии иных указаний в законе, и при устном обещании награды возможно использование всех доказательств, в т.ч. устных.
2. Предметом публичного обещания награды должно быть правомерное действие, и объявленное обещание должно позволять установить лицо, которым была обещана награда за совершение такого действия. Для устранения неблагоприятных последствий, связанных с ошибочным или неправильным представлением о таком лице, отозвавшийся на обещание вправе требовать письменного подтверждения сделанного обещания.
3. Названное в публичном обещании награды действие должно быть совершено в указанный в объявлении срок. На практике такой срок обычно не обозначается, и в этом случае действует правило п. 2 ст. 314 ГК об исполнении обязательства в разумный срок. Этот срок подлежит определять с учетом, прежде всего, характера соответствующего действия, и он может быть весьма значительным (например, сообщение информации о преступном действии).
4. Обещанная награда должна быть в публичном обещании награды обозначена и обычно является денежной. Однако награда может быть выражена и в другой форме, представляющей имущественный или иной заслуживающий внимания интерес (билет на концерт артиста, объявившего о награде, оказание встречной услуги и т.д.).
При неясности размера награды и возникновении спора он должен решаться судом. При этом следует учитывать имеющиеся в ГК положения по аналогичному вопросу: вознаграждение за находку составляет до 20% стоимости вещи (п. 2 ст. 229).
5. Лицом, совершившим соответствующее действие первым, надлежит считать то, которое первым выполнит такое действие в отношении объявившего награду, хотя бы имелись другие лица, получившие необходимые сведения ранее, однако запоздавшие с сообщением о них по сравнению с другим лицом.
6. Совершение действия в ответ на публичное обещание награды также является по общему правилу односторонней сделкой, и такое действие должно отвечать общим требованиям, установленным ГК для сделок, в частности, совершающее его лицо должно обладать дееспособностью. Несовершеннолетние могут получать публично обещанную награду, поскольку она является случаем сделки, направленной на безвозмездное получение выгоды (п. 2 ст. 28 ГК).
7. В ст. 1055 нет указаний об обязанности лица, обещавшего награду, возместить лицу, совершившему соответствующее действие, понесенные им расходы. Это свидетельствует о том, что такие расходы сверх уплачиваемой награды возмещаться не должны. Такой вывод подтверждается также правилом п. 2 ст. 1056 ГК, согласно которому понесенные расходы при отмене обещания возмещаются в пределах обещанной награды.
Статья 1056. Отмена публичного обещания награды
Комментарий к статье 1056
1. Предоставляя лицу, объявившему о выплате награды, возможность отказаться от данного им обещания, п. 1 статьи существенно ограничивает случаи таких его действий в интересах защиты прав и интересов лиц, отозвавшихся на данное обещание.
2. Отмена обещания невозможна в трех случаях: а) из обещания прямо или косвенно вытекает недопустимость отказа; б) в течение срока обещания, определенного для совершения награждаемого действия; в) к моменту отмены обещания награждаемое действие уже совершено, хотя бы об этом и не стало еще известно лицу, объявившему о награде.
3. В других случаях отмена публичного обещания награды возможна, однако такая отмена должна быть совершена в такой же форме, что и данное обещание. Это правило может вызывать трудности в случае отмены обещания награды, объявленного устно. При возникновении спора вопрос должен решаться на основе имеющихся доказательств (см. п. 1 комментария к ст. 1055), причем при неясности ситуации справедливо исходить из предположения, что обещание сохраняет силу, поскольку ст. 1056 существенно ограничивает право на отмену сделанного обещания награды.
4. Правомерная отмена обещания не освобождает согласно п. 2 ст. 1056 лицо, давшее обещание, от обязанности возместить отозвавшимся лицам понесенные ими расходы в пределах обещанной награды. Такие расходы должны быть разумными и надлежащим образом доказаны. Предел обещанной награды надо понимать как общий предел возмещения расходов, независимо от числа отозвавшихся лиц.
5. Положения ст. 1056 должны быть соответственно отнесены к случаям, когда лицо, обещавшее награду, изменяет условия своего обещания, например сокращает срок или уменьшает размер ранее объявленной награды.
Глава 57. ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС
Статья 1057. Организация публичного конкурса
Комментарий к статье 1057
1. Глава 57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание государственных премий.
2. Как и публичное обещание награды (гл. 56 ГК), объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК) и порождает обязанность лица, сделавшего объявление, выплатить награду.
Однако в отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее по сравнению с другими участниками выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлено единственным участником.
3. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию, сформулированному в п. 2 комментируемой статьи, что влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК).
4. Объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права: как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК).
Конкурс может быть объявлен совместно несколькими лицами.
Многие публичные конкурсы проводятся на основании решения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Так, в компетенцию Федерального архивного агентства входит проведение конкурсов работ в области архивоведения, документоведения и археографии (п. 6.7 Положения о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2572)).
В некоторых случаях государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления утверждает положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно.
5. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.
К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под СМИ в ст. ст. 2, 24 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300) понимаются: периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; иная форма периодического распространения массовой информации, в т.ч. периодически распространяемые тиражом тысяча и более экземпляров тексты, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в их банках и базах данных. СМИ подлежат регистрации (кроме случаев, перечисленных в ст. 12 указанного Закона) с учетом территории их преимущественного распространения в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или ее территориальных органах (ранее - в Мининформпечати России или территориальных органах Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати России). СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.
Таким образом, допускается как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса в зависимости от избранного организатором конкурса вида СМИ. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена.
Круг лиц, которым адресовано приглашение организатора конкурса, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, театров, оперных певцов и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.), возможные образовательные, возрастные и т.п. требования к участникам ставят рамки участия в конкурсе. Но при этом приглашение к участию в открытом конкурсе всегда неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.
Круг участников открытого публичного конкурса может быть ограничен проведением предварительной квалификации (предварительного отбора) лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию в конкурсе) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.
Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Особенность такой организации конкурса состоит в том, что участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатом предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.
Незаконный отказ в участии в публичном конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе. Основанием отмены в судебном порядке результатов конкурса может быть также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.
Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по усмотрению лица, объявляющего конкурс, т.е. предложения персональны. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.
6. В п. 4 комментируемой статьи установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.
Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, признание победителем конкурса осуществляется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в конкурсную комиссию участников конкурса, тем не менее по этическим соображениям он нередко соблюдается.
Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст. 317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, либо в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или вынесения решения о выплате награды, или на иной момент, указанный в объявлении о конкурсе.
Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст. ст. 128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы участника состязания, то гражданско-правового обязательства из публичного конкурса не возникает.