ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5298
Скачиваний: 4
2. Действующая редакция п. 1 ст. 472 (вступившая в силу в соответствии с Федеральным законом от 17.12.99 N 213-ФЗ) отличается от ранее содержавшейся в ГК. В нее вместо перечисления видов актов, которыми может определяться срок годности, включено общее правило: обязанность определять такой срок может быть предусмотрена законом или в установленном им порядке.
Изменение, внесенное этим же Федеральным законом в п. 2 ст. 472, в отличие от ранее действовавшей его редакции, предоставляет сторонам договора право отступить от предписания, предусмотренного этим пунктом. В прежней редакции оно было сформулировано императивно.
3. ГК регулирует только случай, когда срок годности товара установлен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но при этом недопустимо отступать от закона и иных действующих обязательных правил. Придание в 1999 г. диспозитивного характера п. 2 ст. 472 подтверждает обоснованность такого подхода.
Законом о защите прав потребителей (п. п. 4 и 5 ст. 5) предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Запрещена продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть, но не установлен срок годности.
4. От срока гарантии и срока годности необходимо отличать срок службы.
Законом о защите прав потребителей (п. 1 ст. 5) предусмотрено право изготовителя устанавливать срок службы на товар, предназначенный для длительного использования. Под таким сроком понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использовать товар по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки. В отношении товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок службы. Срок службы действует также в отношении комплектующих изделий: деталей, узлов, агрегатов (п. 2 ст. 5). Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения (километрах, метрах и прочих единицах измерения) исходя из функционального назначения товара (п. 3 ст. 5). В отношении тех товаров, на которые изготовитель был вправе установить срок службы (п. 1 ст. 5), но этого не сделал, на него возложена обязанность обеспечивать безопасность товара в течение 10 лет со дня его передачи потребителю (п. 2 ст. 7).
Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ, внесшим изменения в ранее действовавшую редакцию Закона о защите прав потребителей, установлены иные правила наступления ответственности изготовителя при обнаружении потребителем существенных недостатков товара. Исключен принцип ответственности изготовителя лишь при наличии его вины. Вместо него предусмотрено аналогичное п. 1 ст. 476 ГК правило, согласно которому условием наступления ответственности изготовителя служит доказательство потребителем того, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Требование потребителем может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы (см. п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
5. Применительно к ответственности продавца за передачу товара, не выдержавшего установленного срока годности, по аналогии должно применяться правило, действующее в отношении товара, на который предоставлена гарантия качества (см. п. 2 ст. 476 и коммент. к ней). В отношении прав потребителей см. соответствующие положения Закона о защите прав потребителей. См. также ст. 503 и коммент. к ней.
Статья 474. Проверка качества товара
Комментарий к статье 474
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, в соответствии с которым продавец и покупатель обязаны проверять качество товара только в случае, когда такая обязанность предусмотрена законом, иными правовыми актами, государственными стандартами или договором. Так, п. 2 ст. 513 ГК предусматривает обязанность покупателя (получателя) проверить качество поставленных товаров, а Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительством РФ от 19.01.98 N 55 (см. коммент. к ст. 492), - обязанность продавца осуществить проверку качества товара до выставления его в торговом зале. В остальных случаях проверка может не проводиться. Однако отсутствие обязанности проверить качество товара не является основанием освобождения продавца от ответственности за его ненадлежащее качество, а покупатель не может ссылаться на это обстоятельство в обоснование просрочки извещения продавца о выявленных в товаре недостатках (см. коммент. к ст. 483).
Проверка качества товара и ее методы могут быть установлены обязательными требованиями технических регламентов, а до их принятия - обязательными требованиями государственных стандартов или рекомендательными требованиями национальных стандартов или стандартов организаций (об этих требованиях и их правовых отличиях см. коммент. к ст. 469).
В п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 18 подчеркнуто, что в случае, когда порядок проверки качества товаров предусмотрен обязательными требованиями, проверка качества товаров, осуществляемая покупателем, должна соответствовать таким требованиям.
2. Порядок проверки качества определяет сроки, в течение которых покупатель должен проверить качество товара после его принятия и известить продавца об обнаруженных недостатках, порядок и сроки составления акта о них, требования к его оформлению, методы проверки и т.п. Он может устанавливаться законом, иными правовыми актами или договором. Договором порядок проверки предусматривается, если положения закона или иных правовых актов о нем являются диспозитивными, либо вообще отсутствуют, либо порядок определен рекомендательными требованиями национальных стандартов или стандартов организаций. В договоре этот порядок определяется путем указания нормативных документов в области стандартизации, установивших его, либо путем включения в договор соответствующих условий. Однако в случае определения порядка проверки императивными нормами закона или иных правовых актов либо обязательными требованиями технических регламентов, а до их принятия - государственными стандартами условия договора должны им соответствовать.
3. Пункт 2 ст. 474 предусматривает порядок проверки качества товара в тех случаях, когда он не установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями технических регламентов, а до их принятия - государственными стандартами или договором. На необходимость применения обычаев делового оборота или иных обычно применяемых условий проверки товара в случае, если порядок проверки качества товара не установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями технических регламентов, а до их принятия - государственными стандартами или договором, обращает внимание и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2000. В кн.: Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Судебная практика по гражданским делам. М., Проспект, 2001. С. 476).
4. При обнаружении несоответствия качества товара требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК, покупатель обязан известить об этом продавца (см. коммент. к ст. 483).
Сроки, в течение которых покупатель обязан осуществить проверку качества товара после его получения и известить продавца об обнаруженных недостатках, могут быть предусмотрены законом, иными правовыми актами или договором. Если такие сроки в указанном порядке не определены, покупатель должен в разумный срок осуществить проверку и известить продавца об обнаруженных недостатках, но не позднее сроков, установленных ст. 477 (см. коммент. к ней).
5. Из п. 3 ст. 474 вытекает, что в тех случаях, когда продавец обязан проверить качество товара, он должен представить покупателю документы, подтверждающие осуществление им такой проверки (акт проверки, сертификат качества или иной документ).
По ряду товаров, приобретаемых в предпринимательских целях, для покупателя имеет значение не только факт проверки их качества продавцом, но и ее результаты. В таких случаях продавец обязан передать покупателю документы о результатах проверки (данные лабораторных анализов, испытаний и т.п.). Порядок передачи документов определен ст. 456 (см. коммент. к ней).
6. Для идентификации результатов проверки качества товара продавцом и покупателем и предупреждения споров об оценке качества п. 4 комментируемой статьи установлено, что ее порядок и иные условия должны быть одинаковыми для продавца и покупателя. Если нормативными документами в области стандартизации допускается несколько вариантов методов проверки качества одного и того же товара, стороны в договоре должны четко определить, каким из них они будут руководствоваться. При отсутствии в договоре такого условия применяется правило ст. 320 ГК об исполнении альтернативного обязательства - продавец выбирает вариант проверки. Поэтому на основании п. 4 в этом случае покупатель должен проверять качество товара способом, выбранным продавцом.
Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества
Комментарий к статье 475
1. Правовые последствия, предусмотренные ст. 475, наступают, если покупатель обнаружил в переданном товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом.
В зависимости от характера различаются явные и скрытые недостатки. К явным относятся те, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определены специальные методы контроля (например, лабораторные анализы или испытания). Скрытые - это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами, и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара.
Продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны. В противном случае он будет нести ответственность перед покупателем.
2. Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить ему одно из следующих требований:
а) соразмерного уменьшения покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товар можно использовать по прямому назначению, не устраняя недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества;
б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производятся за счет продавца;
в) возмещения своих расходов на устранение недостатков. Покупатель может устранить недостатки сам либо поручить это третьим лицам. Расходы возмещаются в полном объеме, однако они должны быть разумными, т.е. во всяком случае не превышать цену самого товара.
3. Иные правовые последствия предусмотрены п. 2 комментируемой статьи для существенных нарушений требований к качеству товара, примерный перечень которых определен в нем. По выбору покупателя продавец обязан либо заменить товар на тот, который будет соответствовать договору, а если качество договором не определено, - требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 469 (см. коммент. к ней), либо при отказе покупателя от исполнения договора возвратить ему уплаченную за товар денежную сумму. Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом правил, закрепленных п. 3 статьи, может предъявить продавцу требования, установленные п. 1, вместо указанных в п. 2 статьи.
4. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь не может быть заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.
5. Если предъявление предусмотренных п. п. 1, 2 статьи требований не покрывает всех убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, покупатель в соответствии со ст. ст. 15 и 393 ГК вправе потребовать от продавца возмещения убытков.
6. Положения п. п. 1 и 2 применяются также к товарам ненадлежащего качества, входящим в комплект (см. коммент. к ст. 479). Если какие-либо из этих товаров окажутся ненадлежащего качества, покупатель вправе предъявить в отношении них требования, предусмотренные п. п. 1, 2.
7. Права, закрепленные п. п. 1 и 2, могут быть осуществлены покупателем, если недостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст. 477 (см. коммент. к ней), и покупатель известил продавца о них в порядке, определенном ст. 483 (см. коммент. к ней).
8. ГК или другие законы могут устанавливать иные правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества, чем предусмотрены ст. 475. В этом случае к отношениям сторон будет применяться не ст. 475, а нормы этих законов. Так, ст. 503 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусматривают иные последствия такого нарушения.
Статья 476. Недостатки товара, за которые отвечает продавец
Комментарий к статье 476
1. Правило, предусмотренное п. 1 ст. 476, соответствует общим положениям ГК о моменте перехода права собственности (см. ст. 223 ГК) и риска случайной гибели или случайного повреждения товара (см. ст. 211, ст. 459 и коммент. к ней). Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
2. Принципиально иной подход применяется к товарам, по которым договор предусматривает гарантию качества (п. 2 ст. 476). При обнаружении недостатков товара в пределах срока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец не отвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения; либо возникшим вследствие действий третьих лиц (например, перевозчика), либо непреодолимой силы).
Статья 477. Сроки обнаружения недостатков переданного товара
Комментарий к статье 477
1. При формулировании статьи были использованы принципы Венской конвенции 1980 (ст. ст. 38 и 39). Хотя в отличие от Венской конвенции 1980 в общих положениях о купле-продаже не содержится предписаний об обязанности покупателя осмотреть товар или обеспечить его осмотр в такой короткий срок, который практически возможен при этих обстоятельствах (предписания по этому вопросу применительно к договору поставки содержатся в п. 2 ст. 513 и п. 1 ст. 515 - см. коммент. к ним), ГК, как и Венская конвенция 1980, исходит из права покупателя предъявить требования к продавцу при условии обнаружения недостатков в установленные сроки.