ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4553
Скачиваний: 1
Статья 1026. Доверительное управление имуществом по основаниям, предусмотренным законом
Комментарий к статье 1026
1. В соответствии со ст. 1012 ГК учредителем управления является, как правило, собственник имущества, который по своему усмотрению передает имущество в доверительное управление. Но договор доверительного управления имуществом может быть также заключен по основаниям, установленным в законе, и тогда учредителем управления является не собственник имущества, а лицо, указанное в законе. Это может быть орган опеки и попечительства, нотариус, исполнитель завещания.
Закон предусматривает следующие основания заключения договора доверительного управления имуществом:
вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК;
на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик);
по иным основаниям, предусмотренным законом. К таким основаниям, например, относится заключение органом опеки и попечительства договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего лица (ст. 42, 43 ГК); заключение договора доверительного управления имуществом нотариусом или исполнителем завещания (ст. 1173 ГК).
2. Поскольку учредитель управления не является собственником имущества, передаваемого в управление, и договор доверительного управления имуществом заключается по основаниям, указанным в п. 1 комментируемой статьи, правила, предусмотренные гл. 53 ГК, применяются к указанным отношениям по доверительному управлению имуществом, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа таких отношений. Так, правила о субсидиарной ответственности учредителя управления за действия доверительного управляющего, предусмотренные ст. 1022 ГК, не распространяются на случаи, когда договор доверительного управления имуществом был заключен на основании закона. Например, если учредителем управления выступает орган опеки и попечительства, который в соответствии со ст. 43 ГК передал в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего лица, ответственность по обязательствам доверительного управляющего не может быть возложена на орган опеки и попечительства.
Особенность договора доверительного управления имуществом, заключенного на основании закона, выражается также в том, что он совершается, как правило, в пользу третьего лица (выгодоприобретателя). Учредитель управления (орган опеки и попечительства, нотариус) не может быть выгодоприобретателем. Исключение может составлять договор доверительного управления имуществом, заключенный по правилам ст. 41 ГК.
Если договор доверительного управления имуществом является возмездным, то вознаграждение и расходы доверительный управляющий получит за счет доходов от управления этим имуществом. В некоторых случаях вознаграждение и понесенные расходы возмещаются в пределах, установленных в нормативных актах. Например, размер вознаграждения доверительного управляющего наследственным имуществом не может превышать 3% оценочной стоимости наследственного имущества (Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 350 "Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом" (СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2096)).
В соответствии с ч. 2 п. 2 комментируемой статьи учредитель управления (орган опеки и попечительства, нотариус, исполнитель завещания) может требовать от доверительного управляющего надлежащего управления имуществом в интересах выгодоприобретателя.
Глава 54. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
Статья 1027. Договор коммерческой концессии
Комментарий к статье 1027
1. Коммерческая концессия представляет собой один из новых институтов российского гражданского права. Этот правовой институт сходен с институтом англосаксонского права, известным под названием "franchising" (франчайзинг, франшиза), и может применяться только в сфере предпринимательской деятельности. Понятие договора коммерческой концессии сформулировано в п. 1 ст. 1027 ГК. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.
Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее экономично развивать свое дело, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств и в то же время предоставляя правообладателю возможность осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь также получает ряд выгод, которые, в частности, состоят в снижении предпринимательского риска и ускорении развития собственного бизнеса, что обеспечивается хорошей коммерческой репутацией правообладателя в соответствующей сфере деятельности. В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Поэтому защита интересов потребителя дополнительно обеспечивается посредством правил п. 2 ст. 1028 ГК об обязательной регистрации договора коммерческой концессии, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1032 ГК), а также требованиями законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).
Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции, поэтому в рассматриваемом аспекте важное значение приобретают развитие антимонопольного законодательства и совершенствование практики его применения.
2. Договор коммерческой концессии занимает самостоятельное место в системе отдельных видов договорных обязательств. Поскольку предметом этого договора является не отдельное исключительное право, в частности право на использование изобретения, полезной модели, товарного знака и т.п., а комплекс таких прав, отмеченное обстоятельство позволяет отграничить договор коммерческой концессии от лицензионных договоров, предусматривающих передачу права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности.
Договор коммерческой концессии следует также отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Комиссионер и агент всегда действуют в интересах и по поручению соответственно комитента и принципала, оказывают последним услуги и получают за это вознаграждение. Что касается договора коммерческой концессии, то его вообще нельзя отнести к договорам об оказании услуг, поскольку он по своей правовой природе ближе всего к договорам о передаче имущества (в виде имущественных прав) в пользование.
3. В силу специфики предмета договора коммерческой концессии к нему, помимо норм гл. 54 ГК, применяются также нормы ГК и иные нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с созданием и использованием соответствующих объектов интеллектуальной собственности - например, ст. 54, 64, 82, 113, 115 ГК, Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК от 22 июня 1927 г. (СЗ СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395), Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., Патентный закон от 23 сентября 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2319) и др.
4. Стороны договора коммерческой концессии - правообладатель и пользователь. В качестве обеих сторон договора могут выступать только специальные субъекты - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК).
5. Предмет договора коммерческой концессии - передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. В этот комплекс, в силу прямого указания п. 1 комментируемой статьи, должно входить право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя. В силу договора к его предмету могут быть также отнесены охраняемая коммерческая информация и другие объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания, программы для ЭВМ и т.д. Комплексность передаваемых исключительных прав является природообразующим признаком договора коммерческой концессии, поэтому передача лишь одного исключительного права не может составить предмет договора коммерческой концессии.
Кроме того, как следует из п. 2 ст. 1027 ГК, договор коммерческой концессии предполагает возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Относительно деловой репутации правообладателя следует заметить, что, будучи отнесена к числу личных неимущественных благ (ст. 150 ГК), она не допускает ее передачи или отчуждения иным способом, поэтому самостоятельным отдельным предметом договора коммерческой концессии деловая репутация быть, как представляется, не может. Вместе с тем предоставление пользователю права использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя предполагает распространение на такого пользователя и положительной деловой репутации правообладателя, что, собственно, и обусловливает экономическую целесообразность приобретения пользователем указанных исключительных прав. Поэтому деловая репутация правообладателя может получить в договоре условную денежную оценку.
Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Существенным условием договора коммерческой концессии является конкретизация предмета договора путем указания на тот объем, в котором пользователь может использовать комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Способы определения этого объема могут быть различными. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования. Договор может быть заключен с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.
Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии
Комментарий к статье 1028
1. Согласно п. 1 ст. 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора коммерческой концессии влечет его ничтожность.
2. Договор коммерческой концессии подлежит специальной регистрации органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. По общему правилу ст. 1031 ГК, которое может быть изменено договором, именно правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии. Законодатель не называет регистрацию договора коммерческой концессии государственной, поэтому, в отличие от общего правила п. 3 ст. 433 ГК, договор вступает в силу в отношениях между сторонами договора с момента достижения ими соглашения. Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, договора коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.
3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 38. Ст. 3667) органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и, в силу п. 2 ст. 1028 ГК, договоров коммерческой концессии, являлось МНС России <1>. Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 утвержден Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) (БНА РФ. 2003. N 8), где в соответствии со ст. 1028, 1036, 1037 ГК определен порядок регистрации заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии и субконцессии.
--------------------------------
<1> В настоящее время - Федеральная служба.
4. Если договор коммерческой концессии предусматривает использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, такой договор, помимо упомянутой регистрации, подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4541) таким органом исполнительной власти являлось Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).
Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 утверждены Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных (БНА. 2003. N 36). Следует заметить, что в п. 37 указанных Правил со ссылкой на ст. 1032 ГК установлено, что в договоре должно содержаться условие о том, что пользователь обязан обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, и о том, что правообладатель будет контролировать выполнение этого условия. В действительности же ст. 1032 ГК содержит императивно установленный перечень дополнительных обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии (кроме обязанности пользователя предоставить оговоренное количество субконцессий), в то время как п. 37 Правил, по существу, без достаточных оснований придает указанному перечню характер существенного условия договора коммерческой концессии.
5. Сведения о зарегистрированных договорах коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный договор коммерческой концессии, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
Статья 1029. Коммерческая субконцессия
Комментарий к статье 1029
1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, право на передачу комплекса исключительных прав в субконцессию возникает у пользователя лишь в случае, если такое право предусмотрено договором коммерческой концессии.
2. В силу производного характера договора коммерческой субконцессии такой договор не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается. По той же причине недействительность договора коммерческой концессии влечет недействительность и заключенных на основании его договоров коммерческой субконцессии (п. 2 ст. 1029 ГК).