Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4590

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Объект аренды предприятия - имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.

Имущественный комплекс предприятия может совпадать с имущественным комплексом, принадлежащим юридическому лицу или индивидуальному предприятию, а может составлять лишь его часть. Однако именно как предприятие в аренду может быть сдана не любая часть имущественного комплекса предпринимателя, а лишь отвечающая критериям предприятия как объекта гражданских прав. Так, объектом аренды может быть имущественный комплекс, закрепленный за филиалом либо иным структурным подразделением юридического лица. Вместе с тем известно, что сдача в аренду отдельных элементов, входящих в состав предприятия (зданий, оборудования, транспорта, имущественных прав и др.), осуществляется на основе общих норм об аренде, правил договора аренды здания или сооружения, договора аренды транспортных средств и т.д. Критерии разграничения объектов названных договоров и договора аренды предприятия следует искать в самом понятии предприятия как объекта гражданских прав (ст. 132 ГК). Если передаваемый в аренду имущественный комплекс достаточен и пригоден для предпринимательской деятельности именно в виде комплекса, т.е. образует технологически единое целое, его следует считать предприятием, а аренду регулировать нормами § 5 гл. 34 ГК "Аренда предприятий". Все другие сочетания вещей, прав и обязанностей, не обладающие этими свойствами, предмета рассматриваемого договора не образуют (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2003 г. N А26-2277/02-02-04/88).

5. Предприятие как арендуемый имущественный комплекс представляет собой сложный объект, состоящий из разнообразных элементов. Для заключения договора необходимо точное определение элементов имущественного комплекса, т.е. установление состава предприятия. Без этого предмет договора не может считаться определенным, а сам договор заключенным (п. 3 ст. 607 ГК). Комментируемая статья в отличие от правил п. 2 ст. 561 ГК о купле-продаже предприятия не содержит каких-либо предписаний об удостоверении состава предприятия. Но несмотря на это, состав предприятия обычно определяется на основе акта полной инвентаризации предприятия, аудиторского заключения о составе и стоимости, перечня всех долгов (обязательств) с указанием кредиторов и характера, размеров и сроков их требований, а также бухгалтерского баланса, отражающего все активы и долги предприятия (если таковой согласно законодательству о бухгалтерском учете составляется арендодателем).

Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается (п. 1 ст. 607 ГК). Следовательно, такое имущество не может входить в арендуемый имущественный комплекс либо для его включения в состав предприятия должны быть преодолены ограничительные требования закона.


6. Согласно п. 1 комментируемой статьи в составе предприятия условно выделяются несколько групп объектов с различным правовым режимом: первая - земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства; вторая - запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, а также права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также права требования и долги, относящиеся к предприятию.

Входящие в состав предприятия основные средства, т.е. объекты первой группы, предоставляются арендатору во временное владение и пользование, т.е. с возвратом. Оборотные средства и иные объекты второй группы передаются в аренду "в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором". Сказанное означает, в частности, что в договоре порядок и условия передачи отдельных объектов могут быть определены таким образом, что применительно к ним не может быть исполнено, в частности, требование относительно их возврата и говорить о возврате можно лишь с учетом конкретного случая. Более того, заведомо без цели возврата (а для потребления) передаются запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства. Зачастую невыполнимо требование о возврате применительно к уступленным правам требования и переведенным долгам, поскольку реализация арендатором предоставленного ему права требования или исполнение возложенного на него долга приводят к прекращению как права требования, так и долга.

Сказанное означает, что если предприятие в целом как имущественный комплекс передается во временное владение и пользование и должно быть возвращено, то включенные в его состав отдельные объекты могут, согласно условиям договора, передаваться и без цели возврата.

По договору аренды предприятия арендодатель обязуется предоставить также исключительные права, способные по своей природе к использованию в предпринимательской деятельности. Среди них права на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, фирменного наименования, права на товарный знак, знак обслуживания, на наименование места происхождения товара, права на служебную и коммерческую тайну и проч. Исключительное право его может передаваться владельцем другому лицу как на возмездных, так и безвозмездных началах и на основании гражданско-правового договора (лицензионного, договора коммерческой концессии) путем заявления об открытой лицензии и иным образом согласно правовым актам об интеллектуальной собственности.

Условия договора по уступке принадлежащих арендодателю прав требования зависят от того, на каком основании они принадлежат арендодателю и могут регулироваться как общими положениями об уступке права требования (ст. 382 - 390 ГК), так и специальными, к примеру, нормами гл. 43 "Финансирование под уступку денежного требования". Условия о переводе арендодателем на арендатора своих долгов определяются по правилам о переводе долга (ст. 391 - 392, ст. 657 ГК).


Поскольку элементы имущественного комплекса предприятия подлежат передаче не только "в порядке, на условиях", но и "в пределах", предусмотренных договором, то стороны вправе как установить пределы осуществления прав, так и исключить из состава предприятия отдельные его элементы, указанные в документах, удостоверяющих состав предприятия. В частности, как правило, арендатору передаются права пользования лишь на ту часть земельного участка, которая занята входящим в комплекс зданием или сооружением и необходима для его использования.

7. Не все элементы имущественного комплекса принадлежат арендодателю на праве собственности. Если арендодатель не является собственником имущества, в комментируемой статье установлено правило о том, что права владения и пользования имуществом, находящимся в собственности других лиц, в том числе землей, водой и другими природными ресурсами, передаются в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Имеется в виду как общее, так и специальное законодательство, определяющее правомочия по распоряжению соответствующими объектами, в частности, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, регулирующее права арендаторов и прочих пользователей землей, водными и другими объектами. Так, если объект (к примеру, здание, сооружение, оборудование и проч.) принадлежит собственнику предприятия на праве аренды, действует общая норма п. 2 ст. 615 ГК. В соответствии с ней, если правовыми актами не предусмотрено иное, арендодатель передает права владения и пользования арендованным имуществом другому лицу лишь с согласия собственника. Без согласия собственника имущества по правилам субаренды может передаваться, в частности, право аренды в отношении транспортных средств (п. 1 ст. 638, п. 1 ст. 647 ГК), в отношении земельных участков (п. 6 ст. 22 ЗК).

8. Согласно п. 2 комментируемой статьи при аренде предприятия не допускается передача арендатору прав арендодателя, полученных им на основании разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью. Правило сформулировано как диспозитивное. Предусмотрено, что право на передачу указанных прав арендатору может быть установлено законом или иными правовыми актами. Полагаем, что последнее положение не подлежит применению как противоречащее Федеральному закону от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430). Согласно п. 1 ст. 7 названного Закона "вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем". Данное императивное правило основано на том, что такие права неразрывно связаны с личностью лицензиата.

Из сказанного выше следует, что стороны не должны включать в имущественный комплекс арендуемого предприятия обязательства, которые арендатор не может исполнить ввиду отсутствия у него разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью. Если все же в состав имущества будут включены обязательства, исполнение которых арендатором невозможно при отсутствии у него разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью (к примеру, из-за отказа арендатору в предоставлении лицензии на новый срок, либо приостановления действия лицензии, либо вследствие аннулирования лицензии в период действия договора и т.д.), то арендодатель не освобождается от соответствующих обязательств перед кредитором. Тем самым законодатель защищает интересы кредиторов арендодателя в обязательствах, связанных с арендуемым предприятием.


Так, в случае включения в состав арендуемого предприятия обязательства арендодателя по выполнению подлежащих лицензированию работ по ремонту авиационной техники (при условии, что лицензия арендатора на подобные работы в период действия договора была аннулирована) арендодатель продолжает оставаться лицом, обязанным выполнить указанные ремонтные работы.


Статья 657. Права кредиторов при аренде предприятия


Комментарий к статье 657


1. Невозвращенный кредит, задолженность по оплате товара (работ, услуг), поставленных товаров (выполненных) с отсрочкой либо с рассрочкой платежа и другие долги предприятия - один из элементов его имущественного комплекса. Принимая во внимание, что у собственника (арендодателя) среднего или крупного предприятия могут быть сотни и тысячи кредиторов по обязательствам, связанным с деятельностью этого предприятия, необходимость получения от каждого из кредиторов письменного согласия на перевод долга явилась бы непреодолимым препятствием для передачи в аренду подобного предприятия. В одних случаях из-за многочисленности кредиторов, в других - из-за обычного для кредиторов нежелания менять должника и проч. Поэтому законодатель предусмотрел на этот счет специальные правила об уведомлении кредитора о передаче предприятия в аренду и установил специальные последствия на случаи отсутствия согласия кредитора на перевод долга и неуведомления его о предстоящей передаче предприятия.

2. Суть специального правила об уведомлении кредитора о передаче предприятия в аренду (п. 1 комментируемой статьи) в том, что кредиторы по обязательствам, включенным в состав арендуемого предприятия, уведомляются о предстоящей перемене должника на стадии подготовки предприятия к передаче, т.е. после заключения договора аренды и после включения долгов в имущественный комплекс предприятия. В то время как согласно правилам ст. 391 ГК перевод долга осуществляется только при активном участии кредитора, поскольку кредитору нельзя навязать перемену должника. Характер такого участия определяется в виде согласия кредитора.

Кредитор, получивший уведомление о передаче предприятия, вправе в письменной форме сообщить арендодателю о согласии на перевод включенного в состав предприятия долга на арендатора в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 391 ГК, либо отказать в согласии, в том числе в форме молчания.

3. В п. 2 комментируемой статьи определены специальные последствия на случай неполучения письменного согласия кредитора на перевод долга либо получения отказа в таковом. Уведомленный о передаче предприятия кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, включенного в состав арендуемого предприятия, и возмещения причиненных этим убытков. Так, кредитор-поставщик по договору поставки товара с отсрочкой платежа вправе требовать немедленной оплаты поставленного товара, несмотря на то что установленный договором срок его оплаты еще не наступил. Другая ситуация: если арендодатель-поставщик по договору поставки не исполнил обязанность по передаче предварительно оплаченного товара, то кредитор-покупатель вправе потребовать либо досрочной поставки товара, либо возврата предварительно уплаченной им суммы и прекращения обязательства полностью. До передачи предприятия подобные требования направляются арендодателю как стороне обязательства.


Отсутствие согласия кредитора на перевод долга не препятствует ни перемене на стороне должника, ни аренде предприятия. Если арендодатель, несмотря на отсутствие согласия на перевод долга, передал предприятие, осуществив такой перевод, то соглашение о переводе долга вступит в силу. Но правовое положение арендодателя и арендатора при этом осложнится. После передачи предприятия арендодатель и арендатор становятся солидарными должниками по включенным в состав переданного предприятия долгам, поскольку их обязанности по спорному обязательству связаны с предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 322 ГК, п. 4 комментируемой статьи). В этом случае кредитор вправе предъявить требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства и возмещении причиненных этим убытков и к прежнему, и к новому должнику. О правах кредитора при солидарной обязанности см. ст. 323 ГК.

Названные выше требования могут быть предъявлены как к прежнему, так и к новому должнику только в течение трех месяцев со дня получения уведомления о предстоящей передаче предприятия в аренду (а не в течение всего срока действия обязательства до его исполнения). Этот срок является пресекательным. Его пропуск влечет досрочное прекращение субъективного права кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства в связи с включением долгов в состав переданного в аренду предприятия.

В аналогичной ситуации при продаже предприятия без согласия кредитора на перевод долга последствия более жесткие. Кредитор вправе потребовать не только прекращения либо досрочного исполнения обязательства и возмещения убытков, но и признания договора продажи предприятия недействительным полностью или частично (п. 2 ст. 562 ГК).

4. В п. 3 комментируемой статьи кредитору предоставлены гарантии на случай, если он не был уведомлен арендодателем о предстоящей передаче предприятия в аренду и, соответственно, был лишен возможности выразить свое отношение к смене должника. В подобной ситуации к арендодателю, нарушившему правило п. 1 данной статьи об уведомлении о передаче предприятия, и значит, о переводе долга, кредитором в течение года может быть предъявлен иск об удовлетворении вышеперечисленных требований. Указанный срок является сокращенным сроком исковой давности (п. 1 ст. 197 ГК). Моментом начала течения срока исковой давности признается день, когда кредитор узнал или должен был узнать о передаче предприятия в аренду.

5. Как уже отмечалось, если кредитор не дал согласия на перевод долга, но в то же время и не потребовал до передачи предприятия прекращения обязательства или досрочного его исполнения, арендодатель вправе передать предприятие, включив соответствующий долг в его состав. Но в этом случае, согласно п. 4 комментируемой статьи, при неисполнении или ненадлежащем исполнении арендатором обязанностей по включенному в состав переданного предприятия долгу арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.